Инновации в современной экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Инновация - это специфическая форма жизне- и мыследеятельности человека. Ее осуществление и осмысление (тем более системное) как совокупности особым образом организованных действий и мыслей, на разных этапах развития общества, в различных типах и моделях экономических систем не было одинаковым.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Современные тенденции экономического развития России ………...5
1.1 Развитие инноваций в экономике ………………………………………….5
1.2 Анализ проблем восстановительного экономического роста в России….10
Глава 2. Исследование основных направлений развития российской экономики в 21 веке……………………………………………………………..12
2.1 Предпосылки глобализации российской экономики ……………………..12
2.2 Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в 21 веке…………………………………………………………………………..17
Глава3. Инновационная деятельность в России и Тамбовской области…..22
3.1 Функциональная роль инновационных отношений в экономической системе России ….……………………………………………………………….22
3.2 Стратегия развития Тамбовской области…………………………………..29
3.2.1 Экономические кластеры………………………………………………….31
3.2.2 Создание мульти модального логистического центра…………………..34
3.2.3 Создание агентства регионального развития……………………………34
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованной литературы…………………………………………37
Приложение……………………………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 581.13 Кб (Скачать)

В обычной экономической  системе внимание сосредоточено  на производстве и распределении  общественного продукта, восприятие влияния научно-технических преобразований осуществляется как революция в  производительных силах, т.е. в технике, технологии и организации производства. В инновационной экономике к указанным преобразованиям добавляются качественные изменения в сферах обращения и потребления.

В экономической системе  инновационного типа изменения в  сфере обращения выражаются в  том, что превращают ее из сферы всеобщего  отчуждения товаров и денег в  систему заимствования прав собственности  различных категорий. Обращение  товаров и денег, представляющих совокупность разрозненных, произвольных актов отчуждения - присвоения, в  инновационной экономике трансформируется в систему многосторонних кредитных  отношений. Эта система функционирует  на основе развития необходимой, осознанной зависимости и заинтересованности всех категорий субъектов отчуждения - присвоения - от частных лиц и  бизнеса в целом до государства.

В целом инновационная  экономика формирует своеобразный характер сегментации национальных интересов - обращения национальных капиталов, совокупность которых интегрируется  в экономические межнациональные (региональные) образования, соединяющиеся, в свою очередь, в сегментированный мировой рынок - инновационную экономику.

3.2 Стратегия развития  Тамбовской области

В Тамбовской области в 2009 году принята Стратегия социально-экономического развития до 2020 года.

Стратегический план социально-экономического развития Тамбовской области основан  на выявлении потенциальных возможностей с учётом специфики региона:

  • выгодное географическое положение способствует развитию межрегиональных связей, область находится рядом с экономически развитыми регионами;
  • благоприятные почвенно-климатические условия;
  • наличие сырьевых ресурсов для развития АПК;
  • наличие предпосылок для создания кластеров;
  • благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура для ряда отраслей реального сектора экономики;
  • сравнительно квалифицированная и дешёвая рабочая сила;
  • развитая система образования, наличие развитой научной базы;
  • наличие наукограда Мичуринска;
  • относительно широкая сеть финансово-кредитных организаций;
  • развитая региональная инфраструктура (49-е место в рейтинге инвестиционного потенциала, проведённого «Эксперт-РА» среди 82 регионов в 2006 – 2007 годах.);
  • динамизм развития реального сектора экономики и высокие позиции на рынках отдельных товаров;
  • динамично формирующаяся инфраструктура.

Сформулированы стратегические приоритеты развития Тамбовской области:

  • Повышение конкурентоспособности экономики Тамбовской области, в первую очередь за счёт развития наиболее перспективных секторов экономики (традиционные секторы с доминирующим положением на рынках и инновационной сектор экономики).
  • Активная инвестиционная политика. Повышение инвестиционной привлекательности Тамбовской области.
  • Эффективное использование ресурсного потенциала.
  • Развитие человеческих ресурсов.
  • Обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения.
  • Повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Тамбовской области.

Намечены мероприятия, направленные на достижение стратегических приоритетов  развития Тамбовской области. Опираясь на инновационный путь развития, Правительство  области планирует создавать  промышленные кластеры и зоны опережающего развития.

3.2.1 Экономические кластеры

К перспективным кластерам  региона относятся кластеры по переработке  сахарной свёклы и производству сахара, по производству альтернативного топлива, по производству и переработке плодов и овощей, зерновой кластер, кластер строительных материалов, химический.

Тамбовская область является аграрно-промышленным регионом, который  обладает необходимой сырьевой базой, трудовыми ресурсами для развития агропромышленных кластеров. В состав кластера по производству сахара и  переработке сахарной свёклы могут  войти 8 предприятий района. Производство сахара – одна из основных бюджетоформирующих отраслей экономики области. Регион относится к числу крупных производителей сахара в России. Сахарную свёклу в области выращивают 240 свёклосеющих предприятий и перерабатывают 5 сахарных заводов.

В зерновой кластер входят 10 предприятий спиртовой промышленности, а также мукомольно-крупяные, хлебопекарные  и комбикормовые предприятия. Основными  отраслями по уровню потребления  зерновых культур являются мукомольно-крупяная и комбикормовая. В области реализуются инвестиционные проекты по строительству зерноперерабатывающих комплексов с выработкой муки, крахмала, сухой клейковины и комбикормов.

С сельскохозяйственным производством  и переработкой в области связан кластер по производству альтернативных источников энергии, получаемых из сельскохозяйственного  сырья и отходов сельскохозяйственного  производства. Конечная продукция кластера представляет собой различные виды биотоплива: биоэтанол, биодизель, пеллеты, торф. Ядро энергетического кластера составят промышленные предприятия области (ОАО «Биохим», завод в Никифоровском районе, сахарные заводы) по производству продукции на основе мелассы и зерна, технического спирта, рапса, древесного сырья, торфа.

Планируется создание завода мирового уровня по выпуску биоэтанола, который может обеспечить постоянными заказами треть производителей зерна в Тамбовской области и до 15 сахарных заводов Европейской части России. Данные технологии позволят осуществлять производство технологически связанных продуктов, обеспечат повышенный выход продукции из единицы сырья, позволят снизить расход энергии и рабочей силы. Для потребностей производства имеется достаточное количество сырья на региональном рынке, где сконцентрированы крупные производители и поставщики зерна и мелассы.

В целях самостоятельного обеспечения производства биоэтанола в рассматриваемый кластер войдут также предприятия–поставщики оборудования, прежде всего, ОАО «Тамбовский завод «Комсомолец» им. Н.С. Артёмова».

Развитие кластера по биоэтанолу взаимосвязано с развитием зернового кластера и кластера по производству сахара, образуя в области мегакластер с выраженным мультипликативным эффектом.

Ядром кластера по производству и переработке плодов и овощей выступает производственная зона создаваемого технопарка в сфере высоких биотехнологий  на базе Мичуринска – наукограда РФ. Сырьевая зона, которая может обеспечить необходимый объём, включает 6 сельскохозяйственных предприятий 3-х районов Тамбовской области.

Основными точками кластеризации  химической отрасли могут стать  ОАО «Пигмент», ОАО «Котовский лакокрасочный  завод», ГПК «Тамбовский пороховой  завод», ЗАО «Изорок», ОАО «Биохим», ООО «Инновационный центр высоких био- и химических технологий». Развитие кооперационных и научно-технических связей между субъектами кластера будет способствовать повышению конкурентоспособности и расширению рынков сбыта химической продукции.

В кластер войдут производства, использующие европейские технологии и оборудование, размещение которых  планируется на инвестиционных площадках  Котовска и Уварова.

Создание кластера по производству строительных материалов обусловлено  наличием развитой сырьевой базы и  потребностями рынка строительных материалов в центральной России. Реализуются проекты с выходом  на международный рынок по производству теплоизоляционных материалов «Трегран» и «Изорок», изделий на их основе, превосходящих все известные строительные материалы по теплоизолирующим свойствам, для строительства домов повышенной теплокомфортности, а также других товаров, обеспечивающих полную комплектацию жилого дома. Планируется реализация проектов по производству цемента, керамического облицовочного кирпича, стенового материала нового поколения – газобетона.

Развитию инновационных  кластеров в Тамбовской области  будет способствовать, с одной  стороны, накопленный потенциал  инновационных проектов, сформированная нормативная правовая база инновационной  и инвестиционной политики и достаточная степень развития инновационной инфраструктуры.

Действия администрации  Тамбовской области по поддержке  развития кластеров:

  • осуществление государственной поддержки инновационных кластеров в соответствии с областным законодательством, формирование необходимой для их развития инфраструктуры (инженерной, транспортной, телекоммуникационной) в рамках областных целевых программ;
  • инициирование развития агрохолдингов (для сельскохозяйственных кластеров);
  • достраивание технологических цепочек;
  • стимулирование модернизации производства;
  • реализация целевых образовательных программ, в том числе в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования.

В основе зон опережающего развития заложена реализация в области  стратегических проектов, имеющих синергетический  эффект и формирующих основной вклад  в устойчивое развитие Тамбовской области. Формирование кластеров и зон  опережающего развития даёт необходимый  импульс для развития инноваций, позволяет увеличить производство товаров с высокой добавленной  стоимостью, развивать сопутствующий  малый бизнес, создавать новые  рабочие места, обеспечивающие высокую  заработную плату, увеличивать доходную часть бюджета и повышать инвестиционную привлекательность региона.

3.2.2 Создание мульти модального логистического центра

Центральный федеральный  округ, являясь лидером по производству и потреблению сырья и материалов, нуждается в развитии комплексного логистического обслуживания.

По территории Тамбовской области пройдёт транспортный коридор  Север – Юг, который свяжет государства  Западной, Северной и Восточной Европы, а также Белоруссию и Украину  с Ираном, странами Персидского залива и Индийского океана.

Транспортный коридор  будет состоять из путей железной дороги пропускной способностью 10 – 15 млн. тонн грузов и автодороги, частью которой является трасса М-6 «Каспий». Участки железной и автодороги проходят через территорию Тамбовской области.

Создание мультимодального логистического центра, обеспечивающего приём, хранение и перегрузку грузов между железнодорожным, автомобильным транспортом, позволит получать дополнительные средства в бюджет области и активизировать предпринимательскую деятельность, связанную с обслуживанием комплекса и использованием его ресурсов.

3.2.3 Создание агентства регионального развития

Целью создания агентства  развития бизнеса является как организация  коммуникативной площадки между  инвесторами, бизнесом, региональной и  муниципальной властью, так и  создание мощной инфраструктуры, обеспечивающей привлечение инвестиций, сопровождение  инвестиционных проектов, продвижение  перспективных инвестиционных проектов на национальные и зарубежные финансовые рынки. [17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основой современного социально-экономического развития страны является ее научно-технический  потенциал, который служит предпосылкой перехода общества в постиндустриальную информационную эпоху. Эта проблема представляет чрезвычайную важность для  современной России. Безотлагательность перехода ее экономики на инновационный  путь развития требует мощной активизации  инновационной деятельности, создания соответствующего научно-технического потенциала. Это позволит реорганизовать национальное хозяйство на основе наукоемкого  производства, повернуть вспять тенденцию  огромного и все нарастающего отставания России от развитых стран мира в различных сферах – экономической, социальной, современных технологий (электроники, вычислительной техники, программных средств, телекоммуникаций, роботостроения, информационных услуг), организации управления.

Проведенное исследование выявило, что Россия давно стоит у порога осуществления стратегического  выбора, но управляющие элиты не имеют мотивации или не умеют  принимать выверенных стратегических решений. Между тем возможности  постепенного эволюционного развития страны практически исчерпаны или  близки к исчерпанию. Благоприятная  конъюнктура мировых цен на энергоносители в последние годы дала возможность  государству добиться определенных экономических успехов. Но при тщательном анализе они оказываются лишь видимостью, которая позволяет отложить решение насущных вопросов инновационного обновления всех сфер общества. Инерционный режим эволюции неизбежно лишит Россию возможности войти в число авангардных стран нового постиндустриального общества, превратить ее в сырьевой придаток мировой экономики.

Инновационный прорыв способен оптимальным образом изменить экономическую  структуру страны и вывести ее в ряд развитых постиндустриальных государств. Реализация такой стратегии  потребует мобилизации творческого  потенциала нации, партнерства государства, бизнеса, науки и образования, научно обоснованного определения инновационных  приоритетов. Инновационный прорыв обеспечит гармоничное сочетание  всех факторов развития государства.

Информация о работе Инновации в современной экономики России