Инновационная деятельность в России и зарубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

1. Основы государственного регулирования инновационной
деятельности ………………………………….……………………………5
2. Формирование государственной инновационная политики в
зарубежных странах…………………………….…………………………8
3. Особенности государственного регулирования инновационной
деятельности в Российской Федерации………………………………….14
Заключение...………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.33 Кб (Скачать)

В отличие от стратегии  активного вмешательства, при которой  «ведущая роль в выборе приоритетов  научно-технического развития принадлежит  государству, в стратегии децентрализованного  регулирования на первое место в  научно-технической и инновационной  деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать  им благоприятные правовые, экономические  и другие условия для этой деятельности.»5 

Смешанная стратегия  используется в странах, где в  экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство  заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого  сектора. В этом случае по отношению  к государственным предприятиям государство использует стратегию  активного вмешательства, а к  остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции. 

«В США, с помощью  крупномасштабных целевых проектов государственное регулирование  инновационных процессов осуществляется в следующих основных направлениях: 

* стимулирование  создания венчурных фирм и  исследовательских центров мелких  и средних инновационных предприятий,  в том числе фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США; 

* бесплатная выдача  лицензий на коммерческое использование  изобретений, запатентованных в  ходе бюджетных исследований  и являющихся собственностью  федерального правительства; 

* льготное кредитование  и выдача грантов мелким фирмам  – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования; 

* формирование государственной  инновационной инфраструктуры и  способствование функционированию  рынка инноваций, на котором  государство выступает как агент  отношений купли-продажи инноваций; 

* мониторинг и  прогнозирование инновационных  процессов в стране и за  рубежом, государственная экспертиза  инновационных проектов, разрабатываемых  различными субъектами инновационной  деятельности; 

* предоставление  субъектам инновационной деятельности  льгот по оплате государственных  услуг (связи, тепла, электроэнергии); 

* осуществление морального  поощрения выдающихся ученых  и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.); 

* льготное налогообложение  инновационной деятельности; 

* антимонопольное  законодательство, обеспечивающее  развитие внутренней и международной  конкурентоспособности национальных  товаропроизводителей.»6 

Япония и Южная  Корея начали реализацию политики превращения  стран из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов технологий, прежде всего  в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы, за счет государственной  политики, которая обеспечивает восприимчивость  к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию  действий различных секторов в области  науки и технологий. 

В Японии для развития экспортного производства используются не только прямое субсидирование и  другие традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях. 

К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся: 

* единое антимонопольное  законодательство; 

* система ускоренной  амортизации оборудования; 

* льготное налогообложение  НИОКР; 

* поощрение малого  наукоемкого бизнеса; 

* прямое финансирование  предприятий, осуществляющих инновационные  проекты в области новейших  технологий; 

* кооперация университетской  науки и предприятий, производящих  наукоемкую продукцию. 

Повышение роли государства  в области инновационной деятельности одно из важнейших факторов при условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это  предоставить. 

Функция дополнительного  стимулирования осуществляется государством посредством инструментов экономической  политики (кредит, налоги, антитрестовское  законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет  существенно уменьшить стоимость  ее ресурсов и повысить их доступность  и качество. 

Другой причиной повышения роли государства в  области инновационной деятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь  с увеличением затрат на научно-исследовательское  оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных  научно-технических и инженерных кадров. 

Для развития информационного  обеспечения НИОКР создан Европейский  информационный центр. В 90-е годы стали приниматься целевые программы: по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР "ВЭЛЬЮ"); Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовых способов связи в Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышение конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий. 

Активное участие  государства в инновационной  деятельности связано с необходимостью долгосрочного прогнозирования  результатов научно-технической  и инновационной деятельности. Эффективность  нововведения в значительной степени  зависит от правильности выбора области  и вида инновации и времени  их внедрения. 
 

3. 

Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации 
 

Формирование рыночных отношений в России коренным образом  меняет систему государственного управления инновациями. Принципиально изменяются функции органов государственного управления в связи с переходом от ведомственно-отраслевого к программно-целевому управлению. 

Правительство Российской Федерации совместно с регионами  управляет единой топливно-энергетической и транспортной системами, оборонными предприятиями, связью и информацией, метрологией и стандартизацией, программами фундаментальных НИР  и стимулирования нововведений. 

Государственная инновационная  политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном). 

Основной задачей  федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных  приоритетов научно-технического развития в экономической сфере. «Общегосударственная политика направлена на решение проблем  межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.»7 

Общие вопросы инновационной  политики отражены в указах Президента РФ, в подготовке которых участвуют  отделы аппарата Президента, а также  Совет по научно-технической политике при Президенте РФ. Являясь консультативным  органом, Совет информирует Президента о процессах, происходящих в научно-технической  сфере в стране и за рубежом; разрабатывает  предложения о стратегии научно-технической  политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации; подготавливает предложения по заключению межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам; и т.п. 

Органы законодательной  власти РФ – Государственная Дума и Совет Федерации – имеют  право на законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности. На сегодняшний день действует Постановление  Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832 "О Концепции инновационной  политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы". 

Для целей настоящей  Концепции используются следующие  термины: 

- "инновация (нововведение)" - конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию  в виде нового или усовершенствованного  продукта, реализуемого на рынке,  нового или усовершенствованного  технологического процесса, используемого  в практической деятельности; 

- "инновационная  деятельность" - процесс, направленный  на реализацию результатов законченных  научных исследований и разработок  либо иных научно-технических  достижений в новый или усовершенствованный  продукт, реализуемый на рынке,  в новый или усовершенствованный  технологический процесс, используемый  в практической деятельности, а  также связанные с этим дополнительные  научные исследования и разработки; 

- "государственная  инновационная политика" - определение  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов; 

- "инновационный  потенциал (государства, региона,  отрасли, организации)" - совокупность  различных видов ресурсов, включая  материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы,  необходимые для осуществления  инновационной деятельности; 

"инновационная  сфера" - область деятельности  производителей и потребителей  инновационной продукции (работ,  услуг), включающая создание и  распространение инноваций; 

- "инновационная  инфраструктура" - организации, способствующие  осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации); 

- "инновационная  программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая)" - комплекс инновационных проектов  и мероприятий, согласованный  по ресурсам, исполнителям и срокам  их осуществления и обеспечивающий  эффективное решение задач по  освоению и распространению принципиально  новых видов продукции (технологий). 

Правительственная комиссия по научно-технической политике, возглавляемая Председателем Правительства, «координирует деятельность министерств  и ведомств в инновационной сфере, обеспечивая согласованную работу федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов  субъектов РФ, Российской Академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной политики в инновационной сфере, по стимулированию реализации в производстве научно-технических  достижений.»8 

Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование  инновационной деятельности. Однако до сих пор отсутствует законодательное  закрепление инновационной деятельности, прав инноваторов, механизма разработки и реализации инновационной политики. Комиссия по научно-технической политики, созданная при Правительстве РФ, для координации действий государственных органов управления в вопросах развития инновационной деятельности, приняла Положение «О приоритетных направлениях развития науки и техники и перечне критических технологий федерального уровня». 

Одна из функций  государства по поддержке инновационной  деятельности – руководство формированием  федеральных целевых программ. Разработка ведется в рамках государственных  научно-технических программ. Координацию  усилий государства по поддержке  инновационной деятельности осуществляют три ведомства – Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный  комитет по промышленной политике. 

Министерство экономики  РФ, непосредственно разрабатывающее  государственную инновационную  политику, определяет приоритеты в  развитии отраслей национальной экономики, основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной деятельности. 

Информация о работе Инновационная деятельность в России и зарубежом