Инновации их эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В производстве научно-технические достижения распространяются в форме инноваций (нововведений). Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике явля¬ются основой экономического развития.

Содержание

Введение 4
1.Понятие инноваций и инновационного процесса. Классификация инноваций 6
2 Влияние инноваций на деятельность организаций 24
3 Основные принципы оценки эффективности инноваций 30
3.1 Система показателей оценки инноваций 32
3.1.1 Интегральный эффект 36
3.1.2 Индекс рентабельности инноваций 37
3.1.3 Норма рентабельности 38
3.1.4 Период окупаемости 40
3.2 Народнохозяйственная эффективность инноваций 41
3.3 Показатели финансовой эффективности инноваций 43
3.4 Научно-техническая эффективность инноваций 44
4 Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста 46
Заключение 58
Список использованных источников 61

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 116.98 Кб (Скачать)

     Наиболее  реальна государственная поддержка  инновационной инфраструктуры в  следующих направлениях: прямые инвестиции в НИОКР и инновационные проекты, льготы по процентам за кредиты, страхование  частного венчурного капитала; налоговые льготы на отчисления от прибыли, ускоренное списание амортизационных отчислений, на создание и освоение инноваций, расходование средств на НИОКР; низкая арендная плата, льготное подсоединение к энерго- и водоснабжению; в сфере образования организация на базе вузов, НИИ, курсов повышения квалификации кадров для инновационной деятельности.

     Создание  региональной инновационной инфраструктуры (технопарков, инновационно технологических центров и т. д.) особенно целесообразно в свободных экономических зонах, функционирующих в каждой области Беларуси, с их специальным правовым режимом, налоговыми, инвестиционными, таможенными преференциями.

     Дальнейшее  развитие инновационной инфраструктуры должно идти параллельно с усилением  финансово-кредитных и инвестиционных рычагов воздействия на инновационную деятельность, с развитием рынка научно-технической продукции, тендеринга инновационных проектов, независимой экспертизы, подготовки кадров для инновационной деятельности.

     В практическом отношении управление инновационным процессом (на уровне фирмы, отрасли, региона, страны) предполагает комплекс последовательных и взаимосвязанных действий по определению стратегии инновационного развития объекта, идентификации (анализа ситуации), разработки древа проблем и целей в реализации инвестиционного проекта, альтернативных способов решения проблемы, контроля реализации инвестиционного проекта и оценки его эффективности (рис. 4.1). 
 

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 4.1 – Механизм управления инновационным процессом 

     Способы обеспечения инновационного проекта  предполагают разработку программы действий заинтересованных сторон (министерства, НАН, НИИ, предприятия, организации и т.п.), определение финансовых источников, проведение тендеринга, что особенно актуально при наличии альтернативы в реализации инвестиционных проектов, подписание контракта на практическое выполнение инвестиционного проекта и оценка его эффективности (рис. 4.2).

     

     

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              

Рисунок 4.2 – Способы обеспечения  инновационного процесса 

      При реализации инновационного потенциала Беларуси имеется определенная отдача в современных условиях, намечаются положительные тенденции прогнозного вектора инновационного развития. Так, в ГНТМ «Машиностроение», объединяющем Минпром, 12 академических научных организаций, 5 университетов. Республиканский компьютерный центр машиностроительного профиля (суперкомпьютер BATS), разработано более 100 видов базовых моделей автомобилей, автобусов, карьерных самосвалов, тракторов, самоходных комбайнов, строительно-дорожных, коммунальных машин, малотоксичных дизельных двигателей и совместно со специалистами МАЗА, МТЗ, БелАЗа, МЗКТ, ММЗ, «Гомсельмаша», «Белкоммунмаша» и других предприятий.

     Значительны инновационные достижения по программе  «Энергосбережение», что позволяет  снизить энерго- и материалоёмкость ВВП в 2 раза за 2006-2010 гг.

     Существенные  результаты получены по лазерным плазменным технологиям, новым материалам, химическому синтезу веществ, биотехнологиям, информационным технологиям.

     Важнейшим направлением инновационного развития Беларуси в прогнозной перспективе до 2025 года станет повышение её научно-технического потенциала путём создания и внедрения высоких и новых технологий. Согласно прогнозным данным Института экономики НАН Беларуси, рост объемов производства продукции, изготовленной по высоким и новым технологиям, будет идти опережающими темпами по отношению к общему объёму произведённой продукции.

     Наибольшим  к 2025 году будет рост объёма продукции, произведённой по новым технологиям (в 5 раз по сравнению с 2006 годом). При этом доля такой продукции в её общем объёме в 2025 году составит 29% против 15,6% в 2006 году.

     Аналогичным образом объём продукции, произведённой  по высоким технологиям, увеличится к 2010 году в 1,4 раза, а к 2025 году - в 3,9 раза по сравнению с 2006 годом. В то же время доля высокотехнологичной продукции в общем объёме производства значительно не изменится и составит в 2025 году 8,6% против 6% в 2006 году.

     Темпы роста объёма продукции, произведённой  по новым технологиям, будут в 3,1 раза опережать темпы роста объёмов  продукции, произведённой по традиционным технологиям, а по высоким это соотношение будет отличаться в 2,4 раза.

     Направленность  белорусской экономики в перспективе  до 2025 года на расширение использования в производстве высоких и в особенности новых технологий позволит значительно повысить уровень конкурентоспособности отечественной продукции и качества её экспорта, то есть необходимо ориентироваться на переход от экспорта сырья, полуфабрикатов и продукции с низкой наукоемкостью на экспорт товаров со средней и высокой наукоемкостью, которые являются наиболее востребованными на мировом рынке и на рынках стран СНГ.

     Обеспечивая инновационное развитие производственного  комплекса, в Беларуси необходимо уделить  внимание и развитию сферы услуг, так как в этой высокотехнологичной и прибыльной сфере в развитых странах производится приблизительно 70% ВВП (для сравнения: в Беларуси доля услуг в ВВП - 42,5%). Для Беларуси, находящейся в центре Европы, наиболее перспективны логистические услуги, таможенные, транзитные, телекоммуникационные, банковские, туристические. Их развитие позволит приблизиться к «золотому сечению» в экономике.

     Создание  единого научно-технологического пространства России и Беларуси позволяет объединить усилия в инновационной сфере, в силу чего открываются возможности доступа национальных предприятий к научно-технологическим передовым разработкам обоих стран в различных сферах.

     МАЗ, БелАЗ, КамАЗ и «Машины России»  объединяются в единый комплекс для  развития и повышения конкурентоспособности  на внешних рынках. Есть реальные результаты сотрудничества в создании суперкомпьютеров. Продолжаются инновационные работы по получению лекарств на основе молока трансгенных животных, исследованию воздействия стволовых клеток на патологически измененные ткани, разрабатываются нанотехнологии для систем космической техники.

     Не  менее значимо инновационное  сотрудничество Беларуси в СНГ и  Евразэс с такими странами, как Украиной, Арменией, Азербайджаном, Казахстаном и другими странами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

         В XXI веке смогут занять достойное место в мировом сообществе только страны, идущие по пути инновационного развития, обеспечившие структурную перестройку и модернизацию экономики и на этой основе рост конкурентоспособности продукции. Реализация этого приоритетного направления требует повысить роль научных исследований и разработок, превратить научно-инновационный потенциал в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста. Развитие науки, стимулирование инноваций должны быть нацелены на рост предложения инновационной продукции и услуг путем формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг, совершенствования нормативной и правовой базы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты, улучшения системы кадрового обеспечения экономики.

         В настоящее время в мире  во многих странах в основном  заканчивается формирование национальных (государственных) инновационных  систем, ориентированных на построение  постиндустриального общества. Решающая  роль в управлении этим процессом  принадлежит государству, которое  с одной стороны устанавливает  правила функционирования НИС,  с другой – обеспечивает необходимую  ресурсную поддержку, включая  финансирование. 

       Технологическую базу НИС составляют организации, осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования и разработки, и крупные корпорации, осуществляющие массовый выпуск наукоемкой продукции, наличие которых обеспечивает, в частности, развитие малого наукоемкого  бизнеса.

         Дальнейшее развитие НИС будет  направлено на их объединение  в гиперсистемы, а в перспективе  на создание глобальной инновационной  системы, основу которой составят  США и страны ЕС.

       На  основе инноваций необходимо создать  благоприятные условия для внедрения в производство передовых ресурсосберегающих технологий. Для Беларуси как страны, ввозяшей сырьевые и энергетические ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в 2—3 раза больше, чем экономически развитые государства, указанный приоритет имеет стратегическое значение. Высокий интеллектуальный ресурс страны должен быть задействован на обеспечение перехода от материало- и энергоемкого производства к наукоемкому ресурсосберегающему и экологически чистому производству. Экономия средств на импорте сырья и транспортировке готовой продукции будет содействовать обеспечению положительного сальдо внешней торговли товарами, даст возможность получить дополнительные конкурентные преимущества. Это позволит заблаговременно подготовиться к ситуации, когда конкуренция за доступ к сырью и энергоресурсам резко обострится, учитывая невозобновляемость этих ресурсов, усложнение условий и удорожание стоимости их добычи и связанный с этим рост цен.

       Формирующаяся белорусская инновационная система  должна не только обеспечивать становление  экономики, основанной на знаниях, но и  способствовать участию Беларуси в  качестве равноправного партнера в  мировом инновационном процессе. Несмотря на то, что до настоящего времени  инновационная деятельность еще  не стала основой экономического развития страны, за последнее десятилетие  созданы реальные предпосылки к  переходу на инновационный путь развития.  Прежде всего, удалось сохранить  научно-технический потенциал, систему  образования и часть высокотехнологической  промышленности, которые могут составить  технологический фундамент инновационной  экономики. Наряду с этим отработаны механизмы поддержки малого предпринимательства  в наукоемкой сфере, заложена основа инновационной инфраструктуры, разработаны  и апробированы механизмы инновационного развития территорий на базе научно-производственных комплексов, в основном создана система  подготовки кадров для управления инновационными процессами.

         Исходя из этого, представляется, целесообразной разработка государственной  инновационной политики на долгосрочный  период (до 10 лет), основой которой  должна стать стратегия инновационного  развития экономики страны.  
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     
  1. Анищик, В.М. Инновационная деятельность: учебное  пособие / В.М. Анищик, А.В. Русецкий, Н.К. Толочко; под ред. Н.К. Толочко. Мн.: Издат. Центр БГУ, 2006. – 175с.
  2. Анищик, В.М. Инновационная деятельность и Научно-техническое развитие: учебное пособие / В.М. Анищик, А.В. Русецкий, Н.К. Толочко; под ред. Н.К. Толочко. Мн.: Издат. Центр БГУ, 2005. – 151с.
  3. Беларусь и страны мира: Стат. справочник. Мн., 2006.
  4. Богдан, Г.И. Проблемы региональной инновационной политики: опыт европейских стран и специфика Беларуси /  Г.И. Богдан // Белорусский экономический журнал. – 2006. - №1. – с.53-61.
  5. Ганаго, А. Инновационный фонд в 2007 году: работа над ошибками / А. Ганаго // Финансовый директор. – 2007. - №2. – с.80-84.
  6. Дедков, С., Щербин, В., Выбор инновационных приоритетов / С. Дедков, В. Щербин // Директор. – 2004. - №10.
  7. Инновационные возможности роста конкурентоспособности белорусской экономики // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. - №15. – С.31-36.
  8. Инновационно-инвестиционное развитие экономики // Экономический бюллетень. – 2006. - №12. – с.27-35.
  9. Инновационный менеджмент: учебник для Вузов / С.Д.Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.,; под ред. Проф. С.Д. Ильенковой. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: ЮНИТИ –ДАНА, 2004. – 343с.
  10. Инновационное развитие: новая концепция монополии и конкуренции // Международные отношения и мировая экономика. – 2005. - №2. – с.31-34.
  11. Киреева, Е.Ф., Киселев, С.А. Налогообложение в условиях реализации стратегии инновационного развития национальной экономики / Е.Ф. Киреева, С.А.Киселев // Белорусский экономический журнал. – 2007. - №1. – с.52-59.
  12. Крюков, Л.М., Императивы инновационного развития / Л.М. Крюков // Белорусская экономика: анализ, прогноз и регулирование. – 2002. - №9. – с.19-22.
  13. Крюков, Л.М. Переход к инновационной экономике: методологические аспекты повышения эффективности научного труда / Л.М. Крюков // Белорусский экономический журнал. – 2006. - №4. – с.12-23.
  14. Недилько, В.И., Инновации в РБ: состояние и перспектива / В.И. Недилько // Новости науки и технологии. – 2005. - №1,2.
  15. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Мн., 2006.
  16. Полоник, С.С., Крюков, Л.М. ,Иванов, В.Ф. Проблемы формирования национальной инновационной системы Беларуси и пути их решения / С.С.Полоник, Л.М.Крюков, В.Ф.Иванов // Экономический бюллетень. – 2006. - №9. – с.4-37.
  17. Полоник, С.С., Александрович, Я.М., Богданович, А.В., Проблемы и перспективы социально-экономического развития РБ / С.С. Полоник, Я.М. Александрович, А.В. Богданович // Белорусский экономический журнал. – 2006. - №1. – с.14-17.
  18. Рубанов, В.А., Экономика знаний и инновационная стратегия России / В.А. Рубанов // Инновационная экономика России – Журнал новой экономики и промышленной политики. – 2004. - №2.
  19. Селифонтов, А., Белорусский текстиль должен вернуться в Европу / А. Селифонтов // Директор. – 2006. - №2. – с.44-45.
  20. Степаненко, Д.М., Инновационная политика РБ. Мн.: Право и экономика. – 2009.
  21. Шимов, В.Н., Беларусь: от экономического кризиса к устойчивому росту / В.Н. Шимов // Белорусский экономический журнал. – 2006. - №2. – с.18-27.

Информация о работе Инновации их эффективность