Инновационная деятельность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Инновационное развитие организации в современных условиях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства.

Содержание

Введение ………………………………………………………….…………. 3
1. Инновации как объект управления ……………………………….…...
1. Инновационное развитие организации — основа повышения эффективности ее деятельности
2. Виды инновационных стратегий. Классификация организаций в зависимости от типа конкурентного инновационного поведения
2. Инновационное развитие организации
# 2.1. Основные направления инновационного развития
# 2.2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Инвестиционный менеджмент кур1..doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     Каждая  из рассмотренных стратегий имеет  как преимущества, так и недостатки. В рамках оборонительной стратегии  менеджмент добивается экономического эффекта в краткосрочном периоде, но в долгосрочной перспективе эта стратегия приводит к отставанию от конкурентов сначала в технологическом потенциале, а затем и в экономическом.

     Отличительной чертой наступательной стратегии является ориентация на достижение долгосрочных целей, жертвуя порой краткосрочными интересами. Она базируется на серии непрерывных, последовательных инноваций, в то время как для оборонительной и имитационной стратегии инновации носят разовый, вынужденный характер.

     Естественно, в реальной действительности могут использоваться различные модификации представленных стратегий или их комбинации. Каждое отдельное предприятие выбирает вариант инновационной стратегии в зависимости от целей, инновационного потенциала, поведения конкурентов и прочих факторов.

     Особенностью  инновационных стратегий является то, что они создают особо сложные условия для корпоративного управления. К таким трудностям можно отнести:

  • повышенный уровень неопределенности результатов. На довольно сложный процесс разработки стратегии фирмы накладываются неопределенности, связанные с оценкой сроков, затрат, качества и эффективности вновь выпускаемой продукции. Это вызывает необходимость развивать такую специфическую функцию, как управление инвестиционными рисками;

     • повышенный инвестиционный риск инновационных проектов. Это объясняется новизной решаемой проблемы, необходимостью рационально определить структуру инвестиционного портфеля, в котором преобладают долгосрочные и среднесрочные составляющие. Возникает проблема с привлечением инвесторов, готовых идти на повышенный риск;

     • усиление процесса производственной, организационной и управленческой реструктуризации фирмы, связанной  с необходимость разрабатывать  и внедрять новшества и нововведения сочетая это с необходимостью поддерживать стабильность протекаемых производственных процессов;

     • усиление противоречий в руководстве фирмой. Разработка, выбор и реализация инновационных проектов неизбежно приводя к обострению противоречий между отдельными группам управленцев, придерживающихся порой противоположных или не совпадающих взглядов на роль инноваций в стратегии предприятия. Поэтому требуется сочетать порой несовместимы интересы стратегического и тактического характера, согласовывать решения научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговые решения исходящие от управленцев, придерживающихся отличительны взглядов на стратегию инноваций.

     Теория  и практика стратегического менеджмента  выработала ряд универсальных стратегий, имеющих широкое распространение. Это так называемые эталонные, или базовые, стратегии. Главная их цель — обеспечить конкурентное преимущество фирмы, их еще часто в силу этого называют «стратегии роста или развития». Каждой стратегии роста присущ тот или иной инновационный аспект.

     При стратегии интенсивного роста организация  постепенно наращивает свой потенциал  путем лучшего использования  своих внутренних сил и предоставляемых  внешней средой возможностей. Известны три разновидности стратегии  интенсивного роста:

     1) более глубокое проникновение на данный рынок с данным продуктом. Инновационная составляющая при этом незначительна (локальные инновационные стратегии в связи с изменениями состояния элементов фирмы);

     2) поиск новых рынков для данного  продукта и закрепление на  нем. Эта стратегия содержит в основном маркетинговую инновацию;

     3) модернизация продукта или создание  нового продукта для реализации  на данном рынке. Это продуктовая инновация.

           Стратегия интеграционного роста — эта стратегия согласования  интересов:

  • с поставщиками и снабженческими организациями (вертикальная организация вниз). Присутствует организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с поставщиками и снабженческим фирмами
  • со сбытовыми структурами и потребителями (вертикальная интеграция вверх). Присутствует организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с потребителями и сбытовыми фирмами.
  • с отраслевыми разрабатывающими и производящими организациями (горизонтальная интеграция). Присутствует организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с разрабатывающим и производящими организациями отрасли.

         В группу стратегий диверсификационного роста входят:

      • конструкторская (продуктовая) инновация, Она направлена на

поиск и использование в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства конструктивно новых товаров. При этом существующее производство остается в центре дела, а новое возникает из существующей технологии и на основном рынке (новая продуктовая технология - старый рынок).

  • конструкторско-технологическая инновация. Ее цель изменение технологии и на этой основе обновление ассортимента выпускаемой продукции. Фирма осваивает новые сферы деятельности, не связанные с ее традиционным профилем ни в технологическом, ни в продуктовом плане. Эта ситуация: новый продукт - новая технология - старый рынок;
  • конгломератная (чистая или полная) диверсификация. При этом технология, продукт и рынок обновляются радикально. Возникает ситуация: новый продукт - новая технология новый рынок. В этом варианте диверсификационного развития присутствуют продуктовая (конструкторская), технологическая и маркетинговая инновации.
 
 
 
 
 
 

     Основные  направления инновационного развития 

     К основным направлениям инновационного развития организации в современной  экономике относятся:

  • комплексная механизация и автоматизация;
  • химизация;
  • электрификация;
  • электронизация;
  • внедрение новых материалов;
  • освоение новых технологий.

     1. Комплексная механизация и автоматизация производства предполагает широкое внедрение взаимосвязанных и взаимозависимых машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции. Таким образом, механизация вытесняет ручной труд и заменяет его машинами в основных и вспомогательных технологических операциях.

     В процессе развития механизация прошла несколько этапов: от механизации  основных технологических процессов, отличающихся наибольшей трудоемкостью, до механизации как основных, так и вспомогательных технологических процессов (комплексная механизация).

     Автоматизация производства означает применение технических средств с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различаются следующие виды автоматизации:

  • частичная (охватывает отдельные операции и процессы);
  • комплексная (охватывает весь цикл работ);
  • полная (автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека).

     2. Химизация производства предусматривает  совершенствование производственных  процессов в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества. Это снижает издержки производства и повышает эффективность деятельности организации на рынке. Примером могут служить лаки и покрытия нового поколения, химические добавки, синтетические волокна, легкие и прочные пластмассы.

     3. Электрификация производства представляет  собой процесс широкого внедрения  электроэнергии как источника  питания производственного силового  аппарата. На основе электрификации осуществляются комплексная механизация и автоматизация производства, внедряется прогрессивная технология. Электрофизические и электрохимические способы обработки дают возможность получить изделия сложных геометрических форм. Лазеры широко применяются для резки и сварки металлов, термообработки.

     4. Электронизация производства предполагает обеспечение всех подразделений организации высокоэффективными средствами электроники— от персональных компьютеров до спутниковой системы связи и информации. На базе ЭВМ и микропроцессоров создаются технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведутся проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляются информационное обслуживание, обучение. Это обеспечивает высокую производительность труда, сокращает время получения информации, увеличивает скорость производственного процесса.

     5. Создание и внедрение новых  материалов, обладающих качественно  новыми эффективными свойствами (жаропрочностью, сверхпроводимостью, коррозионной и радиационной стойкостью и т.п), позволяет повышать конкурентоспособность производимой продукции. Это, в свою очередь, положительно отражается на показателях прибыли организации.

     6. Освоение новых технологий открывает пути решения многих производственных и социально-экономических проблем. В производственном процессе принципиально новые технологии позволяют увеличить объем выпускаемой продукции, не привлекая дополнительные факторы производства. Развитие новых биотехнологий поможет решить проблемы голода в развивающихся странах, борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур без ущерба экологии, обеспеченности сырьем всех регионов мировой экономики, создания безотходного производства.

     Отечественные предприятия в условиях спада производства в период экономических реформ столкнулись с серьезной проблемой в области инновационного развития. Основные сложности были вызваны отказом в финансировании НИОКР со стороны государства, что привело к временному замораживанию этого вида деятельности в организациях. Однако сегодня многие российские предприятия начали адаптироваться к рыночным условиям, и наметился некоторый подъем отечественной промышленности. Переход предприятий на самофинансирование, привлечение инвестиций крупных международных организаций дали новый толчок инновационной деятельности предприятий, Кроме того, руководители промышленных предприятий осознали, что стратегическое планирование в области инноваций — основополагающий элемент повышения эффективности деятельности фирмы в рыночных условиях хозяйствования. В связи с этим часть внутренних инвестиций стала направляться на инновационное развитие предприятия.

     Инновации, тем не менее, требуют не только значительных инвестиций, но и эффективного управления с целью получения положительного результата от их применения.

     2.3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ

     Чтобы организовать процесс управления инновациями  на микроуровне, необходимо решить следующие  задачи:

     • привести в соответствие цель управления инновациями с целью функционирования организации в целом (например, разработка качественно нового товара для захвата определенного сегмента рынка);

     • выявить свои конкурентные преимущества и недостатки (например, квалифицированный  опытно-конструкторский персонал, но слабая инвестиционная база);

     • определить методы управления инновациями (аналитические, опытно-экспериментальные, прогнозирования, экономические, социально-психологические, административные и др,);

     • построить механизм управления инновациями.

     Рассмотрим  элементы механизма управления инновациями более подробно.

     1. Прогнозирование инноваций в организации представляет собой нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Оно дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации. Прогнозирование инноваций включает в себя реализацию трех основных этапов:

Информация о работе Инновационная деятельность организации