Инновационная деятельность в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

1. Основы государственного регулирования инновационной
деятельности ………………………………….……………………………5
2. Формирование государственной инновационная политики в
зарубежных странах…………………………….…………………………8
3. Особенности государственного регулирования инновационной
деятельности в Российской Федерации………………………………….14
Заключение...………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.33 Кб (Скачать)

Координацию выполнения стратегии развития промышленности осуществляет Госкомитет РФ по промышленной политике. Этот Госкомитет разрабатывает  предложения по основным направлениям инвестиционной политике, осуществляет меры по развитию предпринимательства, конкуренции, поддержке малого и  среднего бизнеса в промышленном комплексе страны. А также, Госкомитет определяет перспективные направления  НИОКР в промышленности. 

Бюджетное обеспечение  инновационной политики и аудит  осуществляет Министерство финансов РФ. 

Сейчас, в условия  кризиса экономики России безвозвратное  бюджетное финансирование распространяется только на фундаментальные исследования. Во всех остальных случаях финансирования предоставляется на срочной, возвратной и платной основе. 

В России функционируют  специальные государственные органы (Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства), которые финансируют предпринимательские  проекты и предоставляют государственные  гарантии под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур. 

Государственные внебюджетные формы поддержки инновационной  деятельности финансируют мероприятия  за счет внебюджетных фондов, создаваемых  в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Внебюджетные фонды  создаются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций. В  РФ субъектами образования внебюджетных фондов являются: 

o Министерство промышленности, науки и технологии РФ, формирующее Российский фонд технологического развития; 

o федеральные министерства, создающие внебюджетные фонды соответствующих министерств; 

o другие федеральные органы исполнительной власти, образующие внебюджетные фонды ведомств; 

o корпорации, концерны и ассоциации, которые формируют внебюджетные фонды объединений. 

Федеральный экологический  фонд Российской Федерации осуществляет поддержку инновационной деятельности в этой сфере. Из средств Фонда, образующихся за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, финансируются  научно-исследовательские работы, внедрение  ресурсосберегающих экологически чистых технологий. 

Общий кризис государственного финансирования мешает эффективной  и скоординированной работе внебюджетных фондов. 

Инновационная политика, согласно Постановления правительства, призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий, а также расширения на этой основе рынков сбыта отечественных товаров. 

С учетом сегодняшнего состояния экономики инновационная  политика на современном этапе рыночных реформ должна способствовать развитию научно-технического потенциала, формированию современных технологических укладов  в отраслях экономики, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности  продукции. Определяющей особенностью передачи результатов научных исследований для их освоения в производстве является создание и развитие системы коммерческих форм взаимодействия науки и производства. 

Сложившийся уровень  спроса на внешнем и внутреннем рынках на продукцию отраслей промышленности будет определять и перспективу  их развития, и структурные изменения  основных производственных фондов. 

Отрасли, вышедшие со своей продукцией на мировой рынок (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), для закрепления на нем  нуждаются в повышении эффективности  производственного потенциала. Другие отрасли, производящие потенциально конкурентоспособную  на мировом рынке продукцию (машиностроение и оборонный комплекс), нуждаются  в государственной поддержке, чтобы  выйти на мировой рынок. Большего внимания требует третья группа отраслей, ориентированная в основном на внутренний рынок (пищевая и легкая промышленность, промышленность строительных материалов). 

Инновационная политика в отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам  поддержки, объему ресурсов, необходимых  для обновления и модернизации производственного  потенциала на основе реализации отечественных  достижений науки и техники. 

В этой связи к  основным направлениям государственной  инновационной политики можно отнести: 

- разработку и  совершенствование нормативно-правового  обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы  институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности  в инновационной сфере и введение  ее в хозяйственный оборот; 

- создание системы  комплексной поддержки инновационной  деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности  и экспорта наукоемкой продукции.  В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, но и общественных организаций, как на федеральном, так и на региональном уровнях; 

- развитие инфраструктуры  инновационного процесса, включая  систему информационного обеспечения,  систему экспертизы, финансово-экономическую  систему, производственно-технологическую  поддержку, систему сертификации  и продвижения разработок, систему  подготовки и переподготовки  кадров. Накопившееся в течение  многих лет отставание имеет  в своей основе не низкий  потенциал отечественных исследований  и разработок, а слабую инфраструктуру  инновационной деятельности, отсутствие  мотивации товаропроизводителей  к реализации новшеств как  способа конкурентной борьбы. Это  приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники; 

- развитие малого  инновационного предпринимательства  путем формирования благоприятных  условий для образования и  успешного функционирования малых  высокотехнологичных организаций  и оказания им государственной  поддержки на начальном этапе  деятельности; 

- совершенствование  конкурсной системы отбора инновационных  проектов и программ. Реализация  в отраслях экономики относительно  небольших и быстро окупаемых  инновационных проектов с участием  частных инвесторов и при поддержке  государства позволит поддержать  наиболее перспективные производства  и организации, усилить приток  в них частных инвестиций; 

- реализацию критических  технологий и приоритетных направлений,  способных преобразовывать соответствующие  отрасли экономики страны и  ее регионов. Ключевой задачей  формирования и реализации инновационной  политики является выбор относительно  небольшого числа важнейших базовых  технологий, оказывающих решающее  влияние на повышение эффективности  производства и конкурентоспособности  продукции в отраслях экономики  и обеспечивающих переход к  новому технологическому укладу; 

- использование технологий  двойного назначения. Такие технологии  будут применяться как для  производства вооружений и военной  техники, так и для продукции  гражданского назначения. 

Государственная инновационная  политика в базовых отраслях и  производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических  и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных  ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.). 

В топливно-сырьевом комплексе инновационная политика будет ориентирована на разработку и внедрение современных методов  поиска, разведки и мониторинга запасов, стратегических и дефицитных видов  минерального сырья, повышение уровня их извлекаемости и переработки, а также развитие высоконадежных и экологически безопасных систем транспортировки, в частности: 

- в нефтегазовом  комплексе - на повышение эффективности  геологоразведочных работ, увеличение  дебита и извлекаемости на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами и с остаточными запасами нефти в обводненных зонах, строительство скважин в шельфовой зоне и в мерзлых породах, углубление переработки газа и конденсата с получением моторного топлива и целевых химических продуктов, а также на создание высоконадежных, экологически безопасных и низкоэнергоемких систем транспортировки; 

- в нефтеперерабатывающей  промышленности - на увеличение производства  моторных и реактивных топлив  за счет развития процессов  глубокой переработки нефти, разработку  и создание катализаторов нового  поколения, высокооктановых и  кислородосодержащих добавок, а  также повышение экологической  безопасности и уменьшение энергоемкости; 

- в угольной промышленности - на улучшение потребительских  свойств угольной продукции на  основе создания принципиально  новых систем глубокой переработки,  обогащение и брикетирование  углей, решение проблем приготовления,  транспортирования, хранения и  сжигания водоугольной суспензии, повышение эффективности открытого способа разработки угольных месторождений на базе применения взрывной технологии и новых модификаций драглайнов, а также повышение эффективности и безопасности подземных работ на базе автоматизированных комплексов и специализированных микропроцессорных контрольных сетей. 

В электроэнергетике  инновационная политика будет сконцентрирована на создании и использовании парогазовых  установок или газотурбинных  надстроек паросиловых блоков для  электростанций на газообразном топливе  и высокоэффективных паросиловых  энергоблоков с применением новейших технологий сжигания топлива (циркулирующий  кипящий слой, циркулирующий кипящий  слой под давлением) для электростанций на твердом топливе, развитии экономически эффективной малой и нетрадиционной энергетики, а также решении проблемы захоронения радиоактивных отходов  АЭС, получении экологически чистого высококачественного энергоносителя из низкосортных топлив, разработке экономически эффективных энергоустановок, использующих возобновляемые источники энергии, и повышении эффективности систем передачи электроэнергии на большие расстояния. 

В транспортном комплексе  инновационная политика будет ориентирована  на обновление парка транспортных средств, модернизацию инфраструктуры, применение прогрессивных технологий, повышение  технического уровня всех видов транспорта. Это касается обновления железнодорожного подвижного состава, морских, речных и  воздушных судов, автотранспортных средств, перегрузочных комплексов, дорожных машин и оборудования, навигационных  систем. 

В металлургическом комплексе ориентиром является создание сквозных технологических циклов производства, обеспечивающих максимальное ресурсо- и энергосбережение на всех стадиях, расширение сортамента и повышение качества металлопродукции. 

Технологическими  ориентирами в химической и нефтехимической  промышленности являются материало- и энергосберегающие технологии производства широкого спектра синтетических и композиционных материалов, в том числе новых поколений, технологии производства экологически чистых удобрений и ресурсосберегающие малотоннажные химические производства на базе автоматизированных блочно-модульных систем. 

В машиностроительном комплексе организации будут  ориентированы на технологическое  перевооружение общемашиностроительных производств за счет автоматизации  процессов проектирования и изготовления машиностроительной продукции, применения прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов и повышения качества поверхностей деталей и металлоконструкций, механизации  и автоматизации сборочных процессов, развития современных методов контроля и диагностики деталей и узлов  в процессе изготовления и эксплуатации. 

Уточняются и формируются  приоритеты инновационной политики и в других отраслях экономики: приборостроении, электронике, информатике и вычислительной технике, электротехнике, связи, легкой и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, медицинской технике, фармакологии и др. 

Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях. Только посредством  использования современных технологий и ноу-хау можно кардинально  повлиять на улучшение состояния  окружающей среды. 

Для реализации инновационной  политики будет совершенствоваться система возвратного финансирования инновационных проектов и прикладных разработок, выполняемых за счет средств  федерального бюджета на конкурсной основе. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций  возрастет необходимость привлечения  средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций, средств внебюджетных фондов, заемных средств международных  кредитно-финансовых организаций). 
 

Информация о работе Инновационная деятельность в России и зарубежом