Инфраструктура инновационной деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассмотрено состояние инфраструктуры инновационной системы России и приводится анализ ряда проблем, которые тормозят развитие инновационных подходов в промышленности, а также рассмотрены некоторые возможные меры по созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности российских предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Глава. Теоретическая часть…………………………………………...…4
1. Понятие и сущность инфраструктуры, классификация основных видов. …………………………………………………………………………...…4
2. Проблемы формирования и развития инфраструктуры инновационной деятельности………………………………………………...…..7
3. Типология инновационных организаций в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………….…..32
4. Современные тенденции организационной структуры инновационного предприятия ……………………………………………...…..38
II. Глава. Практическая часть. Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) создания инновационной инфраструктуры на примере проекта создания технопарка в сфере высоких медицинских технологий на территории Пензенской области………………………………………………..41
Заключение…………………………………………………………….….44
Список использованной литературы……………………………………45

Работа содержит 1 файл

Инфраструктура инновационной деятельности.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

     Информационная  инфраструктура

     Следующий блок инфраструктуры поддержки инновационной  деятельности связан с обеспечением доступа к информации. В этой области  существует достаточно разветвленная сеть организаций, включающая региональную систему государственных центров научно-технической информации, структуры, поддерживающие малый бизнес, региональные информационные сети. Большое количество информации по инновационной проблематике размещено в интернете.

    Сложившаяся система достаточно эффективно решает ряд проблем. Так техническая  информация сейчас доступна в больших  объемах практически по всем направлениям науки и техники. Не представляет особых проблем доступ к патентной информации. Основная информация, которая может оказывать влияние на решение задач инновационного развития, и по которой существует значительный дефицит, связана с информацией о рынках.

    Еще одна группа вопросов информационного  обеспечения инновационной деятельности связана с доведением информации о новых разработках до потенциальных пользователей, организация консультаций по их использованию.

    В 2005-06 гг. в рамках Федеральной целевой  научно-технической программы (ФЦНТП) "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы предполагается создание сети информационно-аналитических центров по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также по инновационной тематике. Предполагается также постановка работ по организации сбора, анализа и систематизации информации о завершенных НИОКР по регионам и в целом по России. Существенные усилия предполагается направить на доведение информации о завершенных НИОКР до заинтересованных потребителей. Эта работа будет проводиться, в том числе на выставочных мероприятиях, поддерживаемых Минобрнауки России и Роснаукой.

    В рамках ФЦНТП будут также поддержаны работы по исследованию рынков и разработке бизнес планов организации производств  перспективной наукоемкой продукции. 

    Финансовая  инфраструктура

    По  следующей группе предприятий инновационной  инфраструктуры идет наиболее оживленная дискуссия - это структуры, обеспечивающие доступ инновационных предприятий (как крупных, так и малых) к  финансовым ресурсам. В настоящее  время существует довольно много финансовых инструментов, однако статистические исследования показывают, что основным источником финансирования развития инновационных промышленных предприятий являются их собственные средства. Банковский кредит пока остается слишком дорогим, а кредиты слишком короткими для развития инновационной деятельности.

    Ресурсы госбюджета доступны в основном для  крупных предприятий. Но даже для  них масштаб обеспечения бюджетными финансовыми средствами составляет не более 5-10% от необходимых объемов. Развитие же МИП финансируется в основном самими учредителями, их родственниками и знакомыми. Ограниченность таких источников приводит и к торможению роста числа МИП.

    Программа стартового финансирования, проводимая Фондом содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы и местными программами поддержки малого бизнеса, не в состоянии переломить отрицательные тенденции и компенсируют в лучшем случае небольшую часть "естественной убыли" МИП. Сводных данных по поддержке малого инновационного предпринимательства местными бюджетами нет, но можно предположить, что их влияние на динамику МИП также невелико, может быть за исключением столиц и некоторых крупных городов.

    Венчурное инвестирование, о котором в последнее  время ведется много дискуссий, до сих пор остается экзотикой, и значимых успехов на этом направлении пока нет. По-видимому, это связано с тем, что наша промышленность пока не сформировала потребности в развитии венчурных подходов. В отличие от развитых стран, где венчурный бизнес обслуживает потребность крупных предприятий в перспективных разработках, большинство российских предприятий предпочитают производить такие разработки самостоятельно. На западе эта функция все чаще выносится вовне, то есть предприятия предпочитают покупать разработку, а не проводить ее своими силами - именно это становится основой венчурных подходов. У нас на большинстве предприятий имеется значительное количество собственных разработчиков, и в первую очередь предприятия стремятся загружать их, а не сторонние организации. Те немногие наши венчурные проекты, которые заканчиваются продажей созданных предприятий, показывают, что покупатели - это, как правило, зарубежные фирмы или инвесторы. То есть создание венчурных предприятий это работа на зарубежные рынки со всеми вытекающими отсюда сложностями. Еще одним важным обстоятельством является существующая у нас в настоящее время сложность "выхода" инвестора из создаваемого венчурного предприятия - это также не способствует развитию венчурного бизнеса.

    Поскольку зарубежные схемы венчурного финансирования плохо работают в российских условиях, целесообразно подумать о разработке модификаций схем венчурного финансирования, позволяющих привлечь венчурное финансирование в условиях неразвитого фондового рынка, избытка предложений по разработке НИОКР, неразвитой системы "выхода" из создаваемых венчурных предприятий.

    Следует также отметить, что в последнее  время во многих регионах идет создание региональных венчурных фондов. В  большинстве таких случаев слово "венчурный" в названии отражает лишь модную тенденцию. По существу большинство этих структур являются фондами поддержки инновационной деятельности, нацеленными на финансирование НИОКР и не предполагающими создание новых предприятий.

    Серьезным вкладом в решение проблемы финансирования могло бы стать привлечение в инновационный бизнес денег крупных производственных предприятий. Большая часть промышленных предприятий пока не заинтересована в оплате (или не в состоянии оплатить) НИОКР. Сдвинуть ситуацию с мертвой точки могут только очень крупные покупатели инноваций из сырьевого сектора экономики. В последнее время начато несколько проектов по финансированию перспективных разработок такими компаниями, но масштабы этой деятельности пока незначительны.

    Другой  путь привлечения рыночных денег в инновационные предприятия - это ускорение инновационного цикла в части расширения масштабов выхода предприятий на рынки с готовой продукцией. Этот путь позволит уже существующим инновационным предприятиям получить дополнительные ресурсы для вывода на рынки своих новых разработок.

    В последнее время в ряде регионов создаются гарантийные структуры  и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения займов малых предприятий  в банковской системе. Успешное развитие получают также лизинговые схемы закупки высокотехнологичного оборудования малыми предприятиями.

    В рамках проводимых Минпромнауки России работ предполагается разработка типовых  документов по организации в регионах гарантийных фондов, методических материалы  по организации их работы, должны быть сформулированы поправки в существующую нормативно-правовую базу, обеспечивающие работу таких фондов.

    Следует отметить также зарождающуюся систему  финансирования инноваций бизнес-ангелами. В настоящее время в регионах России создано несколько объединений частных инвесторов. Пока объемы финансирования МИП по этой схеме незначительны.

    Еще одним источником финансирования инноваций  является участие предприятий в  международных проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника  возможно с развитием сети центров трансфера технологий с участием иностранных партнеров. 

    Сбытовая  инфраструктура

    Одним из ключевых факторов конкурентоспособности  современного предприятия является развитая сбытовая система. В силу объективных  причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них не обладает кадрами и навыками в области сбыта наукоемкой продукции. Низкая востребованность наукоемкой продукции со стороны российских промышленных предприятий, на которую часто ссылаются как на одну из причин слабого развития инновационного сектора экономики, объясняется, с одной стороны, низкой платежеспособностью предприятий, а с другой - отсутствием информации о предлагаемых разработчиками возможностях, то есть активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

    Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки. На внешних  рынках практически отсутствует  даже исходная информация о продукции  российских инновационных предприятий, а следовательно, без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом наших предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличения их доли с сегодняшних 0,3-0,5% до сравнимых с развитыми странами величин.

    В связи с этим, создание действенной системы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на внутренний и мировые рынки является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода промышленности на инновационный вариант развития.

    Классические  методы продвижения (такие как участие в выставках, продажи через интернет), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

    Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с Рособоронэкспортом или советских внешнеторговых организаций, обслуживавших экспорт отраслей). Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу.

    Естественно при этом необходимо развивать и  другие методы продвижения, существующие в настоящее время - через выставочную  деятельность, профессиональные объединения предприятий, посреднические фирмы и систему консалтинговых и маркетинговых фирм.

    1. . Типология инновационных организаций в условиях рыночной экономики.

   Инновационное предприятие, возникает, когда трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, связанных с приобретением инновационного продукта на рынке, меньше внутренних затрат, связанных с созданием аналогичного продукта самим хозяйствующим субъектом.

   Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

  • создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);
  • выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);
  • осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

   Будучи  относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.

   Основу  инновационного предпринимательства  составляют малые инновационные  фирмы (эксплеренты) – технологические  лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

К сильным  сторонам малых инновационных предприятий  относятся следующие:

  • оперативное принятие управленческий решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;
  • низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;
  • отсутствие бюрократических процедур в организации в виду минимальной управленческой иерархии предприятий6.

   Трудности в деятельности таких предприятий  связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными  возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект.

Информация о работе Инфраструктура инновационной деятельности организации