Государственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:15, доклад

Описание работы

цель, задачи, методы государственного регулирования инновационной деятельности.

Работа содержит 1 файл

гос регулир иннов проц.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Тема: Государственное  регулирование инновационной  деятельности 

      Указом  Президента РФ № 884 от 13 июня 1996 года одобрена и утверждена доктрина развития российской науки – система взглядов на роль и значение науки в обеспечении  независимости и процветания России, а также принципов, определяющих механизм государственного регулирования научной деятельности, которыми с учетом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, научные работники, научно-исследовательские организации, научно-технические общества и объединения.

      Системный кризис, сопровождающий период социально-экономического переустройства страны, привел к тому, что перед отечественной наукой встали серьезные трудности: крайне недостаточное бюджетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ не обеспечивает своевременного обновления материально-технической базы науки, создания нормальных условий жизни и труда ученых, осложняет эффективное государственное регулирование в научной сфере, по-прежнему остро стоит проблема более эффективного использования результатов научных исследований в экономике и пр.

      Для выхода из кризиса необходимо разрабатывать  стратегию сохранения и развития научно-технического и инновационного потенциала страны по следующим направлениям:

  • реструктуризация научно-технического потенциала в различных отраслях экономики с учетом концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов на «прорывных» направлениях науки и техники
  • создание фонда имущества науки и инноваций за счет объектов науки, являющихся федеральной собственностью и не используемых по назначению
  • разработка системы использования лизинга как эффективного рыночного механизма для субъектов инновационной деятельности, разрабатывающих и производящих наукоемкую продукцию с использованием дорогостоящих приборов и оборудования
  • совершенствование механизмов системы привлечения банковского кредита для расширения инновационной деятельности и создания условий для развития рынка капитала
  • разработка и использование системы обязательных отчислений части прибыли от экспорта нефти, нефтепродуктов, газа и минерального сырья для создания фонда инноваций в топливно-энергетическом комплексе
  • создание в финансово-промышленных группах наряду с системой консолидации финансовых и производственных потенциалов специальных инновационных центров, координирующих и реализующих инновационные проекты
  • формирование института разработчиков и управляющих инновационными проектами из числа научно-технических работников, ученых и специалистов
  • образование на базе фондов, поддерживающих инновационную деятельность, ассоциации фондов с развитым финансовым капиталом для помощи «прорывным» проектам
  • формирование системы целевого использования средств амортизационного фонда на финансирование мероприятий, связанных с проведением НИОКР, экспериментальных и других видов работ, освоением инноваций, патентованием новых решений, приобретением и освоением отечественных и зарубежных патентных и беспатентных лицензий
  • разработка предложений об изменении налогового законодательства, обеспечивающих значительное повышение инновационной активности.

      Цель  государственной инновационной  политики – развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.

      Задачи государственной инновационной политики:

  • обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики
  • обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности
  • сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований
  • углубление специализации и повышение надежности связей по кооперации общественного производства с наукоемкими технологиями
  • перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.

      Важнейшие принципы государственной инновационной  политики:

  • опора на отечественный научный потенциал
  • свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики
  • стимулирование развития фундаментальных научных исследований
  • сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ
  • создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности
  • создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны
  • интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней
  • защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства
  • обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею
  • развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства
  • формирование экономических условий для широко использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений
  • повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов
  • пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.

      Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

      Законодательство является основным регулятором инноваций и научно-технической деятельности.

      В современных условиях нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности предполагает разработку и введение в действие законов и нормативных актов, которые бы обеспечивали:

  • заинтересованность государства, общественных организаций, предприятий и частных лиц, вкладывать значительную часть своих доходов в инновационную деятельность за счет льготного налогообложения этой доли средств и прибыли, полученной от реализации продуктов инновационной деятельности
  • заинтересованность всех участников и партнеров по кооперации в доведении инновационной идеи и разработки до товарного вида и его коммерческой реализации на рынке, за счет освобождения их от уплаты или уменьшения размеров налогов
  • возможность получения гарантированного и льготного кредита участникам инновационной деятельности
  • обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности, как научных коллективов, так и отдельных ученых и разработчиков
  • обеспечение общепризнанного социального статуса и страховой защиты как исполнителей и участников инновационных процессов, так и инвесторов, финансирующих эти процессы.

      По характеру государственного воздействия на научную и инновационную деятельность различают методы прямого и косвенного регулирования (проводимые в рамках налоговой, кредитно-финансовой, амортизационной и внешнеэкономической политики).

      Прямое регулирование включает в себя, прежде всего, бюджетное финансирование научной сферы, а также охватывает содержательную сторону инновационной деятельности (выбор приоритетов, заключение правительственных контрактов, формирование государственного заказа, субсидирование и предоставление гарантий частным банкам).

      В качестве негативных сторон прямого государственного регулирования можно отметить:

  • неуверенность в отношении кратко- и среднесрочной ориентации государственной политики, ограниченной бюджетными трудностями, состоянием конъюнктуры и др.
  • субъективный подход к принятию решений со стороны чиновников, которые, как правило, не располагают достаточными знаниями о действительной потребности в средствах или не задействованы непосредственно в реализации своих решений
  • замедление исследовательского процесса в связи с бюрократическим характером оформления заявок
  • концентрацию выделяемых средств в крупнейшие монополии
  • неприемлемость для частного бизнеса вмешательства государства в принятие решений об инвестициях.

      Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса в общественном мнении и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.

      Таким образом, ключевым элементом реформирования системы государственного управления инновационной сферой становится совершенствование  механизмов финансирования, организации  научных исследований и налоговой политики, а именно:

  • выделение средств из федерального бюджета на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения в размере 3 % его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики до уровня, характерного для высокоразвитых стран
  • обеспечение устойчивого государственного финансирования Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, государственных научных центров и организаций, работающих по приоритетным направлениям науки и техники, государственных университетов и других высших учебных заведений,  научных библиотек, музеев и информационных центров
  • обеспечение множественности источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет активной поддержки целевых государственных фондов
  • создание благоприятных условий для инвестирования в науку средств промышленными предприятиями, банками, международными организациями и частными лицами
  • развитие конкурсных начал в распределение средств на научные программы и проекты при открытости принимаемых решений и привлечении научного сообщества к контролю за использованием средств
  • поэтапное введение федеральной контрактной системы в сфере научно-технических и опытно-конструкторских разработок
  • введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности
  • создание условий и предоставление необходимых ресурсов для участия российских ученых в международных проектах
  • создание благоприятных условий для работы общественных научных объединений.

      Организационный механизм государственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечивать учет мнений всех прямо  или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральной и местной), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

      Основные функции государственных органов в инновационной сфере:

  • аккумулирование средств на научные исследования и инновации
  • координация инновационной деятельности
  • стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции
  • создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности
  • кадровое обеспечение инновационной деятельности
  • формирование научно-инновационной инфраструктуры
  • институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора
  • обеспечение социальной и экологической направленности инноваций
  • повышение общественного статуса инновационной деятельности
  • региональное регулирование инновационных процессов
  • регулирование международных аспектов инновационных процессов.

      Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования аппарата Президента. В 1995 году при Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике, являющийся консультативным органом. Основные задачи Совета:

  • информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом
  • разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации
  • анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам
  • подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам
  • участие в подготовке официальных документов и материалов по научно-техническим вопросам для Президента РФ.

Информация о работе Государственное регулирование инновационной деятельности