Инновационная деятельность Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 09:58, доклад

Описание работы

Инновационная деятельность Казахстана, базирующаяся на внедрении новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, относится к числу важнейших факторов развития экономики республики.
На расширение масштабов инновационной деятельности в Казахстане направлены основные положения Закона Республики «Об инновационной деятельности» и «Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005 – 2015 годы». Уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в области инновационной деятельности, является Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Работа содержит 1 файл

иновации.docx

— 105.45 Кб (Скачать)
 

 

Необходимо раскрыть некоторые проблемные вопросы, остающиеся не решенными, но являющиеся базовыми для развития отрасли туризма.

Инфраструктура  индустрии туризма как основа развития отрасли на сегодняшний  день представлена местами размещений - в количестве 1235 ед. по итогам 2009 года.

Несмотря на то, что наблюдается устойчивая тенденция  ее роста, в основном, места размещения расположены в городах и крупных  населенных пунктах. Для создания комфортных условий туристам, не только  иностранным, но и отечественным, учитывая большие расстояния между населенными пунктами, важно их расположение вдоль автомобильных дорог на определенных участках. 

Вместе с тем, отсутствие условий размещения непосредственно  в местах локализации туристских объектов или в узловых точках турмаршрутов препятствует развитию въездного и внутреннего массового туризма. В результате во внутреннем туризме преобладают однодневные маршруты с протяженностью 400 - 500 км, что свидетельствует о  значительных затратах времени на дорогу. Такие поездки утомительны, оставляют плохие воспоминания у большинства туристов.

Еще одной из требующих решения проблем является тот факт, что в условиях мирового финансового кризиса отечественные  инвесторы не будут рисковать  и далее вкладывать средства в  строительство туристских объектов.   Создание механизма преференций и долгосрочного кредитования туристских организаций для развития инфраструктуры туризма способствует росту объема инвестиций в развитие конкурентоспособной индустрии туризма.

В странах, делающих ставку на развитие туризма, обычно принимаются  меры законодательного характера, стимулирующие  развитие туристской инфраструктуры, в частности гостиниц. При этом государственные органы и финансовые учреждения исходят из того, что  инвестиции в туризм создают новые  рабочие места, приносят определенный доход. Поэтому в большинстве  стран принимаются законодательные  решения, способствующие привлечению  иностранных и внутренних инвестиций и займов, например путем установления для них налоговых льгот.

К основным мерам  поддержки, например гостиничной отрасли  относятся:

помощь в выделении  земельных участков под застройку;

помощь в проведении маркетинговых исследований;

возврат капиталовложений по завышенным кредитным ставкам;

отнесение потерь начальной стадии проекта на период получения прибыли от проекта (отсрочка платежей);

развитие государством инфраструктуры для проектов;

налоговые и  таможенные льготы при поставках  проектного оборудования, не производящегося  в стране.

К иным льготам  можно отнести отсутствие налогов  на прибыль (Эстония, ОАЭ) и гармонизацию в целом налогообложения (страны Балтии). В некоторых странах туристская инфраструктура пользуется существенными  льготами финансового характера:

в Турции гостинично-туристский комплекс на 40 % дотируется государством, что позволяет устанавливать конкурентоспособные цены. Кроме того, принято удобное для туристов свободное хождение иностранной валюты наряду с местной денежной единицей;

в Израиле до 30 % инвестиций в гостиничную сферу  возвращается инвестору государством в виде прямых отчислений и налоговых  льгот (при условии достижения определенных объемов привлечения туристов);

в Мексике созданы  зоны франко (свободные от налогообложения) вокруг курортов Акапулько и Канкун;

в Испании принят план повышения конкурентоспособности  испанского турпродукта, где как приоритетное направление выделены реконструкция и модернизация гостиниц в основных курортных зонах, развитие сельского туризма в районах, не имеющих пляжей (Валенсия). Остров Тенериф объявлен зоной франко, что снижает стоимость не только туристских услуг (в том числе гостиниц), но и отражается на стоимости других продуктов, в частности бензина; правительство инвестирует крупные суммы в развитие инфраструктуры острова;

в Марокко принят план развития туризма, предполагающий прямые бюджетные инвестиции (20 - 40 %) в приоритетные проекты развития (крупные парки развлечений, гостиничные  комплексы и т.д.);

в Индонезии  остров Бали признан свободной экономической зоной, что снижает цены на туристское предложение. Здесь же практикуются прямые бюджетные инвестиции в развитие инфраструктуры. Как правило, перед потенциальными инвесторами ставится предварительное условие - это инвестирование в проекты, осуществляемые в регионах, признанных развивающимися. Кроме того, выдвигаются требования: использовать в стране доходы и прибыли, получаемые в твердой валюте; привлекать местный персонал; осуществлять его обучение и т.п. Иногда добавляются требования к внешнему виду проектов (гармонирование с местной архитектурой).

Если говорить о мерах государственной поддержки  капиталовложений в гостиничную  отрасль, выражающихся в создании благоприятного инвестиционного климата, то в качестве таковых здесь обычно рассматриваются:

информационная  и консультационная помощь будущим  инвесторам. Для того чтобы правильно  оценить перспективы проекта, инвестор должен располагать информацией  об основных рыночных показателях в  динамике за несколько лет. В гостиничной  индустрии к таким показателям  относятся загрузка, доходы за номер, средняя цена за номер и т.д. Эти  сведения можно получить только из официальных государственных источников или у специализированных консалтинговых компаний;

предоставление  государственных гарантий - широко распространенный механизм обеспечения  кредитов. Под правительственные  гарантии построен ряд гостиничных  объектов в странах СНГ (например, «Шодлик» в Ташкенте). Подобная форма сотрудничества устраивает иностранных инвесторов и наиболее распространена в деловой практике стран с переходной и развивающейся экономикой;

разработка законодательства, защищающего интересы инвестора, т.е. установление налоговых льгот и  гарантий в отношении репатриации  прибылей.

Согласно данным ЮНВТО, в общем числе туристских поездок в мире,      60 % составляют поездки в связи с отдыхом, 30 % - деловые поездки.

Целевая группа туристов, проявляющих интерес к  Казахстану:

любители дикой  нетронутой природы и удивительных ландшафтов;

любители неизведанных туристских направлений, любознательные туристы, желающие быть первооткрывателями.

Экологический туризм в Казахстане имеет хороший  потенциал, но не достаточно развит.

В Государственной  программе развития туризма на 2007 - 2011 годы, экотуризм был выделен как одно из приоритетных направлений, и предусматривалась выработка национальной, региональной и местной политики по его развитию. Однако на сегодняшний день, еще не сформирована как сама политика, так и единые организационные подходы.

Экотуризм не ориентирован на увеличение туристских потоков на природные территории, он позволяет сохранить природу, что соответственно не требует реализации инвестиционных проектов, способных оказывать негативное влияние на окружающую среду.  

На территории Казахстана действуют 118 особо охраняемых природных территорий, в том числе 11 государственных национальных парков, в которых допускается регулируемое туристское использование, направленное на развитие экотуризма. Учитывая, что его объектами могут быть как природные, так и культурные достопримечательности, природные и природно - антропогенные ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой, развитие экологического туризма может обеспечить не только финансовую поддержку природным территориям, но и даст возможность создать интерес к их сохранению.

Сельский экотуризм также имеет потенциал к развитию. Его развитие ограничено сельскими территориями и обусловлено деятельностью по производству сельскохозяйственной продукции.

В рамках указанного вида туризма в Казахстане получили развитие гостевые дома, проживая в  которых туристы ведут сельский образ жизни, знакомятся с повседневной казахской культурой и природными достопримечательностями.  

С 2005 года действует  Информационный Ресурсный Центр  Экологического туризма в г. Алматы, который работает по созданию и развитию данных гостевых домов. Эти дома являются составной частью концепции развития экологического, устойчивого туризма в Республике Казахстан.

Изучение международного опыта по данному вопросу показывает, что социально-экономическая роль экотуризма отличается в районах с различными функциями. На сельскохозяйственных территориях экотуризм может быть дополнительным источником дохода для поддержания производства, ландшафта и традиционного уклада местного населения. На территориях, главной функцией которых является охрана природного и культурно-исторического наследия, экотуризм - один из главных источников дохода, экономически оправдывающий выполнение данной функции. В промышленных районах роль экотуризма состоит в охране участков малоизмененной природы и поддержании физического и психического равновесия населения.

География экотуризма отличается от географии традиционного туризма. Основные международные экотуристские потоки направлены из развитых стран в развивающиеся. Но при этом нельзя утверждать, что в последних доля экотуризма в туристской отрасли выше, поскольку в странах Европы и Северной Америки широко распространен внутренний экотуризм.

Одной из первых стран в мире по привлечению экотуристов является Кения. Восемь из десяти посетителей приезжают в Кению с экотуристскими целями. Экотуризм особенно выделяется и в быстрорастущем туристском рынке стран Латинской Америки и в Южной Африке, которая возлагает на экотуризм значительные надежды в сферах создания инфраструктуры, человеческого развития, подъема отсталых «черных» районов, дальнейшей демократизации общества.

В США генерируется более 1/2 спроса международного экотуризма. Разнообразные виды экологического туризма также активно развиваются и в самой стране. В США сосредоточено наибольшее в мире количество организаций, связанных как с внутренним, так и с международным экотуризмом. В США и других развитых странах при небольшом значении экотуризма на государственном уровне его роль на региональном и местном уровнях постоянно возрастает. Доходы от экопутешествий составляют как минимум 10 % от доходов, приносимых международным туризмом.

В целом, потенциальный  интерес к экологическому туризму  на международном рынке составляет 8,9 млн. человек (или 63 % от общего потенциала). Данный турпродукт занимает самую лучшую позицию на мировом рынке туризма и должен стать одним из ключевых для развития в Казахстане.

У Казахстана древняя  и уникальная история, о чем свидетельствует  наличие двадцати семи тысяч древних  памятников таких, как Сакские курганы/холмы, Золотой Человек в Иссыке и многие другие.

Казахстанский участок Великого Шелкового пути представляет уникальный комплекс исторических памятников, археологии, архитектуры, градостроительства и монументального  искусства. Они представлены древними городами Отрар, Тараз, Сайрам, (Испиджаб), Туркестан (Яссы),  Баласагун и другими, которые были не только торговыми центрами, но также и центрами науки и культуры.

Все это должно способствовать эффективному развитию культурно-познавательного туризма, но, учитывая зависимость данного  сектора от многих факторов, таких  как отсутствие рекламно-информационного  материала, слабая инфраструктура, в  т.ч. малочисленность мест размещения вблизи объектов туризма, низкое качество подъездных дорог, отмечается его низкая конкурентоспособность.

Обладая уникальными  природно-минеральными и климатическими ресурсами, Казахстан может также  развивать лечебно-оздоровительный  и горнолыжный туризм.

Ситуация на рынке предоставления и развития лечебно - оздоровительных услуг  меняется в сторону количественного  увеличения предприятий туристско-рекреационного направления.

Анализ состояния  данного вопроса показывает, что  с 1999 года начинается постепенный подъем и развитие санаторно - курортных учреждений и организаций отдыха, количество которых выросло до 127 по итогам 2007 года.

Изучение международного опыта по данному весьма актуальному  для Казахстана вопросу свидетельствует, что лидерство по туристским прибытиям  на санаторно-курортное лечение, принадлежит  Чехии благодаря самой крупной  и известной мировой здравнице  Карловы-Вары. По данным национальной туристской администрации Чехии, ежегодно её посещают около 50 тыс. человек из более, чем 70 стран мира для лечения  и около 2 млн. туристов в рекреационно - оздоровительных целях.

Швейцария - страна популярного в последнее десятилетие  горнолыжного туризма, который приносит стране доходы в объеме до 20 миллиардов долларов  США. Такой же вид туризма получил развитие и в Италии и во Франции, которые активно используют высокогорные Альпы, в Австрии, Словении и Монтонегро. Планируют активизироваться в развитии данного направления туризма такие страны как Болгария и Турция.

Информация о работе Инновационная деятельность Республики Казахстан