Оценка эффективности инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы, посвещенной теме: “Инновационный менеджмент”, является изображение актуальности управления инновационной деятельностью и экономической эффективности инноваций, как главных моментов инновационного менеджмента.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2

Глава 1. Основные понятия инновационного менеджмента……………....…5

1.1 Понятие инновации и инновационного процесса……………………...…5

1.2 Научно- техническая и инновационная деятельность……………….….19

Глава 2. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента………………………………………………….….......................23

2.1 Виды инноваций и их классификация …………………………………....23

2.2 Организационные структуры инновационного менеджмента……….….27

Глава 3. Оценка эффективности инноваций………………............................38

3.1 Эффективность использования инноваций……………………………....38

3.2 Общая экономическая эффективность инноваций………………………40

Заключение…………..…………………………………………………………47

Список литературы…………………………………………………………….49

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 54.56 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2

Глава 1. Основные понятия инновационного менеджмента……………....…5

1.1 Понятие инновации и инновационного процесса……………………...…5

1.2 Научно- техническая и инновационная деятельность……………….….19

Глава 2. Виды инноваций и организационные  структуры инновационного менеджмента………………………………………………….….......................23

2.1 Виды  инноваций и их классификация  …………………………………....23

2.2 Организационные  структуры инновационного менеджмента……….….27

Глава 3. Оценка эффективности инноваций………………............................38

3.1 Эффективность  использования инноваций……………………………....38

3.2 Общая  экономическая эффективность инноваций………………………40

Заключение…………..…………………………………………………………47

Список  литературы…………………………………………………………….49 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа  закономерностей их развития. Для  этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные  менеджеры.

Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим  и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические  знания.

Инновационные менеджеры способствуют продвижению  инновационного процесса, стараются  прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики характерна конкуренция  самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие  рынка нововведений, конкурирующих  друг с другом. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором  участвуют инновационные менеджеры.

Инновационные менеджеры могут действовать  в различных организационных  структурах (академии наук, вузы, научные  общества, исследовательские организации, конструкторские бюро и др.),выполняя функции создания творческих коллективов, поиска и распространения новшеств, формирование портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, занимаются координацией научных исследований и должны обладать качествами традиционного менеджера и ученого исследователя, а также быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

Новый сложный этап реформирования экономики  России требует подготовки специалистов по инновационному менеджменту, владеющих  методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками и способных работать на рынке нововведений.

В современных  условиях существуют проблемы финансирования инновационной деятельности, проводятся конкурсы грантов. Участие в конкурсе может принести успех при условии  правильного оформления конкурсных документов.

Отечественная школа инновационного менеджмента  уже имеет несомненные достижения, чему в определенной степени способствовало учебное пособие, подготовленное коллективом  ученых ГАУ (менеджмент организации. Под ред. д.э.н. проф. Румянцевой З. П., д.э.н. проф. Соломатина Н. А., 1995 г.).

Задачей инновационного менеджмента является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой  производственной деятельности фирмы  в будущем.

Целью данной курсовой работы, посвещенной теме: “Инновационный менеджмент”, является изображение актуальности управления инновационной деятельностью и экономической эффективности инноваций, как главных моментов инновационного менеджмента.

В соответствии с поставленной целью, в курсовой работе должны быть решены следующие  задачи.

Первая  задача - «Основные понятия инновационного менеджмента», направлена  на раскрытие  значений таких определений, как  «инновация» и «инновационный процесс», «научно-техническая» и «инновационная»  деятельность.

Вторая  – «Виды инноваций и организационные  структуры инновационного менеджмента». Здесь, будет уделено внимание организационным  структурам инновационного менеджмента, как непосредственно, организациям, занимающимся инновационной деятельностью и рассмотрение видов инноваций и их классификаций.

Решение третьей задачи  - «Оценка эффективности  инноваций», эффективность использования  инноваций и общая экономическая  эффективность инноваций.

В заключении, будут сделаны окончательные  выводы - по результатам решенных задач, намеченных в соответствии с целью. 

Глава 1. Основные понятия  инновационного менеджмента 

1.1  Понятие инновации  и инновационного  процесса

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его  целью является определение основных направлений научно-технической  и производственной деятельности фирмы  в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная  деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов  продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие  для научной общественности и  предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену  одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью  буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В специальной  литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия  управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и  техники в производство и т.п., что характерно для централизованно  управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую  и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в  содержании отдельных понятий в  области инновационного менеджмента.

Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского  слова innovation. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к  распространению новшества приобретает  новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества  на рынок принято называть процессом  коммерциализации. Период времени между  появлением новшества и воплощением  его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как правило, отождествляют  понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые  изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут  приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они  выступают как нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс  перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система  экономических отношений купли  – продажи товаров, в рамках которой  формируются спрос, предложение  и цена, основными компонентами инновационной  деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества  формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три  основных компонента и образуют сферу  инновационной деятельности.

Обычно  под  инновацией (нововведением) подразумевается  объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего  аналога. Инновация характеризуется  более высоким технологическим  уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с  предыдущим продуктом.

В  научной  литературе существует большое количество подходов определения дефиниции  инновация. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и  др.

Выделяются  такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твист определяет инновацию как  процесс, в котором изобретение  или идея приобретают экономическое  содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых  и улучшенных промышленных процессов  и оборудования. Б. Санто считает, что инновация – это такой  общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития.

В настоящее  время применительно к технологическим  инновациям действуют понятия, установленные  Руководством Осло и нашедшие отражение  в Международных стандартах в  статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники  и инноваций – рекомендации международных  организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация  – конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной деятельности.

В свою очередь, анализируя различные определения, можно прийти к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование  новой техники, новых технологических  процессов или нового   рыночного  обеспечения производства (купля  - продажа);

2. Внедрение  продукции с новыми свойствами;

3. Использование  нового сырья;

4. Изменения  в организации производства и  его материально-технического обеспечения;

5. Появление  новых рынков сбыта.

Эти положения  И. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В ряде источников инновация рассматривается  как процесс. В этой концепции  признается, что нововведение развивается  во времени и имеет отчетливо  выраженные стадии.

Инновации свойственны как динамический, так  и статический аспекты. В последнем  случае инновация представляется как  конечный результат научно-производственного  цикла, эти результаты имеют самостоятельный  круг проблем.

Информация о работе Оценка эффективности инноваций