Инновационная деятельность: содержание, роль в экономике и проблемы мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:32, курсовая работа

Описание работы

Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………3 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………….7
2. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ…………………………….15
3. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Чичиленко А. В..docx

— 57.29 Кб (Скачать)

Различают следующие виды инноваций[13]:

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на:

    • продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
    • процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на:

    • новые для отрасли в мире;
    • новые для отрасли в стране;
    • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

    • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
    • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
    • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

    • радикальные (базовые);
    • улучшающие;
    • модификационные (частные).

В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия[10]. По этому признаку выделяются инновации:

    • технологические;
    • производственные;
    • экономические;
    • торговые;
    • социальные;
    • в области управления.

В зависимости от вида инноваций  и формируется система инновационного менеджмента.

Главное внимание в инновационном  менеджменте уделяется выработке  стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.

Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает[16]:

    1. Разработку планов и программ инновационной деятельности;
    2. Наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
    3. Рассмотрение проектов создания новых продуктов;
    4. Проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
    5. Обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
    6. Обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
    7. Создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать  на них вовремя. Выбор стратегии - важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики  руководителю недостаточно иметь хороший  продукт, он должен внимательно следить  за появлением новых технологий и  планировать их внедрение в своей  фирме, чтобы не отстать от конкурентов[12, 17].

Стратегия является отправным  пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут  различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали  себя со стратегией использования нововведений[15]. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает[17].

Причиной тому служит, в  первую очередь, отсутствие серьезного опыта ведения инновационной  деятельности в рыночных условиях. Корни этой проблемы уходят в прошлое  и связаны с ориентацией научно-исследовательских  организаций на выполнение государственных, в основном, военно-промышленных, заказов  и отсутствием ранее возможностей для самостоятельного выведения  новых изделий на рынок.

Сказывается и новизна  проблемы в условиях рынка. Поэтому, акцентирую внимание на основных понятиях, используемых в теории и практике управления инновационными процессами. Проблема отсутствия общепринятой терминологии и классификации в области  инновационной деятельности неоднократно поднималась в связи с задержкой  во введение в действие Федерального Закона «Об инновационной деятельности»[8]. В различной экономической литературе широко представлены и даны различные определения термина «инновация» и предложена разнохарактерная типология процессов, связанных с этим явлением. Однако растущий интерес руководителей компаний к изучению организации управления технологическими инновациями заставляет вернуться к этому вопросу. Для большей прозрачности обсуждение проблемы целесообразно начать с определения основных понятий и, прежде всего, необходимо разграничить понятия «новшество» и «инновация».

Понятие «новшество», происходящее от англ. invention, принято определять как  новую идею, которая в процессе разработки может быть реализована  в новый продукт, новую технологию, новый метод и т.п. Понятие «инновация», в англ. innovation, следует понимать как  новый или усовершенствованный  продукт или технологию, созданную  в результате использования новшества и реализуемую на рынке или внедренную в производственную, управленческую или иную деятельность[5].

Другими словами, технологическое  новшество является источником технологической  инновации, которая приобретает  такое качество с момента принятия к распространению в виде нового продукта. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом. В свою очередь, процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. С момента  появления новшества на рынке  оно становится инновацией.

Говоря о роли, следует  сказать, что инновации влияют на структуру общественного производства, на институциональные экономические  механизмы, на социальную стабильность, на окружающую среду, на интенсивность  международного технического сотрудничества, на уровень национальной безопасности и, что самое главное, на конкурентоспособность  национальной экономики в системе  мирового хозяйства. Очевидно, что государство  должно стимулировать и регулировать инновационный процесс, так как  в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны. О чем речь пойдет в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль инноваций  в развитии экономики

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике  роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими  факторами экономического роста.

Опыт развитых стран свидетельствует  о том, что коренные преобразования в области производительных сил  в эпоху НТР, быстрая сменяемость  ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение  нововведений стали нормой современной  экономической жизни. И если инновационный  подход играет возрастающую роль в  развитых странах, то в современной  России, в условиях перехода к рыночной экономике и необходимости выхода из глубокого кризиса эта роль особенно велика.

Возрастающая роль инноваций  обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью  преодоления кризиса и выхода на траекторию устойчивого роста.

В условиях рыночной экономики  и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме  угрозы банкротства[13]. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи важно отметить, что один из классиков экономической  теории - А. Маршалл высказывался о  предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство"[14].

В самом деле, конкуренция  лишь создает ситуацию необходимости  поиска конкурентных преимуществ фирмы  и конкурентоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

Что же касается преодоления  кризиса и выхода на траекторию роста, то эту задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной  перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы[12].

В стране наблюдается гигантское перепотребление природных ресурсов, что создает мнимые дефициты в  энергетике, сельском и лесном хозяйствах и т.д. Так, по расчетам, энергетические затраты на единицу конечной продукции  в России в 3 раза больше, чем в  Японии и Германии, по сравнению  с США превышают в 2 раза. По затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4-6 раз[6]. Эти данные убедительно показывают гигантскую "прожорливость" и затратный характер экономики страны. В этих условиях, если осуществить подъем производства на основе ресурсоемких технологий, то экономика России вновь попадает в замкнутый порочный круг: рост производства в обрабатывающих отраслях требует перераспределения в их пользу инвестиций, которые нужны для увеличения производства сырья и энергоносителей.

Совершенно очевидно, что  в решении этих непростых, но очень  важных для нашей экономики задач  решающая роль принадлежит предпринимательскому подходу, основанному на поиске и  реализации инноваций, ибо все эти  задачи требуют не рутинного, а новаторского, творческого подхода.

Особое значение для производства имеют инновации с мощными  преобразовательными функциями[10]. Эти инновации радикально изменят производственный аппарат, имеющий высокую степень морального и физического износа на российских предприятиях, его организацию, а, следовательно, и эффективность производства. К таким инновациям следует отнести, прежде всего, новую технику и технологии. Изменяя производство, переводя его на новый научно-технологический уровень, можно создавать главные предпосылки для перевода производства продукции в качественно новое состояние. Новый производственный аппарат требует, как правило, новой организации, управления, маркетинга, новой мотивации, т.е. нового типа инновационного менеджмента. Он предполагает, что будет производиться и новая продукция.

Значительный вклад в  развитие теории инновационного пути развития экономики внес Н.Д. Кондратьев, излагая учение о больших циклах конъюнктуры примерно полувековой  длительности, обосновывал закономерную связь «повышательных» и «понижательных»  волн этих циклов с волнами технических  изобретений и их практического  использования[17].

Под экономическим ростом Саймон Кузнец подразумевал долгосрочное увеличение способности хозяйства  обеспечивать все более разнообразные  потребности населения с помощью  все более эффективных технологий и соответствующих им институциональных  и идеологических изменений[6]. По его мнению, существует три главных признака экономического роста:

    1. Постоянный рост национального продукта и, следовательно, способности хозяйства удовлетворять все более широкий круг потребностей людей, являющийся свидетельством зрелости экономики.
    2. Технический прогресс, который является основой роста, его необходимым условием.
    3. Для реализации заложенного в новой технологии потенциала роста необходимы институциональные, поведенческие и идеологические изменения.

Одним из факторов инновационного развития экономики, по мнению Б. Яффе, Д. Лернера, С. Штерна, М. Гяратана, С. Торриси  и А. Пагано, является образование. Специальное  образование играет критическую  роль в поддержке технического прогресса, как и расходы крупных компаний на исследования и разработки в купе с усилиями частных предпринимателей оказываются ценным дополнением  к инновационному процессу. Результат  взаимодействия большого и малого бизнеса  взаимодополняем – это означает, что результат взаимных действий оказывается более полезен для  экономики, нежели их разрозненные действия[8].

Информация о работе Инновационная деятельность: содержание, роль в экономике и проблемы мотивации