Государственное регулирования в инновационной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Государственное регулирование играет серьезную роль в стимулировании инновационной активности фирм. Существует несколько причин, по которым государство обязано и заинтересовано участвовать в инновационных процессах компаний. Это:

особый характер знаний, генерируемых в ходе инноваций;
высокая степень неопределенности и риска при реализации инновационных проектов;
потребность в дополнительных активах;
экологический и социальный аспект.

Содержание

Введение 3

1. . Методы государственного регулирования в инновационной сфере 6

2. Формы государственного воздействия на инновационную активность товаропроизводителей. 8

Заключение 15

Список литературы. 16

Работа содержит 1 файл

Регулирование инноваций.docx

— 35.97 Кб (Скачать)

План

 
 

Введение 3

1. . Методы государственного регулирования в инновационной сфере 6

2. Формы государственного  воздействия на  инновационную   активность товаропроизводителей. 8

Заключение 15

Список  литературы. 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Государственное регулирование играет серьезную роль в стимулировании инновационной активности фирм. Существует несколько причин, по которым государство обязано и заинтересовано участвовать в инновационных процессах компаний. Это:

  1. особый характер знаний, генерируемых в ходе инноваций;
  2. высокая степень неопределенности и риска при реализации инновационных проектов;
  3. потребность в дополнительных активах;
  4. экологический и социальный аспект.

     Результаты  научных исследований и разработок в момент их коммерциализации становятся достоянием общества, что осложняет максимизацию прибыли фирмы - новатора.

     Кроме того, трансфер научно-технических (инновационных) знаний происходит без смены собственника в отличие от продажи товаров и услуг. Если одна компания продает другой определенное ноу- хау, то первая остается при этом собственником идеи, а вторая тоже им становится. Таким образом, знания циркулируют между фирмами длительное время и их ценность не снижается. Данный фактор также может снизить активность генераторов идей.

     И наконец, первичная коммерциализация новой идеи приводит к ее копированию  конкурентами, что снижает возможность  получения сверхприбылей для фирмы-новатора. Чем более сложным и комплексным является ноу-хау, тем продолжительнее период монополии на него.

     Для решения вышеизложенных проблем  необходимо вмешательство государства в инновационную деятельность частного сектора. В качестве основных инструментов здесь используется установление прав на интеллектуальную собственность (патентное и лицензионное право), а также прямое и косвенное стимулирование инновационной активности фирм.

     Нестабильность  изменений, происходящих во внешней среде компании, часто приводит к сложности в оценке потенциала инновационных проектов, прогнозировании будущих прибылей и рыночных преимуществ. Высокая степень неопределенности оказывает влияние как на желание компаний инвестировать в исследования, так и на последующую их коммерциализацию. Для снижения риска инвестирования в инновационный проект компания может воспользоваться услугами страховых компаний, инвестиционных фондов или частных инвесторов. Однако это также означает передачу части прав (в той или иной форме) на результаты инновационной деятельности.

     Роль  государства в решении проблемы риска сводится либо к частичному финансированию НИОКР, либо к помощи в создании и частичному финансированию межфирменных альянсов и научно-исследовательских центров, либо к продлению сроков действия патентов на продукцию такого рода межфирменных венчурных предприятий.

     Дополнительные  активы. Реализация инновационных проектов часто связана с необходимостью приобретения дополнительных активов, которые находятся под особым контролем государства. Это дороги, электричество, газ, связь и т. д. Очевидно, что стоимость услуг и товара на рынке естественных монополий во многом определяет эффективность инновационной деятельности, связанной с их использованием. В качестве меры стимулирования государство может само предоставлять данные услуги или регулировать деятельность монополиста в данной сфере.

     Как показывает практика, компании очень неохотно идут на замещение используемых эффективных технологий производства на новые, более экологически чистые. Во-первых, это связано с дополнительными финансовыми вложениями на переоснащение производства и адаптацию к новой технологии. Во-вторых, даже новейшие экологически чистые технологии не всегда являются экономически более выгодными в краткосрочной перспективе.

     Государство способно решить данную проблему предоставлением  субсидий и льгот разработчикам  и пользователям новых безвредных технологий. С другой стороны, государство  устанавливает экологические нормы для производителей, таким образом законодательно принуждая их к созданию экологически чистых производств.

     К стимулированию инновационной активности ведет и законодательная деятельность государства в сфере установления стандартов качества продукции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. . Методы государственного регулирования в инновационной сфере

 

     Методы  воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение  их определяется экономической ситуацией  в стране и выбранной в связи  с этим концепцией государственного регулирования.

     Прямые  методы государственного регулирования  инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.

     Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками. В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции1.

     В системе прямых методов воздействия  государства на инновационный процесс  важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий (фирм, корпораций) в области  нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой – создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании фундаментальных и поисковых исследований. В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных фирм и предприятий, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи.

     В государственном регулировании  инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы. Косвенные методы, используемые в  реализации государственной инновационной  политики, нацелены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности. Состав, структура и содержание косвенных  методов государственного регулирования  инновационных процессов достаточно разнообразны.

     К косвенным методам следует отнести  налоговые льготы и скидки, кредитные  льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление: в освобождении от налогообложения той части  прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела; исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов; снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций; уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств. Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам – потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

     Ускоренная  амортизация также является косвенным  методом государственного финансового  воздействия на инновационную деятельность товаропроизводителей.  Обычная  практика состоит в вычитании  издержек на амортизацию изношенного  и устаревшего оборудования из налогооблагаемой прибыли.

     Предоставляя  фирме, инвестирующей в новые  технологии и продукты, право на ускоренную амортизацию, государство  значительно завышает нормы амортизационных  отчислений и соответственно снижает размеры налогооблагаемой прибыли. В различных странах в законодательстве специально оговорены нормы и сроки списания амортизационных расходов для компаний, внедряющих новые технологии, вводящих в эксплуатацию новое оборудование и разрабатывающих новую продукцию.

2. Формы государственного  воздействия на  инновационную   активность товаропроизводителей.

 

     Важнейшим элементом воздействия государства  на инновационный процесс является правовое регулирование. Конституция  РФ определила научно-технический прогресс, инновационный процесс как один из главных факторов удовлетворения материальных и духовных потребностей. Она закрепила в качестве государственной задачи организацию реализации научно-технических достижений в народном хозяйстве и других сферах жизни общества, гарантирует гражданам РФ свободу научно-технического творчества. Нормы Конституции являются исходными для правовой регламентации управления инновациями. Правовое обеспечение инновационного процесса обычно основывается на законодательных и нормативных актах, принятых на федеральном (государственном) и республиканском уровне. К этим актам следует отнести действующие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и центральных органов управления, государственные и межотраслевые стандарты, а также региональные законы, постановления республиканских правительств и др.

     Отметим, что нередко правовое обеспечение  инновационного процесса сужается до нормативно-правовых документов (законов, указов, постановлений, инструкций), относящихся лишь к финансированию и стимулированию инноваций. Инновационное законодательство должно рассматриваться в более широком смысле, охватывающем не только финансово-экономическую составляющую инновационного механизма, но и его организационную, информационную, управленческую и другие составляющие. Сюда же следует отнести правовое обеспечение морально-психологических методов воздействия на инновационную деятельность.

     По  характеру и содержанию в инновационном  законодательстве можно выделить три  группы нормативно-правовых актов:

     1) устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы органов управления инновациями;

     2) регулирующие функционирование этой системы;

     3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и протекающие в нем процессы2.

     По  первым двум группам регулятивная функция  права ограничивается преимущественно  решением структурных вопросов –  построением системы органов  управления, определением их компетенции, прав и обязанностей отдельных ее подразделений. В третьей группе в проблеме правового регулирования инновационного процесса большая роль отводится правовому режиму процессов организации, финансирования, стимулирования и планирования инновационного процесса и внедрения его результатов в производство, а также продвижения новшеств на внутренний и внешний рынок. Важнейшими являются нормативно-правовые акты, относящиеся к третьей группе.

     Кратко  рассмотрим некоторые элементы инновационного механизма с точки зрения нормативно-правового обеспечения их функционирования. Наиболее устойчивым, консервативным элементом инновационного механизма является организационная составляющая, т. е. типы организации и их внутренняя структура, сектора науки, методы выполнения инновационных работ. Инновационный механизм существовал до перехода к рыночным отношениям, и организационный его механизм практически сохранился. Организационный механизм инноваций формировался в течение десятилетий на основе нормативно-правовых актов того времени (законов, постановлений, положений и др.) и в целом себя оправдал. Поэтому нет необходимости в кардинальном изменении юридической основы организационного механизма инноваций. Ведь такое изменение приведет к значительным изменениям статуса многих типов организаций и как следствие – к нарушению их пропорций, связей и режима функционирования.

Информация о работе Государственное регулирования в инновационной сфере