Инновационная деятельность Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрена история развития и основные направления инновационной деятельности в Японии, схема финансирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Исторические аспекты и особенности японского менеджмента 3

1.1. История и развитие инновационной деятельности в Японии 3

1.2. Особенности Японского менеджмента 7

Глава 2. Направления и организация инноваций 11

2.1. Особенности и направления японских инноваций 11

2.2. Организация НИОКР в компаниях 13

Глава 3. Финансирование инноваций 18

3.1. Структура финансирования НИОКР 18

3.2. Государственная политика в сфере НИОКР 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

курсовик. Япония.docx

— 81.31 Кб (Скачать)

Распределение расходов на НИОКР по отраслям науки

(по исследовательским  органам в млрд. иен)

Всего

449,9

504,4

529,5

603,8

660,4

763,9

Гуманитарные науки

19,1

21,2

23,8

24,9

24,3

29,6

Естественные и технические  науки

420,7

471,5

494,3

566,3

621,0

717,6

Прочие науки

10,2

11,8

11,4

12,5

15,1

16,7


 

Таким образом, одной из особенностей структуры  расходов на НИОКР кроме их прикладной направленности является их концентрация преимущественно в области технических  наук.

Сравнительно  низкая доля государства в финансировании НИОКР, их преимущественно прикладная направленность обусловили две особенности  результатов японских исследований и разработок – высокий уровень  технологической отдачи, выражающийся в большом количестве зарегистрированных патентов и весьма небольшом количестве принципиальных нововведений.

3.2. Государственная политика в сфере НИОКР

Правительство Японии финансирует  примерно 25% от общего объема НИОКР, выполняемых в стране. Причем преимущественно финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля бюджетного финансирования приходится на университеты и государственные научные организации. Фундаментальные исследования финансируются главным образом государством. Преимущественное развитие получили косвенные формы государственного финансирования инновационного предпринимательства. Фирмы, занимающиеся НИОКР, если и получают прямую финансовую поддержку, то только частично. В основном для таких компаний предусматриваются налоговые льготы. Кроме того, государство стимулирует малое инновационное предпринимательство через контракты и государственные заказы на разработку новых технических решений и изделий. Структуру инновационной деятельности в Японии можно представить следующим образом: 13% — фундаментальные исследования; 25% — прикладные исследования; 62% — опытно-конструкторские разработки.

Правительство Японии создало  систему финансирования НИР и  ОКР, позволяющую направлять средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли  экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены как прямое, так и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования; применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы «банк — правительство — субъект экономии», которые координируют кредитование по специально выделяемым кредитным линиям. Основной объем работ по реализации государственной программы займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выполняют Бюро трастовых фондов и Японский банк развития. Государственная инвестиционная программа отличается гибкостью, подвержена изменениям с учетом экономических процессов, происходящих в стране.

Основными направлениями  комплексного подхода со стороны  государства к инновациям и научно-инновационной  деятельности являются:

•   финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного госзаказа;

•    финансирование НИОКР из различных фондов;

•   льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР;

•    государственные дотации крупным промышленным компаниям для закупки лицензий на использование ноу-хау;

•   льготное кредитование перспективных НИОКР;

•    национализация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости (все расходы относятся на счет государства);

•   защита японского производителя от конкуренции;

•   создание условий для получения новых технологий из других стран;

•    импорт капитала в японскую промышленность, находящуюся на территории Японии, а не за ее пределами;

•    привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;

•   согласование государственной инвестиционной программы с интересами национальной промышленности.

Организации, поддерживающие малое инновационное предпринимательство: Японский центр ключевых технологий — помогает малому и среднему инновационному бизнесу в установлении необходимых им деловых связей, финансирует фундаментальные и прикладные разработки; Организация по развитию новых источников энергии — способствует созданию научных центров для частных предпринимателей и организует международные коллективы предпринимателей для проведения совместных исследований. Кроме этого, в Японии разработаны и реализуются «Программа распространения научных знаний», в рамках которой для частных компаний-подрядчиков создаются научные центры в префектурах, и «Основополагающий закон по науке и технологиям», нацеленный на создание ученым-разработчикам благоприятных условий и обеспечение государственных гарантий финансовой поддержки и финансовой помощи при разработке НИОКР.

В принципе, в Японии не обеспечивается оптимального, с точки зрения всего  общества, финансирования исследований и разработок со стороны частного сектора. Во-первых, фундаментальные  исследования по самой своей природе  весьма рискованное предприятие. И  рискуют, прежде всего, корпорации, так  как им приходится инвестировать  средства под эти исследования. Во-вторых, результаты фундаментальных исследований нередко непредсказуемы, область  их коммерческого применения может  выходить за сферу коммерческих интересов  фирмы. В этом случае фирмы, по существу, финансируют исследования, результатами которых пользуются другие фирмы. Внешние  потери не позволяют фирме-инноватору получать все выгоды от своих изобретений. Поэтому неопределенность результатов  НИОКР удерживает многие фирмы от затрат ресурсов. Однако если их идеи можно  осуществить в ходе проекта, поддерживаемого  государством, компании также готовы вложить в него часть средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях успешная конкуренция с ведущими игроками мирового рынка без создания и постоянного совершенствования национальной инновационной системы невозможна. В большинстве моделей национальных инновационных систем либо основным, либо одним из ключевых игроков является государство.

Японская промышленная политика развивает высокотехнологичные  отрасли не столько посредством  использования рыночного механизма, сколько путем вовлечения компаний в проекты, частично финансируемые  государством. Государство играет все  более активную роль в стимулировании коллективных промышленных исследований и разработок в частном секторе. Это создает определенные преимущества на стадии коммерческого освоения нововведений, но отрицательно сказывается на генерировании  и апробации принципиально новых  идей.

В последнее время наблюдается  тенденция к усилению регламентации  финансирования НИОКР и повышение  в их структуре доли расходов на фундаментальные исследования, а  также стремление Японии проводить  свою научно-техническую политику и  за рубежом.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что сосредоточение усилий на внедрении новых технологий в  сочетании с проведением активной промышленной политики на основе первоочередного  финансирования приоритетных отраслей стало базой для экономического возрождения Японии.

 

 

 

список ЛИТЕРАТУРы

  1. Вахрушев В. Принципы японского управления. М.: Технологическая школа бизнеса, 1992.
  2. Как работают японские предприятия/ Под ред. Я. Мондена, Р.Сибаковы. — М.: Экономика, 1989.
  3. Канамори Хисао, Вада Дзюн. Япония мировая экономическая держава. М.: Наука, 1986.
  4. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.
  5. Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: Опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. — М.: Изд-во стандартов, 1994.
  6. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА—М, 1995.
  7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  8. Моритани М., Современная технология и экономическое развитие Японии. М.: Экономика, 1986.
  9. Научно-технический прогресс в Японии. Отв. ред. Ю.Д. Денисов. М.: Наука, 1990.
  10. Спандарьян В.Б. Деловая Япония - М.: Мысль, 1991. 
  11. Япония. Экономика, общество и научно-технических прогресс. Под ред. Зайцева В.К., Певзнера Я.А., Рамзеса В.Б. – М.: Наука, 1988.

 


Информация о работе Инновационная деятельность Японии