Инновации их эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

В производстве научно-технические достижения распространяются в форме инноваций (нововведений). Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике явля¬ются основой экономического развития.

Содержание

Введение 4
1.Понятие инноваций и инновационного процесса. Классификация инноваций 6
2 Влияние инноваций на деятельность организаций 24
3 Основные принципы оценки эффективности инноваций 30
3.1 Система показателей оценки инноваций 32
3.1.1 Интегральный эффект 36
3.1.2 Индекс рентабельности инноваций 37
3.1.3 Норма рентабельности 38
3.1.4 Период окупаемости 40
3.2 Народнохозяйственная эффективность инноваций 41
3.3 Показатели финансовой эффективности инноваций 43
3.4 Научно-техническая эффективность инноваций 44
4 Инновационное развитие Республики Беларусь в условиях экономического роста 46
Заключение 58
Список использованных источников 61

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 116.98 Кб (Скачать)

     Оптимальность структуры затрат на продукт,  заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных  производственных ресурсов).

     3.4 Научно-техническая эффективность инноваций

 

     К критериям оценки научно-технической  эффективности инновационной деятельности относятся:

  • Вероятность технического успеха инновации.
  • Патентная чистота (не нарушено ли патентное право кого-либо из патентодержателей).
  • Уникальность продукции (отсутствие аналогов).
  • Наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта.
  • Соответствие проекта стратегии НИОКР в организации.
  • Стоимость и время разработки.
  • Возможные  будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии.
  • Воздействие на другие проекты.
  • Патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом)
  • Потребности  в услугах консультативных фирм или размещении внешних заказов на НИОКР.

    4 ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО  РОСТА 

     Ориентация  Беларуси на инновационный путь развития предпологает выявление сильных  и  слабых сторон экономики, возможностей, которые она имеет, и угроз, которым  подвергается инновационное развитие экономики, что отражено в Приложении А.

     Анализ  сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, которым подвергается инновационное  развитие экономики, позволяет определить древо проблем, которые предстоит  решить в ближайшей перспективе, и древо целей инновационного развития экономики и общества, при  этом имеется в виду, что главной  целью является повышение уровня жизни населения Республики Беларусь (Приложение Б).

       На рисунке дерева целей является  зеркальным отображение дерева  проблем инновационного развития, при этом цель—желаемая ситуация  в будующем.

          В Республике Беларусь Указом Президента от 26 марта.2007 года № 136 утверждена государственная программа инновационного развития на 2007-2010 годы, реатиза-ция которой позволит[20,13]:

  • создать благоприятную для инновационной деятельности нормативно-правовую, экономическую и социально-культурную среду;
  • сформировать инновационную инфраструктуру и обеспечить взаимодействие элементов национальной инновационной системы;
  • создать мотивационный механизм инновационной деятельности;
  • подготовить кадровое сопровождение инновационного процесса;
  • обеспечить опережающее развитие наукоёмких высокотехнологичных экспорто-ориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг.
 
 
 

     Государственная поддержка инновационного развития национальной экономики включает:

  • создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности;
  • инвестиционную политику, направленную на рост инвестиций в наукоемкие отрасли экономики;
  • научно-техническую политику, предполагающую проведение научных исследований по наиболее перспективным направлениям и продвижение инновационных разработок в реальное производство и на рынок;
  • бюджетно-налоговую политику, представленную целевым финансированием и стимулированием инновационной деятельности;
  • социальную политику в целях развития образования, подготовки кадров для инновационной деятельности и роста потенциала человеческого капитала;
  • внешнеэкономическую политику, направленную на регулирование международных связей в области инновационных процессов, на привлечение высокотехнологичного бизнеса из развитых стран, трансфера передовых технологий и проникновения отечественных фирм на зарубежные рынки;
  • координацию инновационной деятельности в регионах, содействие малому бизнесу и венчурной деятельности.

     В целом государственная инновационная  политика Республики Беларусь представляет собой совокупность мероприятий по активизации инновационной деятельности, эффективному использованию инноваций в целях социально-экономического развития страны и повышения благосостояния ее граждан.

     Инновационный продукт создаётся, как правило, в сфере НИОКР, передаётся в производство для тиражирования и поступает  на рынок к потребителю.

     Практическое  значение приобретает налаживание  эффективного механизма трансфера инновационного продукта в реальное производство для коммерческого применения, регулирование право-экономических отношений интеллектуальной собственности, сочетания интересов и прав собственности автора научной идеи, пользователя, государства, инвесторов.

     Необходимо  не просто «привязывать» науку, исследовательские  институты и КБ к производству, а разрабатывать чёткие целевые программы. Причём это должны быть «прорывные» направления, когда создаются конкурентоспособные инновационные технологии на 20--30 лет вперёд, «чтобы не оказаться в хвосте мировых тенденций».

     Всё это свидетельствует о необходимости  реализации инновационного пути развития для страны, совершенствования механизма управления инновационным процессом и формировании инновационной инфраструктуры национальной экономики.

     Инновационная система включает институциональную  структуру и механизм управления инновационным процессом (Приложение В).

     В институциональную структуру входят: 1) органы государственного управления инновационной сферой; 2) организации, создающие и применяющие инновации; 3) субъекты инновационной инфраструктуры.

     Органы  государственного управления инновационной  сферой вырабатывают концепцию инновационной политики, которая в современных условиях должна способствовать определению:

  • стратегического курса на инновационное развитие экономики и общества;
  • принципов, форм и методов воздействия государства на инновационную деятельность;
  • объектов и сфер государственного регулирования инновационной деятельности;
  • критериев степени воздействия государства на инновационные процессы в различных сферах деятельности;
  • механизма формирования инновационной активности предприятий, организаций, учреждений;
  • стратегии формирования инновационной инфраструктуры.

     В трансформационном периоде по объективным  причинам национальная инновационная система имеет отличительные особенности.

     Наблюдается относительная обособленность элементов  НИС и несбалансированность между ними. Практически весь объём финансирования затрат на науку обеспечивается государством за счёт бюджетных средств и внебюджетных фондов. Наукоём-кость инновационных затрат промышленности Беларуси составляет 4-9%, что недостаточно при современных темпах НТП.

     Только 13% промышленных предприятий осуществляют затраты на инновации, что свидетельствует  об их низкой инновационной активности и восприимчивости инноваций. Беларусь практически не конкурирует на рынках высоких технологий. Из 375 технологий, разработанных в 2004 году, было принципиально новых, не имеющих аналогов за рубежом, базирующихся на высокоэффективных изобретениях, только I i или менее 3%. Преобладающая же часть разработанных передовых технологий составили технологии, новые только для Беларуси.

     Нерациональна импортная политика, поскольку стоимость  импортируемых республикой научно-технической документации, инжиниринговых услуг и высокотехнологичных изделий находится на уровне около 5,8% всего белорусского импорта товаров и услуг.

     Преобладают же в импорте машины и приборы  бытового назначения (легковые автомобили, аудио- и видеотехника, телефоны, холодильники, стиральные машины и т. п.).

     В то же время известно, что приобретение зарубежных технологических новшеств, инновационных изделий позволяет экономить до одной трети времени и затрат на их разроботки.

     Необходимо  повышать уровень международного научно-технического сотрудничества Беларуси в целях наращивания научного и научно-технического потенциала, подготовки кадров для инновационной деятельности, совместной коммерциализации инноваций. Евросоюз оказывает Республике Беларусь техническую помощь в рамках Программы технического содействия странам СНГ и Монголии (TACIS). Так, в 1992— 2004 гг. в Республике Беларусь реализованы 900 программных проектов, суммарный бюджет которых составил 180 млн. евро. Эти средства были израсходованы на оплату консалтинговых услуг, обучение белорусских специалистов, поставку оборудования, реализацию пилотных или демонстрационных проектов.

     Повышение эффективности национальной инновационной  системы требует всемерного развития инфраструктуры НИС.

     Инфраструктура  НИС - это совокупность институтов, обслуживающих инновационную деятельность, обеспечивающих непрерывность инновационного цикла и цивилизованную торговлю инновационным продуктом.

     В настоящее время благодаря инфраструктуре НИС:

  • повышается оперативность и эффективность работы субъектов инновационного процесса;
  • облегчена участникам инновационной деятельности реализация своих интересов;
  • обеспечивается организационное оформление финансово-кредитных и инвестиционных, отношений, проведение НИОКР и коммерческую реализацию наукоёмкой продукции, научно-технической информации;
  • проводится ярмарочно-выставочная, рекламная деятельность в сфере инноваций;
  • минимизируются трансакционные издержки, связанные с изучением рынка научно-технической информации, трансфером технологий и других инновационных продуктов;
  • улучшена подготовка кадров для инновационной деятельности;
  • облегчён государственный и общественный контроль над инновационной практикой.

     Элементами  инфраструктуры инновационной деятельности в современных условиях являются;

  • парк высоких технологий;
  • центры трансфера технологий;
  • инновационные центры;
  • научно-технологические центры;
  • научно-технологические ассоциации;
  • технопарки;
  • технополисы;
  • центры поддержки предпринимательства;
  • инкубаторы малого предпринимательства;
  • центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ);
  • венчурные фирмы;
  • бизнес-школы подготовки специалистов для венчурной и инновационной деятельности;
  • институты повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • фонд фундаментальных исследований;
  • маркетинговые центры;
  • фонд инновационного развития;
  • ярмарочно-выставочные центры;
 
     
  • консалтинговые  фирмы;
  • агентства научно-технической и деловой информации;
  • венчурные и страховые фонды;
  • органы правовой защиты;
  • союзные программы инновационных проектов;
  • инновационно ориентированные предприятия;
  • финансово-промышленные группы;
  • инвестиционные банки и т. д.

     Инновационная инфраструктура является весьма чувствительной областью национальной инновационной системы, что требует постоянного внимания к ней как на республиканском, так и на региональном уровне. Она во многом способствует реальному и эффективному продвижению нововведений в производство. Общественно необходимо участие государства в формировании и развитии инновационной инфраструктуры.

     Исследователи отмечают назревшую потребность  принятия законодательных и нормативно-правовых актов в сфере инновационной  деятельности, разработки программы  формирования и развития инновационной  инфраструктуры в Беларуси, которая  включала бы развитие сети инновационных, инновационно технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков и  других элементов с учётом национальных экономических и других особенностей страны.

Информация о работе Инновации их эффективность