Инновационная деятельность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:31, контрольная работа

Описание работы

Инновационное развитие организации в современных условиях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства.

Содержание

Введение ………………………………………………………….…………. 3
1. Инновации как объект управления ……………………………….…...
1. Инновационное развитие организации — основа повышения эффективности ее деятельности
2. Виды инновационных стратегий. Классификация организаций в зависимости от типа конкурентного инновационного поведения
2. Инновационное развитие организации
# 2.1. Основные направления инновационного развития
# 2.2. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Инвестиционный менеджмент кур1..doc

— 131.00 Кб (Скачать)

     • установление объекта прогноза;

     • выбор метода прогнозирования (например, метод экстраполяции, методы экспертных оценок; методы моделирования и др,);

     • разработка самого прогноза и его  вероятностная оценка.

     2. Планирование инноваций предполагает  соблюдение ряда принципов:

     1) приоритетность: в план необходимо  включать самые важные и перспективные  направления инноваций) предусмотренные  в прогнозе, реализация которых  обеспечивает организации значительные  экономические и социальные выгоды  не только в краткосрочном, но и среднесрочном и долгосрочном периодах;

     2) непрерывность планирования —  закономерность и последовательность  разработки краткосрочных, среднесрочных  и долгосрочных планов инновационного  развития;

     3) сквозное планирование — это  планирование всех этапов цикла «наука — производство»: НИОКР, технологической подготовки производства, выпуска новой продукции и ее жизненного цикла (однако данный принцип применяется в крупных корпорациях), которые располагают значительными внутренними инвестициями);

     4) комплексность планирования —  тесная взаимосвязь инновационного  плана с разделами плана экономического  и социального развития организации, производственной программой, инвестиционным планом, кадровой политикой организации, финансовым планом;

     5) экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами — включение в план только экономически выгодных мероприятий, обеспеченных необходимыми ресурсами, то есть составление бизнес-плана инноваций организации.

     3. Анализ ситуации включает в себя сбор данных о состоянии факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды, а также о положении дел внутри организации. Затем собранная информация классифицируется, анализируется менеджерами различных уровней. Реальные значения контролируемых инновационных параметров сравниваются с запланированными (на базе составленных прогнозов), что дает возможность выявить ряд проблем, требующих скорейшего решения.

     4. Идентификация потребности в  инновации представляет собой  ее определение и правильную  формулировку, которая позволит разработать комплекс мер, повышающих эффективность функционирования организации при удовлетворении потребности в инновации. Следует учитывать, что потребность в инновации тесно связана не только с рынком потребителя, но и с рынком производителя (внутренняя потребность организации в повышении уровня прибыли за счет инновации). Также идентификация потребности в инновации не может быть осуществлена только в рамках инновационного отдела организации, требуется помощь маркетингового отдела.

     5. Определение критериев выбора альтернатив инноваций предполагает выбор критериев, по которым будет производиться сравнение альтернатив инноваций и выбор наилучшей (например, затраты на инновацию, жизненный цикл инновации, отдача от ее использования и т.п.).

     6. Разработка альтернатив — это разработка всех возможных вариантов и модификаций инноваций, а также альтернативных путей их внедрения, из которых менеджер может выбрать наиболее оптимальный с учетом специфики организации, поставленных целей и ситуации во внешней среде.

     7. Выбор наилучшей альтернативы  — сравнение преимуществ и  недостатков альтернатив, а также  анализ вероятности их применения. Для сопоставления целесообразно иметь набор стандартов или критериев оценки. Часто результатом выбора становится компромиссный вариант, включающий в себя анализ нескольких альтернатив. В современной динамической внешней среде, в которой функционируют организации, следует учитывать и уровень риска (например, выбирается не самый прибыльный вариант, а тот, который обеспечит реализацию инновации с наибольшей вероятностью успеха).

     8. Разработка и согласование управленческого  решения относительно инновации  подразумевают сотрудничество инновационного  отдела с другими подразделениями  организации и управленческим  персоналом. Специфика управления инновациями заключается в том, что разрабатываются они, как правило, квалифицированными специалистами, а принимают решение и утверждают план внедрения менеджеры. В связи с этим в организациях, ориентированных на инновационное развитие, принят групповой процесс принятия управленческих решений. Он позволяет в рамках коллектива выявить несоответствия разных уровней управления и устранить их быстро и качественно,

     9. Управление реализацией управленческого  инновационного решения начинается  с определения комплекса работ и ресурсов, исполнителей и сроков. Затем разрабатывается программа реализации управленческого инновационного решения, которая должна выполняться подразделениями в соответствии с деревом целей.

     10. Контроль и оценка результатов.  В ходе осуществления инновационной программы в задачу менёджеров разных уровней входит контроль над исполнением управленческих решений. В случае необходимости оказывается управленческая помощь или помощь квалифицированных специалистов, вносятся коррективы при обнаружении ошибок. Таким образом, наблюдается обратная связь последнего элемента механизма управления инновациями с предыдущими.

     Инновации представляют собой специфический  объект управления, требующий значительных инвестиций, квалифицированного научно-технического персонала, масштабных маркетинговых мероприятий. Таким образом, основным требованием для управления инновациями становится системный подход, определяющий взаимосвязи и взаимозависимость между подразделениями организации, необходимость прямых и обратных связей в структуре управления.

     Выводы

     1. Инновации в организации выступают  формой проявления научно-технического  прогресса на микроуровне. Они  способствуют обновлению номенклатуры  выпускаемой продукции, повышению  ее качества с целью удовлетворения  потребностей потребителей и максимизации прибыли организации.

     2. В своем развитии инновации  проявляются в двух взаимосвязанных  и взаимозависимых формах: эволюционной  и революционной. Первая предполагает  постепенное и непрерывное совершенствование  традиционных технических средств и технологий. Вторая базируется на достижениях науки и техники, характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, новых технологических процессов, прогрессивных материалов.

     3. Эффективность инновационного (научно-технического) развития организации определяется соотношением эффекта (прибыли организации) и вызвавших его затрат. Выделяют четыре основных вида эффекта от инноваций: технический, ресурсный, экономический и социальный.

     4. Эффективная разработка и внедрение инноваций позволяют организации успешно функционировать в уже освоенных областях и открывают возможности выхода на новые направления. На успех реализации инноваций на предприятии оказывают влияние множество факторов, среди которых необходимо отметить наличие научно-технического потенциала, производственно-технической базы, основных видов ресурсов, крупных инвестиций, соответствующей системы управления. Правильное соотношение и использование этих факторов, а также тесная взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной и маркетинговой деятельностью фирмы приводят к положительному результату осуществления инновационной стратегии.

     5. Основными направлениями инновационного  развития организации в современной  экономике выступают: комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация, электронизация производства, внедрение новых материалов, освоение новых технологий.

     6. Процесс управления инновациями  на микроуровне включает в  себя приведение в соответствие  целей управления инновациями для функционирования организации в целом, выявление ее конкурентных преимуществ и недостатков, определение методов управления инновациями, механизм управления инновациями.

     7. Механизм управления инновациями  состоит из следующих элементов: прогнозирование инноваций; планирование инноваций; анализ ситуации; идентификация потребности в инновации; определение критериев выбора альтернатив инноваций; разработка альтернатив; выбор наилучшей альтернативы; разработка и согласование управленческого решения; управление реализацией; контроль и оценка результатов. Эти элементы находятся как в прямой, так и в обратной связи, что обеспечивает наилучшее управление таким специфическим объектом, как инновации. 
 
 
 

      1. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие для студентов по экон. специальности/ Крылов Э.И., Власова В.М. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003. 
 

34. Основы инновационного  менеджмента: Теория и практика: учебное пособие./ под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева. М.: ОАО "НПО "Издательство "Экономика", 2000. 
 
 

Например, ОАО «Тулаточмаш» можно в будущем  будет причислить к ряду инновационных  организаций. Предприятие придерживается следующих целей: - выпуск высококачественных военных тренажеров заданного вида и объема в установленные сроки; - повышение эффективности использования научно-производственного потенциала; -  активная внешнеэкономическая деятельность.

Первая  цель предполагает совершенствование самих изделий и технологий их производства, освоение новых изделий и процессов, что позволяет, как минимум не снижать финансовые результаты основной деятельности и сохранять рыночные позиции предприятия в случае изменения состояния промышленности.

Вторая  цель основывается на необходимости рационализации производственных, обслуживающих, управленческих процессов на базе совершенствования функциональных и производственных структур, повышения эффективности использования кадровых, информационных, финансовых, материальных ресурсов, обновления производственно-технической и инженерной базы.

Третья  цель требует наличия научно-технического задела, обеспечивающего высокий  уровень конкурентоспособности  изделий на российском и мировом рынке и соответственно широкий потребительский спрос.

ОАО «Тулаточмаш» активно проводит совершенствование ранее освоенных изделий; создает, осваивает новую продукцию и процессы производства;  повышает качественно уровень технико-технологической базы производства; повышение качественного уровня научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы; увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала; совершенствование организации и управления инновационной деятельностью; рационализация ресурсной базы

•  разработку инновационных тренажеров для удержания и завоевания внутреннего и внешнего рынка.  

Предпосылками успешности инновационной стратегии  служат: накопленный опыт и потенциал,  которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений; гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений; методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создание возможностей для таковых в будущем.

В стратегическом управлении инновациями завода на переднем плане стоят реальные факты и потенциальные возможности, которые предприятие должно учитывать, чтобы обеспечить себе успешное развитие в будущем. 
 
 
 
 
 
 

           Функционирование  предприятий химической и нефтехимической  промышленности в рассматриваемой  перспективе будет осуществляться в жестких экономических условиях, с ограниченными финансовыми ресурсами. Все это предопределяет максимальное использование существующего производственного и научно-технического потенциала. В этих условиях целесообразно рассматривать два направления стратегического развития.

     Первое  направление - реформирование предприятий  химической и нефтехимической промышленности.

     Разработка  и осуществление мер по поддержанию  действующего производственного потенциала на конкурентоспособном уровне с  целью сохранения и укрепления отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, а также реконструкция, техническое перевооружение и создание новых производств с целью заполнения новых секторов отечественного рынка, образующегося за счет создания новых видов продукции в потребляющих отраслях. Поддержание экспортного потенциала химической и нефтехимической промышленности на прогнозируемом уровне.

Информация о работе Инновационная деятельность организации