Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций (на примере ОАО «Связьинвест»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Инновационная активность компании - это динамика действий предприятий по созданию новшеств и их практической реализации. В современных рыночных условиях именно эта характеристика выступает индикатором движения предприятия к формированию конкурентных преимуществ, поскольку именно осуществление инноваций в условиях
быстроменяющегося внешнего мира и ограниченных объемов ресурсов определяет дальнейшее развитие компании. Поэтому сегодня инновационная активность - это важная характеристика менеджмента при анализе деятельности предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы оценки инновационной активности предприятия и эффективности инноваций ……………………………………………..… 6
1.1 Понятие и значение инновационной деятельности …………………. 6
1.2 Анализ эффективности инновационной деятельности.……………… 7
1.3 Инновационное проектирование и бизнес-планирование как направления инновационной деятельности …………………………………………….. 10
1.4 Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия ……………………………………………………………….. 14
2. ОАО «Связьинвест», его характеристика …………………………… 17
2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура…………………………………………………………….......… 17
2.2 Характеристика выпускаемой продукции и рынки сбыта…………. 20
2.3 Перспективы развития ОАО «Связьинвест»………………………... 23
3. Анализ факторов и методов оценки эффективности инноваций на ОАО «Связьинвест ……………………………………………………………... 25
3.1 Организация и анализ инновационной деятельности на предприятии 25
3.2 Методика оценки эффективности инноваций……………………… 28
3.3 Учет фактора риска в экономической эффективности инноваций .. 34
3.4 Зарубежный опыт стимулирования и мотивации инновационной активности предприятия ……………………………………………………………… 35
3.5 Рекомендации по улучшению инновационной активности ОАО «Связьинвест» …………………………………………………………… 37
Заключение ………………………………………………………………. 38
Список использованных источников…………………………………… 40
Приложение А. Организационно-управленческая структура управления
предприятием ОАО «Связьинвест» …………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра организации и управления 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

             по дисциплине: Менеджмент

     на  тему: Оценка инновационной активности предприятия и

     эффективности инноваций (на примере ОАО «Связьинвест») 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

             Студент

             ФМ, 5-й курс, ЗКП-2                                                                         А.А. Молчанова 
 

             Руководитель

         Доцент                                                                                                 И.К. Рудак

  
 
 
 
 
 

МИНСК 2010 

        РЕФЕРАТ 

    Курсовая  работа: 41 стр., 14 источников, 3 таблицы, 2 рис., 1 прил. 

    ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ, БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ, БИЗНЕС-ПЛАН, ОЦЕНКА ИННОВАЦИЙ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ 

    Объект  исследования – инновационная активность предприятия.

    Предметом исследования является эффективность производственных инноваций и методы её оценки.

    Целью данной курсовой работы является изучение оценки инновационной активности предприятия и эффективности инноваций  на предприятии. 

    Автор работы подтверждает, что приведённый  в ней материал правильно и  объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствования  из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

    __________________

                                                                                                 (подпись студента) 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение………………………………………………………………………           4

1. Теоретические основы оценки инновационной активности предприятия и эффективности инноваций ……………………………………………..…             6

1.1 Понятие и значение инновационной деятельности ………………….             6

1.2 Анализ эффективности инновационной деятельности.………………             7

1.3 Инновационное проектирование и бизнес-планирование как направления инновационной деятельности ……………………………………………..            10

1.4 Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия ………………………………………………………………..            14

2. ОАО «Связьинвест», его характеристика ……………………………           17

2.1 Общая характеристика предприятия, его организационно-управленческая структура…………………………………………………………….......…             17

2.2 Характеристика выпускаемой продукции и рынки сбыта………….             20

2.3 Перспективы  развития ОАО «Связьинвест»………………………...             23

3. Анализ факторов и методов оценки эффективности инноваций на ОАО «Связьинвест ……………………………………………………………...             25

3.1 Организация и анализ инновационной деятельности на предприятии          25

3.2 Методика оценки эффективности инноваций………………………              28

3.3 Учет фактора риска в экономической эффективности инноваций ..             34

3.4 Зарубежный  опыт стимулирования и мотивации  инновационной активности предприятия ………………………………………………………………              35

3.5 Рекомендации  по улучшению инновационной активности  ОАО «Связьинвест» ……………………………………………………………               37

Заключение  ……………………………………………………………….               38

Список  использованных источников……………………………………               40

Приложение А. Организационно-управленческая структура управления

                           предприятием ОАО «Связьинвест» …………………                41 

   ВВЕДЕНИЕ 

    Инновационная активность компании - это динамика действий предприятий по созданию новшеств и их практической реализации. В  современных рыночных условиях именно эта характеристика выступает индикатором  движения предприятия к формированию конкурентных преимуществ, поскольку именно осуществление инноваций в условиях  
быстроменяющегося внешнего мира и ограниченных объемов ресурсов определяет дальнейшее развитие компании. Поэтому сегодня инновационная активность - это важная характеристика менеджмента при анализе деятельности предприятия.

    Сложность и многогранность понятия инновационной  активности, требуют исследования и  разработки ее основных критериев, на основании которых появится возможность  создания комплексной методики оценки интенсивности инновационного развития предприятия. Все это подтверждает актуальность выбранной темы.

    Однако, многие прикладные вопросы, в частности  разработка методики оценки инновационной  активности предприятий, требуют своего разрешения или дальнейшего совершенствования, особенно в условиях возрастания влияния новых технологий на конкурентоспособность предприятий, повышения роли нематериальных активов и расширенного инвестирования в интеллектуальный капитал хозяйствующих субъектов.

    Целью курсовой работы является изучение оценки инновационной активности предприятия и эффективности инноваций  на предприятии. 

    Современные темпы мирового экономического развития обусловливают высокую динамику рыночных процессов, которая требует  усиленного внимания высшего управленческого персонала предприятий к инновациям как одному из источников формирования конкурентных преимуществ.

    Сегодня предприятие не может и не должно существовать без инноваций. Новшества  обеспечивают хозяйствующие субъекты конкурентными преимуществами, которые могут быть как операционными, то есть повышать текущую эффективность деятельности предприятия и перениматься конкурентами (снижение себестоимости, расширение рынка и т.п.), так и стратегическими, создающими неповторимость организации, являющиеся ее достоянием. В связи с этим, для оценки стратегической эффективности деятельности предприятия сегодня в условиях динамично развивающейся внешней среды целесообразно рассматривать характеристики интенсивности его инновационной деятельности, то есть отслеживать уровень инновационной активности компании, измеряя соответствующие параметры.

    Обеспечение эффективности инновационной деятельности нуждается в разработке четко  очерченной инновационной стратегии, которая должна включать определение  основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в сферах разработки и внедрения новой продукции; совершенствование и модификации продукции, которая изготовляется, снятие из производства обветшалой продукции привлечение в производственную деятельность новых ресурсов и новых технологий, освоения новых методов организации производства и труда, и тому подобное. Благодаря целеустремленной инновационной деятельности предприятия будут иметь возможность создавать и осваивать те новации, которые могут принести им существенную пользу в укреплении конкурентных позиций.

    Для обеспечения восприимчивости предприятий  к нововведениям с целью повышения конкурентоспособности продукции необходимо повышение эффективности управления на всех уровнях; создание условий и стимулов развития человеческого капитала; совершенствование региональной инфраструктуры и институтов, обеспечивающих инновационное развитие предприятий. Такой подход предопределяет необходимость прогнозирования и планирования инновационных мероприятий, которые являются основными функциями управления развитием производства и необходимы для формирования инновационной стратегии развития.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • изучить теоретические аспекты планирования инновационной деятельности на предприятии;
    • исследовать и уточнить содержание и особенности бизнес-планирования инновационной деятельности;
    • провести анализ инновационной и инвестиционной деятельности на примере производственного предприятия;
    • провести исследование взаимосвязи между конкурентоспособностью и ростом инновационной активности;
    • провести анализ инновационной активности ОАО «Связьинвест»; сделать выводы.

    Объект  исследования: инновационная активность ОАО "Связьинвест". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Теоретические основы организации инновационной деятельности на предприятии 

     1.1 Понятие и значение инновационной деятельности 
 

     Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с  трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в инновации. Она включает в себя инновационный процесс и систему организационных, производственных и коммерческих мероприятий, направленных на создание или усовершенствование продукта, технологического процесса, получение прибыли [2, с. 27].

     Инновационная деятельность организации направлена на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции.

     Принципы  инновационной деятельности:

     1. Приоритет инновационного производства  над традиционным;

     2. Эффективность инновационного производства: ресурсы, выделенные на нововведения, оправданы тогда, когда их использование приводит к достижению коммерческого успеха, в т.ч. и минимального;

     3. Адаптивность.

     Выделяют несколько видов инновационной деятельности:

     1. Научные исследования и разработки, которые определяются как творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объёма знаний, а также поиска новых областей применения этих знаний.

     2. Приобретение овеществленных технологий  – машин и оборудования, прочих основных средств, необходимых для внедрения инноваций.

     3. Приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов и бесплатных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищённых охранными документами, а также товарных знаков и других услуг технологического содержания.

     4. Приобретение программных средств,  связанных с осуществлением инноваций.  Программные средства, помимо программ  для ЭВМ, могут включать офисные  приложения, языки программирования  и средства для разработки приложений, издательские системы, коллекции изображений и т.п.

     5. Производственное проектирование, включая подготовку планов и  чертежей, предусмотренных для определения  производственных процедур, технических  спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов.

Информация о работе Оценка инновационной активности предприятия и эффективности инноваций (на примере ОАО «Связьинвест»)