Инновационная инфраструктура в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:33, реферат

Описание работы

Актуальность проблемы предопределил выбор темы реферата: «Развитие инновационной инфраструктуры в России».
Цель работы: изучить развитие инновационной инфраструктуры в России.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….3
Основная часть ……………………………………………………………………….4
1 Понятия и задачи инновационной инфраструктуры……………………….4
2 Ключевые элементы инновационной инфраструктуры……………………..5
3 Проблемы развития инновационной инфраструктуры в России………….11
Заключение …………………………………………………………………………..19
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Реферат Инновационная инфраструктура в России.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

- Технико-экономическая информация  включает рыночные исследования поставок и дистрибьюции.

В настоящее время успешное развитие инновационной инфраструктуры во многих странах связывают с интеграционными процессами, позволяющими достигать синергетических эффектов за счет объединения и координации деятельности различных элементов инновационной инфраструктуры. В нашей стране положительную интегрирующую роль в развитии инновационной инфраструктуры играет создание различных инновационных союзов и ассоциаций.

 

3 Проблемы развития инновационной инфраструктуры в России

Последние десять лет государство было активным участником процесса создания институтов и организаций, включенных в инновационный процесс, процесс научного поиска, производства научных знаний и новых технологий. Россия по степени развитости инфраструктуры инновационной деятельности и ее поддержки занимает скромное место среди развитых индустриальных стран, в особенности стран «большой семерки». Доля России на международном рынке наукоемкой продукции, по данным различных источников, составляет от 0,35 до 1%, что значительно ниже не только показателей развитых стран мира, но и развивающихся стран Азии.

Всемирный банк оценивает вклад России в мировой научный бюджет в размере 0,54%. Согласно данным Всемирного банка, в 2006 г. на страны NAFTA (США, Канада, Мексика) приходилось 43,85% мировых расходов на науку. На 15 стран Евросоюза – 23,70%. Япония контролировала 20,54%. В целом страны-лидеры обеспечивали 88% научного бюджета планеты. Оставшиеся 12% делили КНР, Южная Корея, Швейцария, Тайвань, Австралия, Бразилия, Израиль, Индия, Россия, Норвегия, Сингапур.

Второй не менее важный показатель уровня инновационного развития страны – торговля различного рода перспективными технологиями на международном рынке. Объем как экспорта, так и импорта таких технологий, по сравнению со странами-лидерами, не велик. В структуре, как экспорта, так и импорта преобладают инжиниринговые услуги (84% суммарного объема – в денежном выражении – экспорта и 52% импорта), а на долю патентов, лицензий и ноу-хау приходится 3,5% суммарного объема экспорта и 6,5% импорта.

В то же время по показателю изобретательской активности, измеряемому как число отечественных патентных заявок (в том числе и поданных за рубежом) в расчете на 10 тыс. населения, Россия вышла на средний уровень (2,62). Она опережает страны Центральной и Восточной Европы – Чехию, Польшу, Венгрию (0,6–0,7), но отстает от государств-лидеров, где соответствующие значения достигают 4,5–5,5 патентных заявок на 10 тыс. населения.

Доля России в суммарном количестве патентных заявок, подаваемых за год иностранными заявителями в государствах ОЭСР, не превышает 0,5%.

Ясно, что государству необходимо формировать целостную инновационную инфраструктуру, где наука увязана с образовательной сферой и бизнесом, где присутствует налаженный процесс коммерциализации результатов НИОКР.

Сегодня уровень инновационной активности предприятий низок: только 10% промышленных предприятий являются инновационно-активными. При этом финансирование НИОКР осуществляет только треть инновационно-активных предприятий, а подавляющее большинство покупает оборудование, нередко – за рубежом [1]. Создание развитой инфраструктуры призвано обеспечить связь между наукой и производством.

На данный момент в РФ зарождается новая сеть учреждений инновационной сферы и инновационная инфраструктура, функция которой – реализация условий воспроизводства инновационной деятельности.

Можно выделить следующие направления инновационной инфраструктуры в России: технологическая, консалтинговая, финансовая, подготовка кадров, информационная и инфраструктура продвижения на рынки.

Наибольшее развитие получили следующие элементы технологической инфраструктуры – технопарки (ТП), инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-производственные комплексы (ИПК), а в последние     годы– технико-внедренческие зоны.

Всего с начала 90-х гг. прошлого века, когда началось развитие инновационной инфраструктуры, Минобрнауки России и структуры, ему предшествующие, поддержали развитие нескольких типов инновационной инфраструктуры:

технопарки (ТП) – 58;

инновационно-технологические центры (ИТЦ) – 63;

инновационно-промышленные комплексы (ИПК) – 4;

инновационно-технологические кластеры – 2;

центры трансфера технологий (ЦТТ) – 86;

национальные информационно-аналитические центры (НИАЦ) – 10.

Такая поддержка осуществлялась практически во всех регионах России с высоким научно-техническим потенциалом.

Кроме того, развивались венчурные фонды, коучинг-центры, центры коллективного пользования (ЦКП) и другие виды инфраструктуры.

Всего с государственной поддержкой было создано более 200 объектов инновационной инфраструктуры по всем регионам России (по данным управления инновационного развития и инфраструктуры Роснауки) [2].

Первые шесть центров трансфера технологий (ЦТТ) были созданы в 2003 г. при поддержке Минпромнауки России.

Всего с 2003 г. по настоящее время с поддержкой из средств федерального бюджета создано 86 ЦТТ. По числу созданных организаций сектор трансфера технологий стал наиболее масштабным сегментом национальной инновационной системы.

Всего ЦТТ оказывали содействие более чем 2000 организаций, среди которых 443 вуза, 160 институтов РАН, 329 отраслевых НИИ. Годовой объем НИОКР в этих организациях составил 7563,6 млн р. (для сравнения, объем финансирования по ФЦНТП составил в 2006 г. 7733,6 млн р.).

В рамках системы ЦТТ получены следующие результаты:

заключено 49 лицензионных соглашений на сумму 3,5 млн р.;

заключено 20 договоров о продаже патентов на сумму 0,828 млн р.;

продано 62 технологии на сумму более 11 млн р.

Для коммерциализации технологий создано 238 малых инновационных предприятий (МИП), в которых работают около 1200 сотрудников. Это стало возможным благодаря наличию системы поддержки создания МИП через программу «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Ежегодно этой программой поддерживается около 400 МИП, и можно констатировать, что через систему ЦТТ проходит примерно половина всех МИП, создаваемых программой «Старт».

Центрами трансфера было оказано услуг по патентованию, маркетинговым исследованиям, юридическим консультациям и т.п. на сумму более 50 млн р. Таким образом, объем коммерческих услуг превысил годовой объем государственной поддержки системы ЦТТ. Общий объем средств, полученных от коммерциализации технологий, почти в 4 раза превышает затраты бюджетных средств на создание ЦТТ. В рамках развития сети ЦТТ Роснаукой созданы 5 ЦТТ с участием зарубежных партнеров.

В рамках ФЦНТП создано 10 национальных информационно-аналитических центров (НИАЦ) для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала по приоритетным направлениям науки и техники. В НИАЦ сформированы базы данных научных, производственных, экспертных и консалтинговых организаций, результатов научных исследований и разработок, которые отражают состояние научно-технического потенциала как по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации в целом, так и по отдельным проблемам.

Введены в эксплуатацию интернет-сайты участников сети НИАЦ. К сайту НИАЦ по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем еженедельно обращаются 2–3 тысячи пользователей, в том числе более 600 постоянных. Среди них представители региональных администраций, академических, научных организаций различных отраслей промышленности, субъектов инновационной инфраструктуры, малых инновационных предприятий .

Система национальных информационно-аналитических центров как институциональная форма инфраструктуры успешно вписалась в сферу обеспечения инновационной деятельности. За два года в НИАЦ поступило 40 663 запроса на оказание информационных и аналитических услуг.

НИАЦ выполняли заказы научных, образовательных и других организаций по формированию тематических подборок информационных ресурсов (публикаций, статей, диссертаций, монографий, аналитических обзоров и справок, Интернет-ресурсов, баз данных и т.д.). Например, НИАЦ при ВИНИТИ РАН выполнил работы по формированию панели экспертов – российских специалистов в области нанотехнологий по заказу ФГУ РНЦ «Курчатовский институт», НИАЦ МГУ заключил договор на выполнение консалтинговых работ с фирмой НОВЕКО-Холдинг.
         Таким образом, одним из важнейших факторов формирования национальной инновационной системы является создание разветвленной и эффективной инновационной инфраструктуры, оказывающей содействие субъектам инновационной деятельности, активно способствующей переходу России на инновационный путь развития.

И хотя на сегодняшний день удалось достичь некоторых результатов практически по всем основным направлениям формирования национальной инновационной инфраструктуры, сделать предстоит еще много.

Приведенный анализ состояния инновационной инфраструктуры выявляет серьезные дисбалансы в создании организаций инфраструктуры: по части направлений существует достаточно развитая система, а по другим работа практически не начата. Основные направления  совершенствования   российской инновационной инфраструктуры    определены  в  Стратегии инновационного развития Российской Федерации  на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020» (далее – Стратегия). Стратегия разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – КДР) в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации по итогам заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, состоявшегося 3 марта 2010 года.

Основными направлениями развития инновационной инфраструктуры будут являться следующие.

Первое. Поддержка распространению рыночных моделей формирования и развития объектов инновационной инфраструктуры, рассматриваемых как потенциально прибыльный сектор экономики, обеспечивающей доступность для инновационных компаний необходимых сервисов и специализированных услуг – экспертных, образовательных, консалтинговых, маркетинговых.

В этой связи будет обеспечена преимущественная поддержка созданию объектов инновационной инфраструктуры (включая в т.ч. бизнес-инкубаторов, технопарков, центр коллективного доступа оборудованием, центров прототипирования и дизайна) в частной или смешанной собственности с преобладающим негосударственным участием.

В случае создания объектов инновационной инфраструктуры в форме организаций с преобладающим государственным участием должны быть разработаны планы их полной или частичной приватизации.

Предполагается, что источниками финансирования государственной поддержки создания указанных объектов инновационной инфраструктуры, должны стать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и институтов развития, включая ОАО «РВК» и ГК «Роснанотех».

При этом будет оказана дополнительная информационная и консультационная поддержка организации деятельности соответствующих объектов инновационной инфраструктуры.

Второе. Обеспечение дополнительной поддержки и совершенствование регулирования технико-внедренческих особых экономических зон по следующим направлениям:

неувеличение нагрузки на резидентов технико-внедренческих зон, связанной с выплатой платежей в государственные внебюджетные фонды;

упрощение режима функционирования режима свободной таможенной зоны;

повышение доступности заемного финансирования для реализации проектов резидентами, включая субсидирование процентных ставок, предоставление государственных гарантий по кредитам компаниям резидентов, а также привлечение финансовой поддержки соответствующих проектов институтами развития.

обеспечение ускоренного развития на территории технико-внедренческих зон объектов инновационной инфраструктура, включая бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговых и консалтинговых услуг, центры коллективного пользования оборудованием и др.

Третье. Обеспечение целенаправленной поддержки совершенствованию деятельности объектов инновационной инфраструктуры, включая: повышение уровня требований к качеству предоставляемых ими услуг, софинансируемых из средств федерального и регионального бюджетов, оказание образовательной и информационно-консультационной поддержки деятельности объектов инновационной инфраструктуры, содействие деятельности профессиональных и саморегулируемых организаций в данной сфере.

Четвертое. Формирование инновационного центра «Сколково», обеспечивающего создание среды (институциональной, интеллектуальной, природной, условий проживания и проведения досуга и т.д.), предельно благоприятной для инновационной деятельности. На сравнительно небольшой территории. Будет обеспечено сосредоточение критической массы исследовательского, научного и инновационного потенциала, необходимого для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований.

В целях повышения эффективности деятельности инфраструктуры поддержки инноваций на федеральном уровне в 2011 году будет сформирован реестр инновационной инфраструктуры, созданной  с привлечением государственного финансирования.

Информация о работе Инновационная инфраструктура в России