Инновационная деятельность: содержание, роль в экономике и проблемы мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………….7
2. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ…………………………….15
3. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Чичиленко А. В..docx

— 57.29 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Ростовский государственный  строительный университет»

 

 

 

 

           

     Курсовая работа

 на тему  «Инновационная деятельность: содержание, роль в экономике и проблемы  мотивации».

 

 

 

 

                                                                                          Выполнила:                                                                                               студентка гр. Э – 112                                                                                       Чичиленко А. В.                                                                                           Проверила:                                               старший преподаватель:

Иванова О. Е.

 

 

г. Ростов-на-Дону

2010 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3                                              1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………….7  

2. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В  РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ…………………………….15          

3. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..30 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..32                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. Ученые, проводившие исследования в области роста экономики считают, что на протяжении всей истории человечества движущей силой его развития были инновации. Современная мирохозяйственная система характеризуется необходимостью постоянного роста продуктивности в условиях ограниченности первичных ресурсов. Поэтому в этой системе постоянно осуществляется перестройка составляющих ее компонентов и связей между ними с целью повышения эффективности использования ресурсов. Это достигается за счет непрекращающейся инновационной деятельности в различных секторах и на различных структурных уровнях экономики стран, регионов и всего мирового хозяйства в целом. Неудивительно, что в последнее время большое количество научных исследований посвящается теме инноваций и их роли в дальнейшем развитии экономики.

Закономерности технических  нововведений стали изучаться в  начале XX в. Инновация - результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение  новых видов товаров, услуг и  технологий, организационных форм на уровне фирмы. Любые изобретения, новые  явления, виды услуг или методы только тогда получат общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации) и уже в новом  качестве выступят как нововведения (инновации).

Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы. Инновационная  деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и  обновления номенклатуры и улучшения  качества выпускаемой продукции, совершенствование  технологии их изготовления с последующим  внедрением и эффективной реализацией  на внутреннем и зарубежных рынках.

Степень разработанности  проблемы. Современные концепции и методы повышения эффективности социально-экономической политики страны, а так же проблемы мотивации, стимулирование инновационных проектов, внедрение их на предприятия отражены в работах известных отечественных и зарубежных ученых Ермасов С.В., Кокурин Д.И., Кузнец С., Кузык Б.Н., Яковец Ю.В., Занюк С.С., Эльга К. Н., Смирнов С., Ховард К., Коротков Э., Чайковская Н.В., Шумпетер И., В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова М., Янчевский В.Г., Ричард Л., Виханский О.С., Уткин Э.А.

Цели и задачи. Цель курсовой работы заключается в теоретическом обосновании особенностей и организационно-экономического механизма реализации инновационной деятельности.

Достижение поставленной цели связано с решением следующих  основных задач:

    • исследование основных подходов к определению сущности и содержания социально-экономической политики государства;
    • выявление барьеров и направлений развития социально-экономической политики региона в обеспечении необходимыми условиями для инновационной деятельности;
    • проведение инструментального анализа уровня развития инновационного процесса;
    • обоснование необходимости стимулирования инновационного процесса, чтобы добиться его эффективности.

Объект и предмет  исследования. Объектом курсовой работы является инновационная деятельность как составляющая общей социально-экономической политики. Предметом исследования выступает организационно-экономический механизм реализации инновационной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической теории, менеджмента, экономики страны. Использовались различные взаимодополняющие методологические подходы, включая системный подход в его субъектно-объектном и функционально-структурном аспектах, методы и приемы научного исследования, в том числе экономическая диагностика и мониторинг, ситуационный, структурный и динамический анализ, методы компаративистики.

 Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность и точность выводов, послужили материалы монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, а также научные статьи и Интернет-ресурсы. Нормативно-правовую базу курсовой работы составляют законы РФ, указы Президента, постановления Правительства РФ и т.д., затрагивающие вопросы инновационной деятельности.          Структура курсовой работы. В работе рассмотрены следующие вопросы: сущность инновационной деятельности, виды инноваций, роль инноваций в развитии экономики, проблемы мотивации и стимулирования инновационной деятельности.

Курсовая работа состоит  из введения, основной части, которая  в свою очередь делится на три  главы, и заключения.

В первой главе «Сущность инновационной деятельности» рассмотрены такие ключевые понятия как инновация, инновационный процесс и инновационный потенциал.

Во второй главе «Роль инноваций в развитии экономики» говорится о роли инноваций, о роли государственного регулирования инновационными процессами, а так же выделены признаки экономического роста.

В третьей главе «Проблемы мотивации и стимулирования инновационной деятельности» на основе рассмотренных ранее понятий и показателей дана оценка проблеме мотивации и стимулирования инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность инновационной деятельности

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что  означает обновление или улучшение [5]. В общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность - материальную или нематериальную, - которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п. [5].

Под инновациями в широком  смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как  инновационный процесс.

В мировой экономической  литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в  рамках экономических исследований НТП.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной  деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе  к социальным услугам.

Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно - инвестиционной деятельностью [14].

При осуществлении инновационной  деятельности различаются ее объекты  и субъекты. Объектами инновационной  деятельности являются разработки техники  и технологии предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности  на территории страны.

Инновация может быть рассмотрена  как в динамическом, так и в  статическом аспекте. В последнем  случае инновация представляется как  конечный результат научно-производственного  цикла (НПЦ) [6].

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций [6]. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.

Следовательно, научно-технические  инновации должны:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

Современные компании воспринимают инновации как средство увеличения прибыли и завоевания более широкого сегмента рынка [15]. Правительства считают их панацеей с точки зрения ускорения экономического роста посредством повышения конкурентоспособности в мире.

Инновации создают стоимость  и материальные богатства, опираясь на некую форму изменений (в любой области - технологии, материалов, цен, услуг, демографии или даже геополитики), формируя новый спрос или прибегая к новым способам замещения основного капитала и использованию “зрелых рынков”. Инновации содействуют перемещению ресурсов в сферу более высокой производительности и прибыли.

Производственные организации, в свою очередь, также пришли к  пониманию необходимости осуществления  инновационной деятельности [12]. Внедрение инноваций все больше рассматривается ими как единственный способ повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали своими силами вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций

Именно инновации объясняют  причину, по которой уровень отдачи от инвестиций в США, странах Западной Европы и Японии был значительно  выше во второй, а не в первой половине XX вв. [7]. Тенденция к росту прибыли тесно связана с развитием интеллектуальноемких производств, в которых важны ресурсы человеческого капитала, навыки, дорогостоящие информационные секреты и ноу-хау.

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

Информация о работе Инновационная деятельность: содержание, роль в экономике и проблемы мотивации