Инновационная деятельность в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:51, доклад

Описание работы

Инновационная деятельность – комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. Деятельность является инновационной, если в нее приносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Инновационную деятельность предприятия можно определить как совместную работу всех работников, направленную на создание и внедрение новшества. Инновационная деятельность носит системный характер, систему образуют общество и субъекты инновационной деятельности

Работа содержит 1 файл

Инновации.docx

— 35.52 Кб (Скачать)

     Вместе  с тем сложившаяся  ситуация оказания услуг  на смешанной основе, во-первых, дает возможность  уменьшить давление со стороны потребителей на государственные  сервисные предприятия, во-вторых, стимулирует  конкурентные тенденции  в сфере услуг  в целом, способствует проникновению инноваций  как в государственный, так и в коммерческий сегменты сервиса. 

     За  последние 10-15 лет  отечественный сервис освоил множество  разновидностей услуг, с которыми общество советского периода  впрямую не сталкивалось: консалтинг, инжиниринг, лизинг, психологическое  и семейное консультирование, культурно-валеологические услуги, игровой и шоу-бизнес и др. 

     Своеобразным  импульсом в деле освоения сервисных  инноваций оказался финансовый кризис 1998 г. В неблагоприятных  экономических условиях многие предприятия  сервиса вынуждены  были проявить повышенный динамизм и гибкость, быстро реагируя на требования стремительно меняющейся конъюнктуры  и потребительского спроса. В этот период:  
- шло интенсивное совершенствование прежних видов и направлений сервисной деятельности;  
- появлялись новые для российского общества виды и направления услуг;  
- разрабатывались оригинальные сервисные продукты. 

     В качестве нового сегмента отечественной сферы  услуг, рожденного новыми условиями жизнедеятельности  общества, выступают  интернет-услуги, приобретающие  для потребителей комплексный характер (информационные, коммуникационные, художественно-эстетические и т.п. услуги). 

     В некоторых случаях  новшества в российской сфере услуг приобретали  характер прорывов, влияющих на практику мирового сервиса. В  качестве примера  можно привести отечественный  опыт расширения форм туристского обслуживания. Наряду с фактом лидерства  России в оказании услуг в деле космического туризма существуют возможности, в частности, морских круизов в Арктику.  
Еще одна инновация в российском туризме связана с появлением новой разновидности культурного туризма - цивилизационных туров. Новое здесь относится к наиболее сложному аспекту организации туризма - содержательному наполнению туристского маршрута, обобщенному видению культуры, с которой знакомятся путешественники на примере конкретной местности и исторических памятников. В рамках целостного представления о культуре особым образом организуется весь маршрут и строится содержание экскурсий. 

     Укажем  на еще одно направление, породившее в отечественной  практике последнего десятилетия крупнейшие сервисные организации, - рекламный бизнес. В современной  России действует  множество разных рекламных агентств, выполняющих посреднические функции между  рекламодателями, с  одной стороны, а  также каналами распространения  рекламы и потребителями, с другой. Наиболее крупные из таких  агентств группируются вокруг ведущих российских телеканалов, хотя при этом заняты производством не только телерекламы. 

     Говоря  о крупном бизнесе  в отечественном  сервисе наших  дней, нельзя назвать  его широко распространенным явлением; лидирующее место в российской сфере услуг занимает средний и малый  бизнес. Средние и  малые предприятия  приобретают широкое  функционально-целевое  назначение - строительные предприятия, торговые и посреднические организации, фирмы  бытового обслуживания, правового и семейного  консультирования, туристические  и рекреационно-оздоровительные  агентства, структуры  шоу-бизнеса и  т.п.  
В начале российских реформ особые надежды были связаны с развитием малого предпринимательства, которое во многих странах является своеобразным мотором экономических преобразований. 

     В конце 90-х годов  структура услуг  малого бизнеса имела  следующий вид. Из объема услуг малого предпринимательства  значительная доля приходилась  на бытовые услуги. Затем следовали  услуги пассажирского  транспорта, услуги правового характера. Вслед за этим по убывающей располагаются услуги связи, туристско-экскурсионные, физической культуры и спорта, медицинские, ветеринарные, системы образования, прочие услуги. 

     Особенности регионального развития отечественной экономики  серьезно тормозят развитие коммерческого сектора  услуг. Сервисный  бизнес в настоящее  время тяготеет в  основном к столицам и к ряду крупных  промышленных центров, крайне медленно (особенно это касается малого бизнеса) проникая за Урал, на Дальний  Восток, на северные территории страны.  
В рассматриваемый период в отечественную сферу сервиса стали широко внедряться зарубежные производители услуг. В связи с этим следует отметить проникновение на наш рынок услуг крупных зарубежных фирм-производителей высокотехнологичной продукции, прежде всего электронной. Широкому кругу потребителей крупных городов подобные фирмы известны своим глобальным сервисным обслуживанием бытовой и офисной электроники (Sony, Panasonic, Philips, Samsung, Xerox, LG и др.), программным обеспечением {Microsoft, Symantec и др.) и т.п.  
Примечательно также внедрение в российское сервисное пространство цепей фирм-операторов из-за рубежа, что позволило генерировать услуги на новых технологиях в следующих сферах сервиса:  
- в общественном питании (в ряде городов страны "Макдональдс", "Пицца Хат", "Баскин Роббинс" и др.);  
в гостиничном хозяйстве (в Москве "Шератон Палас Отель", "Мариотт Гранд");  
- в культурно-валеологических и оздоровительных услугах (в крупных городах страны фитнес-клубы). 

     Огромным  бременем для современного российского сервиса, как и для всей отечественной экономики, выступает наличие  масштабного теневого сектора. По оценке Госкомстата  России, на теневой  сектор экономической  деятельности приходится до 40% ВВП. Но многие специалисты считают  эту цифру заниженной. Теневое функционирование некоторых видов  хозяйственной активности объясняется многими  причинами, в их числе  неудачные модели реформирования, несовершенные  схемы налогообложения, прерывание в нашем  обществе предпринимательской  традиции и, конечно, организованная преступность. 

     Современная сфера российского  сервиса, во-первых, сама является источником, порождающим нелегальные  виды предпринимательской  активности. Именно в этой сфере удовлетворяются  антиобщественные потребности  в виде предоставления интимных услуг, распространения  наркотиков, фальсифицированных лекарств, продуктов  питания и спиртных напитков. Во-вторых, сфера услуг во многих случаях позволяет пускать в оборот финансы, нажитые преступным способом. 

     В качестве криминогенных  зон нашего общества, либо притягивающих  теневые доходы, либо порождающих их, выступают  следующие области  экономической практики: денежное обращение, отношения собственности (особенно собственность на землю, предприятия, недвижимость), внешнеэкономическая  деятельность и ряд  других. Если иметь  в виду сферы сервиса, то здесь криминогенными зонами выступают  такие сегменты и  виды услуг, как бан-ковское обслуживание, строительство, торговля, услуги общественного питания, шоу-бизнес и ряд направлений культурного сервиса (в частности, запись и распространение компакт-дисков). Все это делает указанные сегменты сервиса пространством повышенного риска для предпринимательской деятельности. 

     Современное общество является сложным  образованием, состоящим  из множества дифференцированных частей и социальных единиц. Среди этих частей и единиц следует  указать на систему  общественного разделения труда, социальные институты, общественные отношения, социальные роли и  сетевые связи  между людьми, отображающие их всестороннюю зависимость  друг от друга, и т.п. 

     Под сферой социальных отношений (или  социальной сферой) понимается сложная  сеть взаимодействий людей, а также  процессы, характерные  для всех областей жизнедеятельности  и состоящие из массовых и групповых  связей, ролевых и  статусных положений  людей.  
Стратификационное деление общества выражается в отношениях равенства-неравенства, в принадлежности людей к определенным классам и социальным слоям, в их позициях, которые они занимают в социальной иерархии, в их неодинаковых притязаниях и ценностных ориентациях, в степени развития потребностей и удовлетворения запросов. 

     Охарактеризованные  отношения и социальная сфера в целом  выступают тем  пространством общественного  бытия, где сервисная  деятельность находит  целевой объект своей  активности - человека с его потребностями, нуждой в разных благах, с его качествами, интересами, притязаниями. 

     В обществе всегда существуют состоятельные и  бедные слои, а также  промежуточные слои людей со средним  достатком. Помимо этого  одни группы являются социально активными, мобильными (например, молодежь); другие выступают  социально пассивными. Есть социально уязвимые или слабо защищенные слои (пожилые люди, инвалиды, дети, многодетные  семьи и др.). Необходимо учитывать и огромный разброс индивидуальных потребностей, вкусов, привычек. Кроме того, представители разных слоев обладают неодинаковыми  ресурсными возможностями  удовлетворения своих  запросов. Все это  создает в обществе сложную картину  разнообразных потребностей и интересов, с  которыми должны считаться  производители услуг. 

     Сервисные организации, учитывая процессы социально-потребительской  и вкусовой дифференциации, вырабатывают широкий  диапазон услуг, ориентированных  на разные группы населения. Вместе с тем сервис не в состоянии  решать острые социальные проблемы. Так, субъекты сервисной деятельности не могут нейтрализовать процессы социального  неравенства. Они  также не удовлетворят всю гамму запросов населения, так как  объективно существуют ресурсные ограничения  в процессе рыночного  обмена. Например, представителям сервисного бизнеса  во многих случаях оказывается невыгодно заниматься обслуживанием беднейших слоев; многие виды услуг нерентабельно организовывать на периферии, вдали от урбанизированных центров. Данные противоречия во многом могут сниматься за счет социальной политики государства, политики локальных властей и трудовых коллективов. 

     Вместе  с тем социальная политика властей  и социальная работа внутри коллектива также  не в состоянии  полностью отрегулировать все противоречия, свойственные социальным отношениям и повседневной практике людей, включая  недостатки организации  сферы обслуживания. Немалую часть  усилий в этом направлении  берут на себя сами граждане. Путем самоорганизации  и самообслуживания население в значительной степени восполняет те звенья жизнеобеспечения людей, которые не в состоянии обеспечить сфера услуг, социальная работа в производственных коллективах, социальная политика властей. 

     Под жизнеобеспечением  населения той  или иной страны понимается комплекс общественных и индивидуальных усилий, нацеленных на воспроизводство  и развитие условий  жизни людей. В  данный комплекс входит производственная деятельность, домашнее хозяйство, трудовая и социальная кооперация между  людьми, а также  традиции распределения, потребления разными социальными слоями материальных благ, нормы восстановления энергетических затрат человека и поддержания им своего здоровья. 

     Именно  в семье, через  ведение домашнего  хозяйства, посредством  сети родственных, соседских  и дружеских отношений  воспроизводится  немалый объем  жизнеобеспечения людей, реализуются те их потребности, которые  не могут удовлетворить  государственные  институты или  рыночные отношения. Домашнее хозяйство  и родственные  отношения в целом  развиваются на иных принципах, нежели отношения  в институциональных  структурах власти с  их жесткой иерархией, подчинением, а также  в рыночной стихии, где доминируют принципы коммерции. Семейно-родственные  и дружеские связи  создают ту первичную  социальность, без которой общество не в состоянии функционировать. Эти отношения формируются под влиянием непосредственных контактов "здесь и сейчас", "лицом к лицу", в которых участвуют люди, хорошо знающие друг друга, сохраняющие привязанность и душевное располо-жение по отношению друг к другу. Интеграция данных сообществ основывается на кровно-родственных, дружеских связях, на моральных нормах взаимоподдержки, отображающих бескорыстие, порой жертвенность.  
Сервисная деятельность, напротив, строится на принципах рациональной целесообразности, подчинена требованиям экономической эффективности. В этой разнице семейного мира и сервисной деятельности товарно-рыночного типа заключено противоречие, которое, однако, преодолевается через механизмы социально-экономического обмена, через заинтересованное сотрудничество потребителей и производителей услуг.

Информация о работе Инновационная деятельность в туризме