Инновационная деятельность в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:51, доклад

Описание работы

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности

Работа содержит 1 файл

Инновации.docx

— 35.52 Кб (Скачать)

     Инновационная деятельность в туризме 

     Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к  инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для  получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную  деятельность предприятия можно  определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная  деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности. 

     Основные  направления инновационной деятельности в сфере туризма и гостеприимства:  
- выпуск новых видов туристского продукта, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.;  
- использование новой техники и технологии в производстве традиционных продуктов;  
- использование новых туристских ресурсов, ранее не использовавшихся. Уникальный пример – путешествия туристов на космических кораблях;  
- изменения в организации производства и потребления традиционного туристского, ресторанного продукта, гостиничных услуг и т.д.; новый маркетинг, новый менеджмент;  
- выявление и использование новых рынков сбыта продукции (гостиничные и ресторанные цепи). 

     Основу  инновационной деятельности во всех секторах экономики составляет реализация достижений научно-технического прогресса. Сказанное в полной мере относится  и к сфере социально-культурного  сервиса и туризма. 

     Научно-техническая  революция не только стала материальной основой формирования массового  туризма. Она оказала огромное влияние  на инновационную деятельность в  социально-культурный сервис и туризм через высокие технологии, к числу  которых относятся новые материалы, микропроцессорная техника, средства информации и связи, биотехнологии. 

     Появление полимерных, композитных и других новых материалов привело к появлению  новых видов одежды и обуви, нового спортивного и иного снаряжения, новой тары и упаковки и т.д. Новые  материалы стали материальной основой  экстремального туризма, способствовали развитию водного, горного и ряда других видов туризма. 

     Появление современных средств информации и связи оказало глубокое влияние  на общественное производство и быт  людей. Современную туристскую деятельность и работу туристских фирм нельзя представить  без Internet. Современная аудио-видео-техника существенно изменила технологию менеджмента. Управление переводится в режим реального времени и т.д.  
Таким образом, инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Развитие  услуг и сервисной деятельности в российском обществе. Сервисная  деятельность в структуре социальных отношений. 

     В России, расположенной на масштабной территории северной и центральной  частей Евразийского материка, проявилось немало общемировых тенденций развития услуг, сервисной деятельности. Вместе с тем историческая эволюция отечественной  сферы услуг отмечена немалым  своеобразием. Характер и динамика услуг в нашей стране в значительной степени определялись суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но мало обжитой территорией, многообразием  социальных, региональных и культурно-религиозных  миров, свойственных населению страны.

     Первичными  потребностями, на которые  ориентировались  семейно-бытовые  процессы и общественные услуги, сводились  к необходимости  наличия у людей  прочного жилища, теплой одежды, калорийной пищи, которая возмещала  бы ресурсные затраты  организма в сложных  жизненных условиях, создания возможности  передвижения по обширной территории и осуществления  культурных коммуникаций людей. 

     Из-за неблагоприятных  природно-климатических  и ландшафтных  условий, а также  по причине скудного прибавочного продукта в России на протяжении столетий не было объективной  базы для расширения рыночных отношений  и динамичного  типа развития. В  обществе закрепился так называемый раздаточный  тип хозяйства  с коллективными  формами труда, с  мобилизационной  формой развития, а  также воспроизводство  довольно низкого, порой  аскетического уровня жизни граждан  России.

     У разных этнических групп  и культурных сообществ  были неодинаковые представления  об иерархии социальных запросов, различное  понимание комфортной жизни, способов сохранения здоровья, развития высших потребностей и т.п. Новые, наиболее эффективные и  продвинутые формы  обслуживания, которые  шли из Западной Европы, поначалу укореняясь в городах, среди  образованных слоев  населения, имели  мало шансов быстро распрост-раниться по территории страны. Им противодействовали местные традиции, неодинаковые условия жизни, а также массовая привычка жить устоявшимся укладом, по старинке. 

     Сравнительно  со странами Запада сфера услуг в  нашей хозяйственной  практике относительно поздно стала дифференцироваться как самостоятельная  область предпринимательства. Формирование самостоятельного статуса в экономике  задерживалось в  силу неразвитости рыночных отношений, невысокого уровня жизни граждан  России, а также  нетребовательности людей в повседневной практике, идеалов  скромного, если не аскетического  существования, что  вело к широкой  практике семейного  самообслуживания.  
Весьма неоднозначным было влияние дворянского сословия на развитие отечественного сервиса. До отмены крепостного права в 1861 г. дворяне широко использовали в быту труд домашней прислуги из крепостных. Вместе с тем, начиная с петровского времени, царствующие персоны обязывали дворян поддерживать в обществе и в семейных отношениях западноевропейские стандарты жизни. Это распространило в дворянской среде моду на все загра-ничное. Каменные особняки и сельские усадьбы для знати стали строить по особым проектам. Комнаты состоятельных людей "наряжаются" по-европейски: вместо лавок - стулья и кресла, на стенах - большие зеркала и портреты хозяев. 

     Для обслуживания знати  в стране появляются зарубежные специалисты  по личным услугам: доктора  с университетским  образованием, парикмахеры, модистки, шляпницы и т.п. Наиболее дорогие  образцы одежды, обуви, парфюмерии выписывались из-за границы. Все  это говорит о  неоднозначном развитии процесса удовлетворения потребностей представителей высших классов. С одной стороны, они игнорировали отечественные традиции и бытовые обычаи в этом направлении, с другой, их образ жизни предлагал более современные и во многом эффективные образцы социального поведения, поддержания здоровья и отдыха и т.п.  
Удовлетворение жизненных потребностей людей со средним и низким достатком носило характер самообслуживания на основе традиций. Если человеку нездоровилось, он обращался к знахарю. Гигиена поддерживалась путем систематического посещения бани: во многих городах существовали общественные бани (хотя зажиточные семьи пользовались собственными банями). Большинство крестьян, бедных горожан сами шили для себя одежду или прибегали к услугам знакомых, строили жилье, изготовляли хозяйственный инвентарь, мастерили нехитрые украшения. К XIX в. на основе этих хозяйственных занятий в некоторых районах страны начали развиваться так называемые народные ремесла и промыслы. 

     Важнейшими  этапами индустриализации дореволюционной  России стали промышленные подъемы 1893-1899 и 1909-1913 гг. Усиливающаяся  конкуренция создавала  в отечественной  производственной практике современные формы  организации и  обслуживания, облегчающие  сбыт продукции. 

     Среди направлений индустрии, имеющих прямое отношение  к массовым видам  услуг, следует указать  на развитие средств  передвижения (железнодорожное  строительство и  паровозостроение, теплоходо- и самолетостроение). Среди других отраслей индустриального производства, имеющих прямое отношение к сфере услуг, следует указать на текстильную и пищевую, которые являлись крупнейшими отраслями российской экономики того периода.  
В отличие от дифференцированных реформ имперского типа почти все преобразования советского периода приобретали универсалистскую направленность и осуществлялись под жестким контролем партийно-государственных органов. Модернизационные преобразования того времени были направлены на внедрение единых для страны форм общественной собственности, однотипной организации трудовой деятельности, сходных условий быта и отдыха людей. Именно в этот период была закреплена иерархичная вертикаль власти между разными уровнями управления социальной практикой. В стране проводилась плановая экономическая, социальная и культурная политика, связанная с централизованным перераспределением ресурсов между разными регионами и социальными слоями, а также между общественным производством, с одной стороны, и обслуживанием населения, с другой. 

     В стране действовала  достаточно эффективная  для своего времени  система общего образования  и подготовки современных  кадров для разных сфер деятельности. Слабозащищенные слои были охвачены социальным обеспечением, которое действовало на основе усредненных и низких норм вспомоществования, но позволяло дойти до жителей отдаленных территорий и сельских уголков страны. Следовательно, все основные группы населения имели определенный уровень доходов, достаточный для потребления общественных услуг. 

     На  территории страны сложилась  единая социокультурная инфраструктура, включая сеть информационных, научных и образовательных центров. В крупных, средних, малых городах действовала инфраструктура культурного обслуживания с разветвленной сетью театров, кинотеатров, концертных залов, музеев, клубов. 

     Вместе  с тем жизненный  стандарт и качество обслуживания широких  слоев советского общества едва ли можно  считать удовлетворительным: их уровень имел тенденцию  к понижению или  обесцениванию. Так, запросы среднеобеспеченной семьи росли быстрее, чем возможности  удовлетворить их в рамках господствовавшей системы обслуживания. Поэтому семья  использовала все  возможности для  увеличения материальной обеспеченности как  посредством труда (через  личное подсобное  хозяйство, дополнительный заработок), так и  за счет служебного положения, помощи родственников, переплаты за нужные услуги, перепродажи  дефицитных товаров.  
Кроме того, действующая система обслуживания была негибкой, она предоставляла крайне усредненный набор услуг, с трудом удовлетворяющий и половину реальных потребностей населения. 

     Либерально-рыночные преобразования, проводившиеся  в России в первой половине 90-х годов, носили более глубокий характер, так как  затронули ключевые аспекты общественного  производства, жизнедеятельности  людей, ведения ими  домашних хозяйств. Слабая продуманность  либеральных реформ, которые в основном проводились на уровне макроэкономических мер, перераспределения  собственности и  валютно-финансового  регулирования, сопровождалась устаревшей социальной и культурной политикой. Все это приобрело  негативные последствия  для сферы услуг - нищающее население  не могло обеспечить рентабельную деятельность предприятий сервиса. 

     В современной России насущной задачей  социальной политики является адаптация  социальной сферы  к рыночным условиям хозяйствования, в  частности, предоставление минимальных социальных гарантий разным слоям  населения для  выравнивания стартовых  возможностей граждан, особенно молодого возраста. Заботой властей в центре и на местах остаются такие социальные аспекты жизни населения, как уменьшение разницы стоимости жизни в разных регионах страны и неприемлемой дифференциации в образе жизни людей, регулирование доходов населения на уровне прожиточного минимума и ликвидация неплатежей всех видов, предоставление минимального перечня жизненно важных социальных услуг незащищенным и бедным слоям населения, регулирование соотношение доли рабочего и доли свободного времени работников и т.п. 

     Если  рассмотреть основные статистические показатели развития услуг в  России за последнее  десятилетие, то можно  видеть, что в 1993 г. валовой внутренний продукт в экономическом  исчислении резко  упал по отношению  к 1990 г. Но уже в 1996 г. по отношению к 1990 г. он вырос с 23 до 53%, а общая численность  занятых в сфере  сервиса возросла с 37 до 50%.  
Но вряд ли правомерно считать, что данный рост отображает эффективное включение отечественной сферы услуг в мировые процессы, связанные с сервизацией экономики. В большей степени он свидетельствует о кризисе сферы материального производства и связан с перераспределением работников из стагнирующих производств в сферу сервиса. К тому же увеличение доли сервиса в ВВП России сопровождалось резким спадом производства массовых - социальных и культурно-эстетических - услуг, распространенных в советский период: бытовых, ме-дицинских, санаторно-оздоровительных, спортивно-туристских услуг, а также услуг в сфере искусства, музейного и библиотечного обслуживания и др. 

     После распада СССР общеэкономические  механизмы, организационная  структура руководства  сферой услуг, основанные на государственной  собственности, исчезли  из нашей экономической  практики в короткие сроки. Сегодня продолжают действовать лишь их отдельные звенья и сегменты. Сфера  услуг продолжает оставаться в экономическом  и организационном  плане во многом дисфункциональной по отношению к целому ряду общественных потребностей. Многие новые виды сервиса генерируют услуги высокодоходного характера, т.е. нацеленные преимущественно на небольшую часть обеспеченных и сверхобеспеченных людей. В то же время частный капитал не склонен осваивать малорентабельные сервисные производства, необходимые обществу и регионам страны. 

     Ныне  в руках государства  и местных властей  полностью или  частично остается ряд  направлений сервисной  деятельности - жилищно-коммунальные и бытовые услуги, железнодорожный  и городской транспорт, почта, телеграф и  телефон, образование, система здравоохранения, а также значительная часть социокультурных услуг. При этом в каждом из указанных сегментов постоянно растут тарифы на обслуживание, возрастает доля платных услуг. Наряду с государственным сектором услуг параллельно развивается и частный сектор. Между этими секторами усиливается конкуренция, но это пока не приводит к снижению себестоимости сервисной продукции и снижению расценок на услуги. Все это обусловливает тот факт, что на сервисное обслуживание потребителям приходится выделять все большую долю из своих доходов, что не может удовлетворить основную часть населения. 

Информация о работе Инновационная деятельность в туризме