Анализ государственного регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.
Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.

Содержание

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности 5

1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики 5

1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций 6

1.3 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов 8

1.4 Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов 10

Глава2.Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ 15

2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ 15

2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики 19

2.3 Основные проблемы развития инновационной политики РФ 22

2.4 Анализ государственной инновационной деятельности 23

Заключение 28

Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

Курсовая работа.

 

Тема: Анализ государственного регулирования инновационной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание

 

Введение 3

 

Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования инновационной  деятельности 5

 

1.1 Понятие и сущность  государственной инновационной  политики 5

 

1.2 Основные направления  государственной поддержки инноваций  6

 

1.3 Необходимость государственного  регулирования инновационных процессов  8

 

1.4 Прямые методы государственного  регулирования инновационных процессов  10

 

Глава2.Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ 15

 

2.1 Органы государственного  регулирования инновационного процесса  в РФ 15

 

2.2 Задачи и цели государственной  инновационной политики 19

 

2.3 Основные проблемы развития  инновационной политики РФ 22

 

2.4 Анализ государственной  инновационной деятельности 23

 

Заключение 28

 

Список литературы 30

 

 Введение

 

Государственное регулирование  экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.

 

Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким  риском. Для инициации инновации  бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние  стимулы и в частности государственная  поддержка.

 

Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических  и практических исследований и анализе  государственного регулирования инновационной  деятельности.

 

Курсовая работа предусматривает  решение следующих важнейших  задач:

 

-теоретические изучение  понятия и сущность государственной  инновационной политики;

 

-исследование основных  направлений государственной поддержки  инноваций;

 

-изучение необходимости  государственного регулирования  инновационных процессов;

 

-изучение структуры и  функций органов государственного  регулирования инновационного процесса  в РФ;

 

-анализ основных проблем  развития инновационной политики  РФ

 

-анализ государственной  инновационной деятельности

 

Для более наглядного представления  о том, как собственно правительство  РФ воплощает в жизнь инновационную  политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной  политики. Конечно не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении.

 

 Глава 1. Теоретические  основы государственного регулирования  инновационной деятельности

 

1.1 Понятие и сущность  государственной инновационной  политики

 

В большинстве промышленно  развитых стран государственная  долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки  малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных  управленческих органов представляют собой компоненты государственной  политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются  в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию.

 

Признание необходимости  государственного регулирования в  этой сфере в большинстве развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в экономические процессы.

 

«Государственная инновационная  политика - это составная часть  социально-экономической политики, которая выражает отношение государства  к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области  науки, техники и реализации достижений науки и техники. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2004.-38 с.»

 

«Государственная инновационная  политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию  инновационной деятельности, повышение  ее эффективности и широкое использование  результатов в целях ускоренного  социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 74 с.»

 

Она включает три этапа:

 

-разработку научно обоснованных  концепций (системы взглядов) развития  инновационной деятельности - осуществляется  на основе анализа состояния  инновационного потенциала;

 

-определение основных  направлений государственной поддержки  инноваций;

 

-осуществление практических  действий по реализации поставленных  целей, направленных на повышение  инновационной активности.

 

Эффективность государственной  инновационной политики, методов  ее формирования и основных направлений  поддержки инноваций в известной  мере находит отражение в научно-техническом  лидерстве. Оно проявляется в  международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной  научно-технической инновационной  помощи другим странам.

 

«Научно-техническое лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса  и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной  политики. Научно-техническое лидерство  является следствием правильного выбора направлений исследований. Правильный выбор должен привести к лидерству  по тем направлениям, по которым  имеется приоритет в развитии. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 75 с.»

 

Государственная инновационная  политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий  для осуществления инновационных  процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной  политики определяют основные направления  государственной поддержки инноваций.

 

1.2 Основные направления  государственной поддержки инноваций

 

Основные направления  государственной поддержки инноваций  включают:

 

содействие развитию научных  исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных  направлениях;

 

кадровое обеспечение  инновационной деятельности;

 

содействие разработке (в  рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;

 

формирование государственных  заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят распространение  на рынке;

 

применение фискальных и  прочих инструментов государственного регулирования, формирующих стимулирующие  воздействия внешней среды, которые  обусловливают необходимость и  эффективность инновационных решений  отдельных фирм (предприятий);

 

участие государства в  роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами  и высшими учебными заведениями;

 

координацию инновационной  деятельности в регионах;

 

создание правовой базы инновационной  деятельности;

 

регулирование международных  связей в области инновационных  процессов.

 

Последние два направления  важны с точки зрения степени  участия государства в поддержке  инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов  является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.

 

1.3 Необходимость государственного  регулирования инновационных процессов

 

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов  вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и  общества в целом.

 

«Главная функция государства  в условиях рыночных отношений - защита свободы личности, собственности  и предпринимательства. Государство  должно работать с рынком в одной  упряжке. Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер. - 38 с.»

 

«Необходимость государственного регулирования инновационных процессов  объясняется как общенациональным значением, так и экономическим  содержанием инноваций. В настоящее  время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику. Гринев В.ф. Инновационный  менеджмент. - К.: МАУП, 2001. - 132 с.»

 

Первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании  экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической  динамики приобретают интенсивные  факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

 

Второй аспект - воздействие  на структуру общественного производства. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств  и отраслей, постепенного отмирания  и исчезновения других.

 

Третий аспект - существенное влияние на институциональные экономические  механизмы. Инновации также изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре  хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Происходят сдвиги в структуре и  реализации различных форм собственности  и т. п.

 

Четвертый аспект - все большая  тождественность способности нации  к прогрессу и ее способности  продуцировать и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления  как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические нормы.

 

Пятый аспект - влияние инноваций  на социальную стабильность. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить, уровень жизни  населения, способствует решению проблем  занятости, повышает уровень образования  и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.

 

Шестой аспект - влияние  инноваций на окружающую среду, решение  экологических проблем.

 

Седьмой аспект - активизация  международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной  жизни, объединение ресурсов различных  стран, трансфер технологий.

 

Восьмой аспект - зависимость  глобальной конкурентоспособности  национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

 

Девятый аспект - взаимосвязь  уровней научного потенциала и национальной безопасности.

 

Наконец еще одним аспектом в данном перечне является возможность  использования научно-технических  достижений в антиобщественных целях.

 

«Необходимость государственного регулирования инновационных процессов  объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.- М.: Проспект, 2007. - 65 с.»

 

С одной стороны, в настоящее  время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих  субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических  результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику.

Информация о работе Анализ государственного регулирования инновационной деятельности