Гоударственное регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение значимости государственного регулирования инновационной деятельности.

Основные задачи исследования, сформулированные в соответствии с поставленной целью:

- Рассмотреть теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности;

- Осуществить анализ государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации;

- Выявить регулирование инновационной деятельности в малых предприятиях.

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 99.03 Кб (Скачать)

     Упрощенная  система налогообложения

     В целях стимулирования спроса на изобретения, научные исследования, опытно-конструкторские  разработки, промышленные образцы, полезные модели в среде малого бизнеса, а  также развития инфраструктуры для  полноценного функционирования инновационной  экономики (института патентных  поверенных, компаний, осуществляющих юридическую защиту указанных прав) законодателем предусмотрены налоговые  вычеты и для специального налогового режима.

     В частности, к расходам, учитываемым  при налогообложении, относятся:

     — расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для  электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование  указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного  договора;

     — расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;

     — расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

     Что касается расходов, связанных с получением правовой охраны на результаты интеллектуальной деятельности, необходимо отметить, что  к ним прежде всего будут относиться расходы по получению патента  на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, расходы по получению патента  на селекционное достижение, а также  средства, направленные на регистрацию  товарного знака и наименования места происхождения товара. Именно эти объекты интеллектуальной собственности  получают правовую охрану при условии  получения правообладателем патента или соответственно государственной регистрации.

3. Регулирование инновационной  деятельности в  малых предприятиях 

3.1 Исследование проблем повышения эффективности функционирования малых предприятий в инновационной сфере деятельности 

     Малые формы организации предпринимательства (малые предприятия) следует рассматривать  одним из эффективных направлений  активизации инновационной деятельности в промышленности. В связи с  этим проблема повышения эффективности  поддержки малого предпринимательства  и управления малыми предприятиями  в этой сфере деятельности остается особенно актуальной.

     Механический  перенос формируемой методологии  современного российского менеджмента  на малые предприятия, деятельность которых связана с инновационными процессами, как показывает практический опыт автора, не приводит к получению  ожидаемого эффекта и более того компрометирует эту, признанную во всем мире организационно-производственную форму предпринимательства. На наш  взгляд, среди существующих и препятствующих причин эффективному использованию  МП в научно-технической и инновационной  сферах деятельности, которые уже  представляют по своей сути определенные проблемы, наиболее острыми являются следующие[14,c.77].

     Первая  проблема возникла из-за отсутствия рыночного  механизма интеграции отдельных  субъектов интеллектуальной собственности  в добровольно создаваемые коллективы (организации) разработчиков и производителей, способные воспроизвести цепь: "исследование - разработка - производство - продажа". Такие коллективы, организационно оформленные  в малые предприятия, должны представлять собой отдельные элементы (блоки), из которых по мере требований рыночной экономики могут создаваться:

     - организации органического типа (с гибкой организационной структурой управления) по созданию и реализации целевых проектов инноваций, то есть специфического товара в виде научно-прикладных, технико-технологических и организационных разработок, приносящих устойчиво положительный потребительский эффект и направленных на совершенствование процесса или результатов деятельности хозяйствующих субъектов;

     - организации, конечным результатом деятельности которых является новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынке; новый или усовершенствованный технологический процесс; новый подход к социальным услугам, используемых в обществе;

     - организации, которые обеспечивают создание рынка инноваций и являются его инфраструктурным обеспечением - информационным, аналитическим, коммерческим, финансовым и т.д[14,c.80].

     Вторая  проблема связана с преодолением традиционной для бывшего советского периода развития России организации  научно-технической и инвестиционной деятельности, когда в структуре  НИОКР преобладали разработки, внедряемые в оборонный комплекс, существовали в основном некоммерческие взаимосвязи  между организациями на всех стадиях "исследование - разработка - производство - эксплуатация", существовало деление  науки на фундаментальную, отраслевую, вузовскую и заводскую и отсутствовали  интеграционные хозяйственные отношения  между ними и, наконец, преобладали  командно-административные и морально-политические методы управления в этой сфере деятельности. В условиях развития и углубления рыночных отношений все это стало  не только тормозом в процессе активизации  инновационной деятельности, но и  в ряде случаев остановило процесс, и поэтому должно быть заменено новым, рыночным механизмом управления[14,c.81].

     Третья  проблема заключается: во-первых, в  необходимости возврата в научно-техническую  и инновационную сферы деятельности высококвалифицированных научных и конструкторских кадров, ушедших в другие сферы профессиональной деятельности или эмигрировавших в другие страны из-за изменения системы ценностей общества, во-вторых, восстановления непрерывности в системе подготовки кадрового потенциала, необходимого для создания российской экономики более высокого технологического уклада, сконцентрировав ее усилия на воспроизводстве пятого и шестого технологических укладов. Одним из путей решения этой проблемы нам видится усиление предпринимательских начал, перенесение центра тяжести в научно-технической и инновационной деятельности на частный капитал, в том числе на малое предпринимательство, полностью компенсируя этим самым сокращение государственных инвестиций в науку, новые технологии и инновации[14,c.82].

     Четвертая проблема связана с необходимостью создания многоуровневой (на макро- федеральном  уровне, на мезо- региональном уровне, на микро-уровне предприятий) системы  инвестирования научно-технической  и инновационной деятельности, основными  рычагами которой должны стать рыночные составляющие - конкуренция, цена, прибыль, а организационными формами реализации - целевые программы, ориентированные  на приоритетные направления рыночной экономики и социальные проблемы общества. В этой связи определенная роль должна быть отведена малым предприятиям, поскольку только они в сочетании  с крупными и средними научными коллективами, могут создать монолитную сферу  инновационной деятельности на всех уровнях экономики. Увеличение числа  малых предприятий в этой сфере  деятельности является стратегической задачей, так как с их помощью  становится возможным передача новейших технологий из фундаментальной науки  и оборонных технологий в сферу  гражданской промышленности[14,c.83].

     Пятая проблема заключается в необходимости  поддержки малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, путем  формирования эффективного механизма  управления, базирующегося на новой российской управленческой парадигме. Решить эту проблему отдельному и даже группе малых предприятий не под силу. На ее решение должны быть сконцентрированы усилия законодательной и исполнительной власти, ученых, предпринимателей и менеджеров, поскольку решение лежит в плоскостях научно-технической и инновационной деятельности, совершенствования рыночного механизма управления хозяйствующими субъектами, регулирования поведения рыночной среды, налогового, кредитно-финансового и правового механизмов[14,c.85].

     Перечисленные проблемы касаются только малых предприятий  инновационного профиля деятельности, и их следует отнести к специфическим. К их числу следует добавить и  проблемы общего характера, возникшие  и возникающие в сфере научно-технической  и инновационной деятельности, и  проблемы МП, наиболее важными из которых, являются:

     - во-первых, в области научно-технической  и инновационной деятельности  существует интегрированная проблема, обусловленная предстоящими оживлением  и подъемом экономики и связанным  с этим инновационным бумом,  который будет опираться на  базисные и улучшенные инновации.  К направлениям решения этой  проблемы следует отнести: всесторонний  учет состояния и специфики  научно-технического потенциала  регионов, сближение этих потенциалов,  развитие базисных инноваций,  проведение региональной селективной  перспективной инновационной политики, развитие вузовской науки, относительно  равномерно размещенной на территории  страны и широко привлекающей  молодежь, расширение межрегионального  и межгосударственного кооперирования  с целью разработки, освоения  и распространения новых поколений  техники и технологий;

     - во-вторых, в области развития  МП и совершенствования управления  МП: создание правовых, экономических  и организационных условий для  устойчивого развития МП как  важнейшего элемента институциональных  преобразований и неотъемлемой  части новой структуры экономики;  инициирование действий финансово-кредитных и инвестиционных механизмов за счет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий; целевое формирование системы государственной поддержки МП[14,c.88].

     Решение всех этих проблем должно осуществляться синхронно, в четкой взаимосвязи между собой, несмотря на то, что они как бы лежат в разных плоскостях функционирования экономики - решение проблем инновационной деятельности позволяет формировать рациональную промышленную политику, а решение проблем развития малых предприятий обеспечивает эффективные условия для реализации последней в условиях рыночной экономики.

Таблица 1 - Матрица степени взаимосвязи проблем развития малых предприятий и активизации инновационной деятельности в промышленности Алтайского края

Проблемы  активизации инновационной  деятельности Проблемы  развития малых предприятий 
Определение точек экономического роста  Разработка  государственной системы поддержки  Разработка  рыночного механизма управления Разработка  нормативно-правового обеспечения  Формирование  проектного финансирования Развитие межрегионального и межгосударственного кооперирования
Определение точек экономического роста  1,00 0,20 0,30 0,20 0,20 0,10
Разработка  государственной системы поддержки  0,10 1,00 0,10 0,25 0,40 0,15
Разработка  рыночного механизма управления 0,25 0,25 1,00 0,30 0,10 0,10
Разработка  нормативно-правового обеспечения  0,10 0,20 0,25 1,00 ОДО 0,35
Формирование  проектного финансирования 0,40 0,25 0,20 0,10 1,00 0,05

     При решении проблемы активизации инновационной  деятельности, например, в регионе  в какой-либо точке экономического роста на основе развития малых предприятий  должны быть решены следующие проблемы в порядке оцененного ранга:

     - создания эффективного рыночного механизма управления МП, который был бы адекватен сложившимся условиям на рынке и сущности малого предпринимательства;

     - обеспечения соответствующей сложившейся ситуации системы государственной (федеральной и муниципальной) поддержки МБ в этой сфере деятельности;

     - формирования нормативно-правового обеспечения;

     - создания эффективной системы проектного финансирования;

     - развития межрегионального и межгосударственного кооперирования[10,c.82].

     При решении проблемы развития малых  предприятий в установленной точке экономического роста (в сфере инновационной деятельности) ранги тех же самых проблем будут распределяться следующим образом:

     - формирование проектного финансирования;

     - разработка рыночного механизма управления МП;

     - развитие межрегионального и межгосударственного кооперирования;

      -разработка государственной системы поддержки;

     - разработка нормативно-правового обеспечения[10,c.98].

     Аналогичным образом следует рассматривать  и устанавливать порядок решения  проблем ориентации МП на инновационную  деятельность в промышленности.

     Точки экономического роста представляют собой приоритеты социально-экономического развития. На макроуровне уровне Российской Федерации, они определяются в ежегодных  посланиях Президента РФ, федеральных  законах, постановлениях Правительства  РФ.

     Поскольку экономика реально существует в  регионах, экономики которых имеют  отличия, постольку и каждый субъект  Федерации имеет свои точки экономического роста или, как было только что  отмечено, приоритеты социально-экономического развития, в том числе и в  области научно-технической и  инновационной деятельности. 

3.2 Разработка системного методического обеспечения управления малым предпринимательством 

Информация о работе Гоударственное регулирование инновационной деятельности