Инфраструктура инновационной деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрено состояние инфраструктуры инновационной системы России и приводится анализ ряда проблем, которые тормозят развитие инновационных подходов в промышленности, а также рассмотрены некоторые возможные меры по созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности российских предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Глава. Теоретическая часть…………………………………………...…4
1. Понятие и сущность инфраструктуры, классификация основных видов. …………………………………………………………………………...…4
2. Проблемы формирования и развития инфраструктуры инновационной деятельности………………………………………………...…..7
3. Типология инновационных организаций в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………….…..32
4. Современные тенденции организационной структуры инновационного предприятия ……………………………………………...…..38
II. Глава. Практическая часть. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) создания инновационной инфраструктуры на примере проекта создания технопарка в сфере высоких медицинских технологий на территории Пензенской области………………………………………………..41
Заключение…………………………………………………………….….44
Список использованной литературы……………………………………45

Работа содержит 1 файл

Инфраструктура инновационной деятельности.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

     В последнее время стала модной организация "кластеров", которые  фактически выполняют роль инновационно-промышленных парков. Кластерами у нас, как правило, называют совокупность предприятий, расположенных на одной ограниченной территории (на крупном предприятии или в пределах одного города) и более или менее тесно связанных производственными связями. По существу такое определение кластера практически полностью тождественно понятию инновационно-технологического комплекса. Во избежание недоразумений следует сразу сказать, что понятие кластера конкурентоспособности, введенное М.Портером 5, не имеет отношения к этим образованиям.

     Для полноты рассмотрения следует упомянуть  также о технико-внедренческих  зонах, которые также можно отнести  к элементам технологической  инфраструктуры. В последнее время  ведется широкое обсуждение проекта создания таких зон. Предполагается, что предприятия, которые будут размещаться в этих зонах, будут иметь доступ к инфраструктуре ведения бизнеса и особый налоговый и таможенный режимы. Пока условия существования предприятий в технико-внедренческих зонах законодательно не определены, и обсуждать роль таких образований в инновационной системе преждевременно. 

     Центры  коллективного пользования  производственным оборудованием

     Очевидно, что обеспечение всех малых предприятий  современным производственным оборудованием невозможно в силу того, что относительно небольшие объемы их производства не позволяют эффективно использовать современное производительное оборудование. При стоимости современного станка в несколько сотен тысяч долларов его покупку и эффективную эксплуатацию при выпуске собственной продукции может позволить себе только достаточно крупное предприятие (мы не рассматриваем здесь вопрос доступности и стоимости кредитов на покупку оборудования для малых и средних предприятий, а только вопросы его рентабельной эксплуатации). Таким образом, от использования новых технологий в производстве в силу этой причины оказывается отсеченным огромный пласт малых и средних предприятий. Выход из этой ситуации возможен за счет коллективного использования оборудования в центрах услуг.

     На  западе такой подход получил широкое  распространение. Например, до 20% лазерного  производственного оборудования устанавливается  в так называемых job-shop'ах (центрах, оказывающих услуги по лазерной обработке  материалов). Следует отметить, что не только малые и средние, но также и крупные предприятия являются клиентами таких центров.

     Как было сказано выше, станочный парк промышленности стареет, и обеспечение  доступа к современным технологиям  является весьма актуальным не только для малых и средних предприятий. В современных российских условиях, когда большинство предприятий не имеют необходимых ресурсов на переоснащение производства, этот подход позволит при сравнительно небольших затратах обеспечить доступ к современным технологиям практически всем заинтересованным предприятиям независимо от их величины и объемов производства. Для примера в таблице 2 приведены сравнительные данные по двум вариантам оснащения промышленных предприятий лазерным оборудованием.  
 
 

     Таблица 2

     Сравнение показателей использования лазерного оборудования  
на отдельных предприятиях и в составе регионального центра
 

     Показатель Оснащение предприятий Оснащение региональных центров
Количество предприятий      100      100
Количество  единиц оборудования      100      2...4
Затраты на оборудование $30 миллионов $1…2  миллиона
Количество  специалистов      100…150      10…20
Срок  реализации проекта      5 лет      1 год
Малые предприятия Нет имеют  доступа      Имеют доступ
Интенсивность использования оборудования      1 смена      2…3  смены
Налоговая окупаемость затрат      3 года      Менее 1 года
 

     При традиционном подходе, когда оборудование устанавливается на каждом из предприятий, затраты на его приобретение оказываются  в 10…20 раз выше, чем в случае оснащения  центров коллективного пользования, обслуживающих такое же количество предприятий. Немаловажным фактором в сравнении является обеспечение оборудования квалифицированным обслуживающим персоналом - для оснащения через центры коллективного пользования потребуется на порядок меньше квалифицированных специалистов.

     В заключение перечислим дополнительные положительные эффекты, которые дает организация региональных центров коллективного пользования:

  • генерация дополнительных объемов производства,
  • генерация налоговых поступлений от увеличения объемов производства,
  • повышение конкурентоспособности - расширение сбыта, увеличение объемов продаж промышленной продукции за счет использования передовых производственных технологий, повышение экспортного потенциала российских производственных предприятий за счет повышения качества производимой продукции,
  • создание новых рабочих мест для высококвалифицированных кадров и расширение объемов подготовки квалифицированных кадров,
  • сохранение производственного потенциала российских предприятий.

     Как видно из приведенного перечня, организация  центров коллективного пользования позволяет экономически целесообразно обеспечить большому количеству региональных промышленных предприятиям доступ к современным технологиям и дает много положительных побочных эффектов, способствующих переводу региональной промышленности на инновационный путь развития. 

     Консалтинговая  инфраструктура

     Следующий блок инфраструктурных предприятий  включает консалтинговые организации. Важность этих структур для обеспечения  инновационной деятельности заключается  в том, что инновационная деятельность имеет много специфических особенностей, знание которых приобретаются только с практическим опытом. Создание малых инновационных предприятий (МИП) "непрофессиональными" менеджерами приводит к тому, что выживаемость таких предприятий обычно бывает невысока. Поэтому обеспечение доступа к профессиональным консультациям представляется одним из средств повышения эффективности использования средств, направляемых на инновационное развитие. Комплексным решением многих из этих вопросов призваны заниматься центры (офисы) трансфера технологий. В настоящее время ЦТТ создаются, как правило, при крупных вузах и академических институтах. Гораздо слабее развита сеть ЦТТ в отраслевых институтах и государственных научных центрах (ГНЦ), хотя именно они обладают наиболее значительным заделом в области разработки новых технологий. Сеть ЦТТ на начало 2005 г. насчитывает около 50 организаций и продолжает интенсивно развиваться. ЦТТ создаются либо как структурные подразделения организаций, обладающих инновационными разработками, либо как самостоятельные юридические лица. И тот, и другой вариант имеют как преимущества, так и недостатки. Пока существующий опыт работы недостаточен, для того, чтобы говорить о том, какой из вариантов организации ЦТТ более предпочтителен.

     Основной  задачей ЦТТ является коммерциализации разработок, создаваемых в материнских организациях. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностям оказания консалтинговых услуг по достаточно широкому спектру вопросов - финансовых, экономических, маркетинговых, а также часто и по внешнеэкономической деятельности.

     Основные  проблемы, которые начали проявляться  с началом развития сети ЦТТ - в  отсутствии квалифицированных кадров для их комплектования. Зачастую менеджмент ЦТТ не знает, как организовать практическую работу по коммерциализации разработок, имеет слабое представление о существующих возможностях. Если параллельно с созданием ЦТТ не будут приняты меры по обучению персонала, эффективность работы создаваемой сети будет невелика. Если же проблема кадров будет решена, ЦТТ могут стать одним из важных структурных элементов, стимулирующих развитие инновационной деятельности в регионах.

     Кроме ЦТТ сфера консалтинга включает и другие организаций, которые перечислены  в таблице 2. Как правило, они имеют  универсальный характер, оказывают услуги предприятиям разной специализации и не ориентированы только на инновационную деятельность. 

     Инфраструктура  подготовки кадров

     Если  более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Как отмечалось выше, нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

     При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

     В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут  десятки вузов страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки. Комплектация их, как правило, происходит специалистами, которые отбираются по практической пригодности к выполнению стоящих перед ЦТТ задач и функций.

     Наконец, следует отметить и дефицит квалифицированных  преподавателей для подготовки кадров. Во многих вузах преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта в тех вопросах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок.

     В этой связи еще раз следует  отметить роль системы консалтинга. Поскольку обучение кадров процесс  достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, следует предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Эта система не повторяет систему ЦТТ, хотя и должна работать с ней в тесной увязке, а обеспечивает разовый консалтинг по отдельным вопросам, возникающим у предприятий. Возможно, эту систему целесообразно строить как систему экспресс обучения основам инновационных подходов.

     На  первом этапе (1-3 года) система консалтинга  должна закрыть потребность в  информации в области продвижения  и маркетинга инновационной продукции  предприятий. Целесообразно предусмотреть государственную поддержку для этой системы на первые три-пять лет для того, чтобы сформировать потребность у предприятий в таких услугах (для предприятий услуги должны иметь на первом этапе символическую стоимость). Базой для создания сети консалтинга могут стать создаваемые в настоящее время центры трансфера технологий, укомплектованные необходимыми специалистами. Для успешного решения проблемы обеспечения доступа к консалтингу, необходимо обеспечить поддержку работы таких центров со стороны местных администраций. Создаваемые центры целесообразно связать их в единую сеть, обеспечивающую доступ к консалтинговым ресурсам других организаций - членов сети при отсутствии нужных специалистов в регионе. По оценкам количество центров консалтинга должно составлять несколько сотен из расчета 1 центр консалтинга на 500 - 1000 промышленных предприятий. 

Информация о работе Инфраструктура инновационной деятельности организации