Инфраструктура таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 12:43, реферат

Описание работы

Экономическая политика – это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

Содержание

Введение
• Экономическая политика государства
• Понятие инфраструктуры
• Воздействие инфраструктуры на экономический рост
Заключение

Работа содержит 1 файл

Лекция1 Инфраструктура то.docx

— 36.23 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» 
 

Кафедра экономической теории

 

                                                                            

КОНСПЕКТ  ЛЕКЦИИ

На тему: «Предмет, методология и понятийный аппарат курса «Инфраструктура таможенных органов»

Дисциплина:   Инфраструктура таможенных органов

 

Автор: к.т.н., доцент Л.С. Данилина  

Выполнил: студент 5 курса факультета таможенного дела

                    ДС-02 Слабожанинов А.А.

                                                                             

Люберцы

2011 

ПЛАН  ЛЕКЦИИ

Введение

  • Экономическая политика государства
  • Понятие инфраструктуры
  • Воздействие инфраструктуры на экономический рост

Заключение 
 
 
 
 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛЕКЦИИ 

Основные  источники: 

 

 

Введение

     Инфраструктура  связывает воедино все отрасли  экономики, способствуя ее стабилизации, сбалансированному развитию. Недостатки в работе предприятий и объектов инфраструктуры сказываются обычно на всей экономике. Например, слабо развитая дорожная сеть в стране или на определенной территории, недостатки в работе транспорта вызывают разрыв цепи производства и потребления. Или при перебое в снабжении электроэнергией производственные предприятия не смогут функционировать непрерывно, как этого требует технологический процесс. Развитие инфраструктуры служит обязательным условием вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, рационального их использования, улучшения размещения производительных сил страны. В связи с этим большое значение придается инфраструктуре в формировании и развитии территориально-производственных комплексов. 

  1. Экономическая политика государства.

     Экономическая политика – это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

     Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

  1. устойчивый рост национального производства;
  2. поддержание эффективного размера занятости;
  3. стабилизацию уровня цен;
  4. обеспечение внешнеторгового баланса.

     Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:

  1. регулирование капиталовложений;
  2. регулирование сбыта;
  3. регулирование рынка рабочей силы;
  4. стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

     Через регулирование капиталовложений государство  оказывает воздействие на темпы  и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и  кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и  за счет частных инвестиций, которые  стимулируются с помощью налоговых  льгот.

     Система сбыта регулируется государством через  государственные закупки (государственное  потребление) и через потребительский  кредит, который довольно широко развит в странах Западной Европы. Система  потребительского кредита расширяет  емкость рынка, поскольку стимулирует  рост совокупного спроса.

     Регулирование рынка рабочей  силы осуществляется по ряду направлений:

  1. установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  2. установление минимальной величины заработной платы;
  3. установление порядка взносов на нужды социального страхования;
  4. государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

     Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет  поддерживать высокое государственное  стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров. Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в западных странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы оно выделяет не под количество персонала, как в нашей стране, а под конкретный проект.

     Помимо  вышеназванных форм государственного регулирования, можно также выделить еще и такие формы, как система  экономического программирования, регулирование  мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного  производства и т.д.

     Реализация  экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику.

     К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая  политика, социальная политика.

     Каждый  из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу. 

  1. Понятие инфраструктуры.

     Инфраструктура  – совокупность отраслей, объектов, сооружений, обеспечивающих общие условия производства, необходимого для эффективного развития экономики в целом и повседневного проживания людей на любой территории.

     К инфраструктуре относится:

     - Информатика;

     - Электроэнергетика;

     - Транспорт;

     - Связь;

     - Коммунальное обслуживание;

     - Образование;

     - Здравоохранение;

     - Социальное страхование.

     Уровни  инфраструктуры:

  1. Микроуровень – совокупность инженерно-технических сооружений, необходимых для функционирования любой фирмы, независимо от технологического процесса;
  2. Медиумуровень – совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: государство, край, область, поселок, село. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т.д.
  3. Макроуровень – совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономики в целом.

     Инфраструктура  на макроуровне делится на:

     - производственная – совокупность  отраслей, обслуживающих непосредственно  производство любого продукта  или услуги: информатика, энергетика, транспорт всех видов.

     - социально-бытовая – это совокупность  общих условий, связанных с  воспроизводством рабочей силы  и повседневной жизнью человека: жилищно-коммунальное хозяйство,  образование, здравоохранение, социальное  обеспечение и др.

     - институциональная – совокупность  институтов, необходимых для управления  экономикой и общественной жизнью. Это организации и учреждения  законодательной, судебной и исполнительно й власти. 
 
 

     Типы  инфраструктуры:

  1. Опережающий тип – инфраструктурный потенциал больше, чем производственные и индивидуальные потребности.
  2. Одновременный тип – степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики.
  3. Запаздывающий тип – степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики.
 

    Признаки  инфраструктуры:

  1. Сектор экономики общего назначения;
  2. Коллективное потребление;
  3. Капиталоемкость;
  4. Долгая окупаемость;
  5. Влияние на процесс производства, не вмешиваясь в технологические пределы.
  6. Круг инфраструктурных отраслей изменяется на различных этапах экономического развития.
 

     Транспортная  инфраструктура – совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание. Зоны инженерной и транспортной инфраструктур — зоны для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования. Дороги создают сети из линий и точек, характер этих сетей определяет градостроительный характер города, его композицию, являясь первоочередным фактором урбанизации. Транспортная инфраструктура как правило вписывается в рельеф, определяя и экологическую ситуацию.  
 

     Информационная инфраструктура – в качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

  • Интернет
  • Дистанционное образование
  • Сетевые СМИ
  • Рекламапиар

     Проблемы  создания информационной инфраструктуры:

  • Несовместимость большинства информационных систем, созданных различными компаниями, так как они создавались каждая по своему стандарту.
  • Длительный переход информационных систем на государственный уровень, их приведение в соответствие единым государственным стандартам
  • Несовместимость государственных стандартов между собой. Это создало проблемы при объединении информационных инфраструктур различных стран. Потребовались огромные финансовые вложения и длительное время на их унификацию. Результатом стало появление международных стандартов ИСО (ISO).
 
 

    3.Воздействие инфраструктуры на экономический рост.

     Экономический рост – увеличение объемов, созданных за определенный период товаров и услуг. Подразумевает увеличение потенциального/реального ВВП, возрождение экономической мощи страны. 

     Факторы, обеспечивающие экономический  рост:

  • Количество и качество природных ресурсов
  • Трудовые ресурсы
  • Капитал
  • Технический прогресс
  • Инвестиции
 

Различают интенсивные и  экстенсивные факторы  экономического роста:

     Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется. Для экстенсивных факторов роста характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса. Например, неоправданное увеличение численности организации может привести к избытку рабочей силы и к снижению производительности труда. Также к экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

Информация о работе Инфраструктура таможенных органов