Инновационная деятельность в нефтегазовом комплексе (на примере ОАО «АК «Транснефть»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и содержание инновационной деятельности;
- выявить источники инноваций в нефтегазовом комплексе;
- комплексной оценки экономической эффективности инноваций и инновационной деятельности нефтедобывающего предприятия.

Содержание

С.
Введение
1. Инновационная деятельность в нефтегазовом комплексе
3
5
1.1 Основные понятия и содержание инновационной деятельности
5
1.2 Источники инноваций в нефтегазовом комплексе
10
1.3 Оценка эффективности инновационной деятельности
13
1.3.1 Эффективность использования инноваций
13
3.2 Общая экономическая эффективность инноваций
14
2. Анализ деятельности ОАО «Уралсибнефтепровод» Туймазинское нефтепроводное управление ЛПДС «Субханкулово»
17
2.1 Краткая характеристика предприятия
17
2.2 Анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия за 2009-2011 гг
3. Расчетное задание
20

23
Заключение
31
Список использованной литературы
33

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 287.00 Кб (Скачать)

Российскими учеными  из научно-исследовательского института  системных исследований (РНИИСИ) разработана  расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации: технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в области управления.

Достаточно полную классификация  инноваций предложил А. И. Пригожин:

1. По распространенности: единичные; диффузные.

Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.

2. По месту в производственном  цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые.

3. По преемственности:  замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения.

4. По охвату: локальные;  системные; стратегические.

5. По инновационному  потенциалу и степени новизны:  радикальные; комбинаторные; совершенствующие.

Два последних направления  классификации, учитывающие масштаб  и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

 

1.2. Источники инноваций в нефтегазовом комплексе

Широко распространена точка зрения, что дальнейшее развитие российской экономики возможно: либо (как и прежде) на основе использования  сырьевого потенциала; либо (как альтернатива) на основе опережающего роста наукоемкого, высокотехнологичного сектора.

При этом считается, что  первый путь является «ущербным», ведущим  к технологическому отставанию России от развитых стран мира, к усилению нашей экономической зависимости.

Второй путь в современных  условиях априори считается более  предпочтительным, так как связан прежде всего с использованием интеллектуального потенциала страны.

Однако такое упрощенное противопоставление двух подходов является совершенно неправомерным хотя бы по двум причинам.

Развитие национальной экономики должно осуществляться на основе рационального, эффективного использования всех факторов роста, и нельзя противопоставлять одни факторы другим. Необходимо продуманное, отвечающее конкретным историческим, экономическим и политическим условиям, сочетание (баланс) всех доступных факторов.

В современных условиях минерально-сырьевой сектор экономики (прежде всего – нефтегазовая промышленность) перестал быть «простым» в технологическом отношении. Добыча сырьевых ресурсов осуществляется с использованием постоянно усложняющихся технологий, в создание которых вкладываются многие миллиарды долларов и над которыми работают интеллектуальные силы многих стран мира. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что с каждым годом нефть, газ и другие сырьевые продукты становятся во все большей степени продуктами наукоемкими.

Одним из источников инноваций  является усиление инновационной роли нефтегазовых ресурсов.

Существует целый ряд  обстоятельств, под действием которых из года в год усиливается инновационное значение ресурсов нефти и газа:

– истощение и ухудшение  качества запасов нефти и газа во многих странах мира (в России, США, Канаде, Норвегии, Великобритании и др.);

– усиливающаяся «угроза» появления и развития альтернативных источников энергии;

– усиление нестабильности мирового рынка энергоресурсов, на котором понижательные и повышательные тенденции сменяют друг друга зачастую в непредсказуемом порядке;

– ужесточение институциональных  рамок развития нефтегазового сектора, что обусловлено прежде всего ростом «ценности» прав собственности на ресурсы нефти и газа.

И хотя перечисленные  факторы далеко не в одинаковой степени  затрагивают развитие нефтегазового  сектора в разных странах мира, их действие является общераспространенным и обусловливает прежде всего усиление конкуренции между производителями в самых различных ее формах:

– ценовой конкуренции;

– борьбы за захват рынков;

– конкуренции за право  доступа к ресурсам нефти и  газа.

В современных условиях реальные и устойчивые конкурентные преимущества получают те производители, которые добиваются постоянного сокращения издержек (хотя бы относительного - по сравнению с конкурентами). В свою очередь, устойчивое сокращение издержек обеспечивается за счет постоянного обновления технологий по всей цепи движения нефтегазовых ресурсов, начиная с разведки запасов и заканчивая продажами конечных продуктов потребителям.

Таким образов вторым источником инноваций в нефтегазовом комплексе является рыночная конкуренция. Те фирмы, которые первыми осваивают эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и, соответственно, стоимость реализуемых товаров и услуг. Следствием является укрепление позиций в конкурентной борьбе.

Стремительность технологического прогресса также способствует нововведениям. Оригинальное инновационное наблюдение было сделано Н. Д. Кондратьевым в 20-х годах, который обнаружил существование так называемых «больших циклов» или, как их называют за рубежом, «длинных волн». Н. Д. Кондратьев указал на наличие взаимосвязи длинных волн с техническим развитием производства, привлекая к анализу данные о научно-технических открытиях, показывая волнообразный характер их динамики. Он исследовал динамику нововведений, отличая их от открытий и изобретений. Динамика нововведений исследуется в разрезе фаз большого цикла. В исследованиях Н. Д. Кондратьева впервые просматриваются основы так называемого кластерного подхода. Н. Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются по времени неравномерно, появляясь группами, то есть говоря современным языком, кластерами.

Следующий источник инноваций  – это поддержка государства в развитии инноваций.

К сожалению, имеющийся  опыт государственного управления научно-техническим  прогрессом в нефтегазовом секторе не дает поводов для оптимизма. Разработанные федеральные программы и отдельные меры, предпринимаемые на региональном уровне, в большинстве своем не дали заметных результатов.

Для решения проблемы следует возродить такое понятие, как государственная научно-техническая (инновационная) политика в нефтегазовом секторе. При этом упор должен делаться отнюдь не на определении «приоритетных направлений развития науки и техники» или разработке отдельных программ. Главная задача: поиск «болевых» точек и построение эффективных механизмов воздействия, которые направили бы спрос предприятий и компаний нефтегазового сектора на наукоемкую продукцию в сторону внутреннего рынка инновационных ресурсов.

В рамках государственной  научно-технической (инновационной) политики должны строго выдерживаться два принципа:

- конкурентоспособности - стимулирование спроса на отечественную наукоемкую продукцию не должно трансформироваться в неоправданный протекционизм, способный в конечном счете привести к падению конкурентоспособности российских нефтегазовых ресурсов;

- универсальности - стимулирующие меры должны распространяться на всех производителей нефти и газа, оперирующих на территории нашей страны, вне зависимости от их национальной принадлежности.

Роль государства в развитии нефтегазового сектора (в том числе инновационном развитии) сегодня трудно переоценить. Важно только, чтобы государство в лице федеральных и региональных органов власти надлежащим образом исполняло свои функции, не пренебрегая «мелочами». Российское государство должно четко определить масштабы и рамки своего непосредственного участия в нефтегазовом секторе, достроить прозрачную и работоспособную систему регулирования и перевести в цивилизованное русло механизмы неформального влияния. При этом условии качество и эффективность исполнения государством функций вмешательства в развитие нефтегазового сектора будут адекватны его роли.

1.3. Оценка эффективности инновационной деятельности

1.3.1 Эффективность использования инноваций

 

Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат.

Отношение может быть выражено как в натуральных, так и в денежных величинах и показатель эффективности при этих способах выражения может оказаться разным для одной и той же ситуации. Но, главное, нужно четко понять: эффективность в производстве - это всегда отношение.

В целом проблема определения  экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов  реализации инноваций требует, с  одной стороны, превышения конечных результатов от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с другой – сопоставления полученных при этом результатов с результатами от применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций.

Особенно остро возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах, применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки замены действующих машин и оборудования на новые существенно сокращаются.

Метод исчисления эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых разработок.

1.3.2 Общая экономическая эффективность инноваций

 

Для оценки общей экономической  эффективности инноваций может  использоваться система показателей:

1. чистый дисконтированный доход (ЧДД);

2. индекс доходности инвестиций (ИД);

   3. внутренняя норма доходности (ВНД);

4. срок окупаемости инвестиций (СО).

1. Определение чистого дисконтированного дохода. Чистый дисконтированный доход характеризует эффективность инновационного проекта при известном значении нормы дисконта:

 

ЧДД=

,         (1)

где   - чистая прибыль, полученная в t-ом году от реализации инвестиционного проекта;

        - амортизационные отчисления в t-ом году;

        - инвестиции, необходимые для реализации проекта в t-ом году;

         Е - норма дисконта (является экзогенно задаваемым основным экономическим          нормативом) - это коэффициент доходности инвестиций;

    - коэффициент дисконтирования в t-ом году, позволяет привести

          величины затрат и прибыли  на момент сравнения (t).

Инновационный проект считается  эффективным при ЧДД > 0.

2. Определение индекса доходности.

Индекс доходности – это отношение суммарного дисконтированного дохода к суммарным дисконтированным затратам.

Формула для определения  ИД имеет следующий вид:

.         (2)

Если ИД > 1 - проект эффективен; ИД < 1 - проект неэффективен.

В отличие от ЧДД, ИД является относительным показателем, он характеризует уровень доходов на единицу затрат, то есть эффективность вложения – чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект.

Благодаря этому ИД очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковое значение ЧДД.

3. Определение внутренней нормы доходности.

Внутренняя норма доходности представляет собой ставку дисконта, при которой  чистый дисконтированный доход равен  нулю.

ВНД определяется из равенства:

.       (3)

Инновационный проект считается  эффективным, если ВНД > dn (dn – ожидаемая норма дохода на инвестируемый капитал).

Смысл расчета этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем: ВНД показывает максимально допустимый относительный уровень расходов при реализации проекта.

Если при сравнении  двух альтернативных вариантов по показателям ЧДД и ВНД получены следующие результаты:

ЧДД1 > ЧДД2,

ВНД1 < ВНД2,

то приоритетным является показатель ЧДД.

4. Определение срока окупаемости.

Срок окупаемости –  период времени, за который дисконтированные затраты будут компенсированы дисконтированными доходами.

Инвестирование в условиях рынка сопряжено со значительным риском и этот риск тем больше, чем  длиннее срок окупаемости вложений. Слишком существенно за это время могут измениться и конъюнктура рынка, и цены. Этот подход неизменно актуален и для отраслей, в которых наиболее высоки темпы научно-технического прогресса и где появление новых технологий или изделий может быстро обесценить прежние инвестиции.

Наконец, ориентация на показатель «период окупаемости» часто избирается в тех случаях, когда нет уверенности в том. Что инновационное мероприятие будет реализовано и потому владелец средств не рискует доверить инвестиции на длительный срок.

Алгоритм расчета срока  окупаемости зависит от равномерности  распределения прогнозируемых доходов от инвестиций. Если доход распределен по годам равномерно, то срок окупаемости рассчитывается делением единовременных затрат на величину годового дохода, обусловленного ими.

Если доход по годам  распределен неравномерно, то срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены кумулятивным доходом.

2 Анализ деятельности ОАО «Уралсибнефтепровод» Туймазинское нефтепроводное управление ЛПДС «Субханкулово»

2.1 Краткая характеристика предприятия

 

Открытое акционерное  общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» (рис.1) является крупнейшим предприятием нефтепроводного транспорта в России и самой крупной компанией в мире по транспорту нефти. В системе эксплуатируется около 48 тысяч километров магистральных нефтепроводов, 315 насосных нефтеперекачивающих станций, 870 резервуаров общей емкостью порядка 13 млн. м3.

Информация о работе Инновационная деятельность в нефтегазовом комплексе (на примере ОАО «АК «Транснефть»)