Инновационная инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 19:26, реферат

Описание работы

теоретическое обоснование формирования и функционирования инновационной инфраструктуры

Содержание

Введение 3
1. Российская национальная инновационная система 6
1.1. Понятие и классификация инновационной инфраструктуры 7
2. Инновационная инфраструктура Российской Федерации 13
2.1. Государственные финансовые организации, финансирующие инновационную деятельность 13
2.2. Формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности 27
Заключение 37
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

инновационная инфраструктура (переделка).doc

— 240.00 Кб (Скачать)
 

      Среди поддержанных организаций малые  предприятия составляют почти треть - 32,7%, и, таким образом, РФТР и Фонд содействия работают на пересекающемся поле. Следующим после малых предприятий получателем средств РФТР являются государственные научные центры, которые как раз и являются ключевыми научно-техническими структурами в соответствующих отраслях (см. табл. 4).

      Таблица 4.

Акционерные общества 50%
Государственные научные центры 21%
Российская  академия наук 10%
Отраслевые  академии наук 10%
Высшие  учебные заведения 5%
Прочие 4%

      В числе акционерных обществ есть как относительно недавно созданные  предприятия (зарегистрированы не более 10 лет назад), так и организации, имеющие многолетнюю историю  и акционированные в недавнее время (например, ОАО «НИИ нетканых материалов», расположенное в г. Серпухов Московской области).

      РФТР  в своей работе ориентирует исполнителей проектов на внутренний рынок, поэтому большинство разработок, поддержанных Фондом, направлены на импортозамещение. В то же время продукция для внутреннего рынка может оказаться вполне конкурентоспособной и на некоторых зарубежных рынках - например, таких стран, как Китай и Индия.

      Помимо  финансирования проектов НИОКР РФТР, как и Фонд содействия, участвует в создании инновационной инфраструктуры. Из средств Фонда софинансировалось создание инновационно-технологических центров, Фонд выделил единовременно 50 млн. руб. в 2000 г. на создание ВИФ, а в 2003 г. Фонд выступил инициатором формирования и реализации пилотных проектов по созданию технологических кластеров в Санкт-Петербурге (в области оптоэлектроники) и в Зеленограде (в области микроэлектроники).

      РФТР  пока не удалось найти свое точное позиционирование применительно к структуре этапов инновационного цикла. Изначально вся система внебюджетных фондов в значительной степени продолжала финансировать почти все виды НИОКР и не была ориентирована на создание конечного продукта. Постепенно акценты сместились в сторону реальных инноваций и рыночного спроса, однако до сих пор РФТР не может напрямую финансировать создание инновационной инфраструктуры.

      Главный критерий успешности работы РФТР - уровень  возврата средств. На 1 декабря 2003 г. полная или частичная просроченная задолженность  составляла, при общем объеме профинансированных проектов 3 млрд. 938 млн. руб., 306 млн. руб., или 7,8%. К организациям, нарушившим сроки возврата займов, Фонд применяет меры, предусмотренные действующим законодательством: обращается в суд на предмет принудительного взыскания задолженности и штрафных санкций за несвоевременное исполнение обязательств. Судами принято решение о взыскании средств в пользу РФТР уже по более чем половине договоров с просроченной задолженностью.

      Второй  критерий оценки эффективности реализации проектов - выполнение проекта в полном объеме и способность организаций, поддержанных Фондом, успешно продолжать свою деятельность в дальнейшем.

2.2. Формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности

     Начиная с 1990 года, в России стали формироваться элементы инновационной инфраструктуры рыночного типа (научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы). Вначале на базе вузов (в Томске в 1990 году, в Москве и Зеленограде в 1991 году) были созданы технопарки. В середине 1990-х годов появляются технопарки на базе крупных государственных научных центров (ГНЦ), затем - региональные технопарки.

Научно-технологические  парки

      Научно-технологический  парк - это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности, малые фирмы. При этом фирмы, входящие в технопарк, могут находиться на разных этапах развития инноваций - от начинающих до фирм с налаженным производством и стабильной рыночной «нишей». Нередко в структуре технопарка создается инкубатор бизнеса или инновационный центр. Инкубаторы организуются для того, чтобы обеспечивать благоприятные условия малым инновационным фирмам на самых ранних, рисковых стадиях развития их проектов, когда еще сложно определить вероятность успеха. Мировой опыт показывает, что инкубаторы обычно формируются вокруг университетов, потому что такое сотрудничество является не только престижным, дает источники и идеи для новых проектов, но и позволяет малым фирмам привлекать наиболее квалифицированный персонал. Инкубатор, как правило, располагается в отдельном здании, площади которого сдаются в аренду. Он предоставляет своим клиентам такие виды сервиса, как офисные услуги, связь, бухгалтерский учет, консультации по бизнесу - планированию, финансовому менеджменту, а также представляет интересы клиентов перед венчурными инвесторами2.

      Обобщая, можно выделить четыре главные цели деятельности технопарков:

    1. Содействие формированию и росту новых наукоемких фирм, использующих результаты исследований научных организаций и вузов.
    2. Катализация позитивных изменений в регионе через создание новых рабочих мест, а также перестройку промышленности на основе новых технологий.
    3. Содействие формированию сотрудничества между высшими учебными заведениями, научными центрами и промышленностью.
    4. Стимулирование появления новых источников доходов для университетов и научных организаций.

      Существует  несколько организационных форм, в которых успешно функционируют технопарки. Университет или НИИ могут быть единственным учредителем технопарка. Более часто встречается вариант, при котором парк имеет от 2 до 20 учредителей. Этот механизм управления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако считается более эффективным, особенно с точки зрения доступа к различным источникам финансирования. В случае нескольких учредителей формируется либо совместное предприятие, либо общество с ограниченной ответственностью. При этом вклад каждого из учредителей зависит от его ресурсов и обычно состоит в следующем:

      1. вуз - передача технологий, земля, оборотный капитал;
      2. местная администрация - земля, инфраструктура, гранты;
      3. риэлтерские фирмы - капиталовложения, управление недвижимостью;
      4. банк - капиталовложения, финансовая экспертиза, венчурный капитал;
      5. промышленные  предприятия - капиталовложения, экспертиза проектов.

      Практика  свидетельствует, что наилучшей  формой управления является создание фирмы, имеющей статус юридического лица, которая контролирует активы парка.

      Основными источниками финансирования технопарка являются: вклады учредителей и спонсоров, коммерческие кредиты, продажа доли в капитале парка, гранты или субсидии, реинвестиция прибыли, средства, полученные от продажи зданий, построенных парком. Участие государства возможно через специализированные структуры.

      Первый  технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - «Томский научно-технологический парк». Затем их образование резко ускорилось: 1990г. - 2 технопарка, 1991г. - 8, 1992г. - 24, 1993г. - 43. На сегодняшний день создано около 80 технопарков, преимущественно при вузах.

      Однако  реально действующих технопарков  значительно меньше: так, в 2000г. была проведена аккредитация, которую сумели пройти около 30 технопарков. И только чуть более десяти из них были признаны отвечающими международным стандартам. Оценка технопарков проводилась по таким критериям, как степень связи технопарка и университета, уровень вовлеченности студентов, число созданных и реализованных на промышленных предприятиях технологий, степень заинтересованности региона, промышленности и населения в работе технопарка, и по ряду других3. Самые высокие агрегатные показатели были у 10 технопарков (см. табл. 5). Один из крупнейших - Научный парк МГУ - оказался на одиннадцатом месте.

      Таблица 54:

      Технопарки - лидеры по итогам аккредитации 2000-2003 г. 

п/п

Название  технопарка Агрегатный  показатель набранных баллов
1 Международный научно-технологический парк «Технопарк в Москворечье» Московского государственного инженерно-физического института, г.Москва 9,53
2 Научный парк «МЭИ»  Московского государственного энергетического института, г.Москва 8,93
3 Научно-технологический  парк»Волга-техника» Саратовского государственного технического университета, г.Саратов 8,03
4 Технопарк Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, г. Санкт-Петербург 7,60
5 Научно-технологический  парк «Башкортостан» Уфимского государственного авиационного технического университета, г.Уфа 7,47
6 Научно-технологический  парк Нижегородского государственного технического университета, г. Нижний Новгород 6,78
7 Зеленоградский  научно-технологический парк Московского института электронной техники, г. Москва, Зеленоград 6,71
8 Обнинский научно-технологический  парк «ИНТЕГРО» Обнинского института  атомной энергетики, г. Обнинск 6,45
9 Ульяновский технопарк  Ульяновского государственного технического университета, г. Ульяновск 6,28
10 Томский международный  деловой центр «Технопарк», г. Томск 6,08
 

     Столь небольшое число реально работающих технопарков, выявленное по итогам аккредитации, объясняется тем, что при создании технопарков не использовались рыночные подходы. Большинство из них организовывалось с единственной целью - получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру. В то же время и со стороны государства не проводилось какой-либо первоначальной селективной политики по заданным критериям: в частности, не делалось приблизительного расчета окупаемости проектов. В итоге на сегодняшний день технопарки объединяют, как правило, малые предприятия, не обязательно наукоемкие, которые уже наладили выпуск своей продукции, и поэтому свою изначальную функцию - поддержки высокотехнологичного бизнеса - выполняют не всегда. Безусловно, есть и исключения. Так, например, в Научном парке МГУ ряд малых фирм перешли по всем формальным признакам в разряд средних, и в целом показатели роста 40 фирм, находящихся в научном парке, достаточно высокие и устойчивые.

     В России наблюдается быстрый рост числа организаций, зарегистрированных как технопарки. По данным НИАЦ МИИРИС, в 2006 году было зарегистрировано 55 технопарков, в 2008 их уже не менее 83.

     За  два года в Воронежской области  создано 3 новых технопарка, по 4 - в  Москве и Республике Татарстан.

     Среди российских технопарков есть работающие успешно, но, к сожалению, их доля не столь велика. Достаточно сказать, что в результате проведённой в 2000 – 2003 годах аккредитации технопарков критериям оценки удовлетворяли не более 25-30 процентов имевшихся тогда технопарков. Критериями оценки деятельности технопарков служили: масштаб технопарка (количество малых инновационных предприятий - МИП); связь с университетом (базовой организацией); происхождение МИП; динамика роста МИП; круг решаемых задач; источники финансирования; квалификация менеджеров технопарка; подготовка кадров.

     Пока  российские технопарки сильно различаются  по целям, функциям и составу. В частности, они могут быть эквивалентны инновационно - технологическому центру. В некоторых случаях технопарки выступают как бизнес-инкубатор, часто некоторые их функции выходят за рамки инфраструктурных и придают им свойства инновационных организаций. Ярким примером является старейший российский технопарк в г. Томске. Он функционирует теперь как «инновационно-технологический центр «Технопарк»». При этом он не является компактной структурой и самоидентифицируется как «распределенный ИТЦ». Выделившийся же из его состава Томский международный деловой центр "Технопарк" функционирует именно как технопарк.

Информация о работе Инновационная инфраструктура