Инновационная инфраструктура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 19:26, реферат

Описание работы

теоретическое обоснование формирования и функционирования инновационной инфраструктуры

Содержание

Введение 3
1. Российская национальная инновационная система 6
1.1. Понятие и классификация инновационной инфраструктуры 7
2. Инновационная инфраструктура Российской Федерации 13
2.1. Государственные финансовые организации, финансирующие инновационную деятельность 13
2.2. Формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности 27
Заключение 37
Список литературы 40

Работа содержит 1 файл

инновационная инфраструктура (переделка).doc

— 240.00 Кб (Скачать)

     Организационная инфраструктура.

     Научно-координационные  центры. В перечне зарегистрированных организаций такого типа, основной функцией которых является координация исследовательских и инновационных процессов, в 2008 году, как и в 2006-ом, числилось 18. Некоторые НКЦ выполняют роль аффилированных территориальных структур центральных организаций инфрастуктуры, например, НКЦ «Ренакорд» исполняет функции Воронежского представительства Федерального фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

     Центры  коллективного пользования.

     Этот  вид инновационной инфраструктуры активно развивался в последние годы. Если в 2006 году насчиталось всего 15 таких центров, то теперь в одном только г. Томске Объединенный центр коллективного пользования Томского государственного университета включает 10 профильных центров коллективного пользования, предоставляющих услуги по использованию уникального оборудования и приборной базы, программных комплексов потребителям: сотрудникам вузов и академических институтов, а также промышленным предприятиям и различным коммерческим организациям.

     Многие  институты РАН, использующие в своих  исследованиях уникальное и дорогостоящее оборудование, создали у себя центры коллективного пользования (ЦКП). Так, еще в 1994 году был создан и до сих пор успешно функционирует ЦКП на базе Физико-технического института РАН им. А. Ф. Иоффе, отличительной особенностью которого является комплексный подход к решению междисциплинарных задач фундаментальной, прикладной, отраслевой науки и промышленности.

     ЦКП не просто предоставляют на договорной основе уникальное оборудование. Они выполняют по заказу других научных и промышленных организаций комплексные исследования, обучают студентов, работают с аспирантами и докторантами, организуют курсы повышения квалификации специалистов-пользователей новейшим аналитическим оборудованием.

     Центры  трансфера технологий (ЦТТ).

     В 2003 году в шести федеральных округах  были созданы первые центры трансфера  технологий (ЦТТ) на базе институтов РАН, университетов и государственных научных центров Российской Федерации. ЦТТ были призваны стать тем недостающим звеном инфраструктуры, которое квалифицированно, на правовой основе обеспечит коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, получаемых при использовании бюджетных средств. В первую очередь – через создание малых высокотехнологичных предприятий и заключение лицензионных соглашений.

     В настоящее время, по сведениям Национального  центра по мониторингу инновационной  инфраструктуры научно-технической  деятельности и региональных инновационных систем, в стране насчитывается более 100 ЦТТ, большая часть которых создана Минобрнауки России. Более 60% центров приходится на Центральный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа.

 

2. Инновационная  инфраструктура Российской  Федерации

2.1. Государственные финансовые организации, финансирующие инновационную деятельность

Финансовая  инфраструктура.

     Развитие  финансовой инфраструктуры инноваций  является одним из важнейших условий модернизации экономики страны. Это очевидное обстоятельство учитывается в российской инновационной политике. Достаточное внимание в ней уделяется формированию целостной системы поддержки инноваций с использованием возможностей созданных финансовых институтов развития, таких, как: Инвестиционный фонд Российской Федерации, открытое акционерное общество «Российский банк развития», открытое акционерное общество «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», открытое акционерное общество «Российская венчурная компания», некоторые государственные корпорации, таких, как: Инвестиционный фонд Российской Федерации, открытое акционерное общество «Российский банк развития», открытое акционерное общество «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», открытое акционерное общество «Российская венчурная компания», некоторые государственные корпорации.

     Инвестиционный  фонд Российской Федерации  создан в 2006 году с целью оказания на конкурсной основе государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов, направленных на создание или развитие инфраструктуры, а также на обеспечение реализации институциональных преобразований в рамках национальной инновационной системы. Предусмотрены следующие формы государственной поддержки:

     • софинансирование инвестиционного  проекта;

     • направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

     • предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты, а также иных предусмотренных бюджетным законодательством способов обеспечения обязательств, находящихся в компетенции Правительства Российской Федерации.

     Российский  банк развития (ОАО) учрежден в 1999 году. С 2004 года банк реализует Программу финансовой поддержки малого и среднего бизнеса по следующим приоритетным направлениям:

     • проекты, осуществляемые в сфере  науки, инноваций и высоких технологий;

     • проекты, направленные на реализацию национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья, сельского хозяйства, демографии;

     • проекты, способствующие развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации;

     • проекты, осуществляемые в регионах, испытывающих дефицит финансовых ресурсов;

     • проекты, направленные на повышение  конкурентоспособности малых и средних предприятий на внешних рынках.

     Российский  инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий.

     В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 г. № 476 Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий (ОАО «Росинфокоминвест») является обществом, 100% акций которого находятся в федеральной собственности (уставный капитал 1,45 млрд. руб.), при этом предусмотрено снижение доли участия Российской Федерации в акционерном капитале вплоть до полного выхода в 2010 году. К сфере инвестиционных интересов ОАО «Росинфокоминвест» относятся малые и средние организации отрасли информационно-коммуникационных технологий.

     За  период с мая по декабрь 2008 г. в  фонд поступило свыше 894 заявок от инновационных  компаний. На сегодняшний день специалистами  фонда сформирован предварительный портфель инвестиционных проектов, состоящий из десятков наиболее проработанных и эффективных проектов. Кроме того, имеется ряд предложений от частных инвесторов о вхождении в уставный капитал ОАО «Росинфокоминвест» с целью совместного финансирования инновационных проектов отрасли информационно-коммуникационных технологий.

     Вместе  с тем, финансирование проектов в  соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 9 августа 2006 г. № 476 возможно только после снижения доли находящихся в федеральной собственности обыкновенных именных акций фонда до 51% общего числа обыкновенных именных акций через реализацию дополнительной эмиссии акций, размещаемых посредством открытой подписки.

     При этом для привлечения частного инвестора  с целью выкупа дополнительной эмиссии акций ОАО «Росинфокоминвест» необходимо проведение соответствующих конкурсных процедур, которые позволят определить наиболее эффективного соинвестора. В то же время, до настоящего времени конкурсный отбор не объявлен.

     Венчурное финансирование.

     Первые  венчурные фонды, созданные в России в 1990-е годы, на которые возлагались большие надежды относительно финансирования технологичных проектов, не оправдали ожиданий во многом из-за того, что наука и бизнес не смогли представить друг другу чётких бизнес-проектов. В результате большинство созданных фондов к 2000 году переквалифицировалось из венчурных в фонды прямых инвестиций.

     Среди основных этапных шагов государства, предпринятых в последнее десятилетие  и направленных на развитие инструментов венчурного инвестирования и вовлечение бизнеса в эту работу, следует назвать:

     - создание в 1997 году Российской  ассоциации венчурного инвестирования (РАВИ), объединившей российских и зарубежных инвесторов,

     - проведение ежегодно с 2000 года  венчурных ярмарок, предоставляющих  коммуникационную площадку для инвесторов и венчурных компаний;

     - создание в 2000 году венчурного  инновационного фонда (ВИФ) в  качестве «фонда фондов», играющего роль катализатора создания венчурных фондов (начал работу с марта 2004 года).

     В 2005-2006 годах улучшившаяся (ввиду благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках) ситуация с бюджетными доходами позволила Правительству Российской Федерации существенно увеличить свой вклад в формирование института венчурного инвестирования, выведя его тем самым на качественно иной уровень.

     В связи с этим в качестве основных событий на российском рынке прямых и венчурных инвестиций можно назвать следующие:

     • были сформированы и с 2005 года заработали первые региональные венчурные фонды инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, создаваемые как источники соинвестирования на основе партнерства федеральных и местных властей с бизнесом;

     • были заложены основы для создания Российского инвестиционного фонда  информационно-коммуникационных технологий, первого в России фонда венчурных инвестиций с участием государства;

     • создано ОАО «Российская венчурная  компания» (ОАО «РВК») - фонд фондов для венчурных инвестиционных фондов;

     • возникли и начали строиться первые технико-внедренческие особые экономические  зоны (ОЭЗ).

     Российская  венчурная компания.

     Российская  венчурная компания (ОАО «РВК») создана  в соответствии с распоряжением  Правительства Российской Федерации от 7 июня 2006 г. № 838-р с целью стимулирования создания в России индустрии венчурных инвестиций и значительного увеличения финансовых ресурсов венчурных фондов, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов и услуг.

     Единственным  акционером ОАО «РВК» (собственником 100 процентов всех размещенных его акций) является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

     В результате двух конкурсных отборов, проведённых  ОАО «РВК» в 2007 и 2008 годах, с её участием сформировано 7 венчурных  фондов общей капитализацией 18,983 млрд. рублей:

     «ВТБ  Фонд Венчурный» (стоимость чистых активов – 3,086 млрд. руб.);

     «Биопроцесс Кэпитал Венчурс» (стоимость чистых активов – 2,902 млрд. руб.);

     ОАО «Альянс РОСНО Управление Активами» (размер созданного фонда – 3,061 млрд. руб.);

     ООО «Максвелл Эссет Менеджмент» (размер фонда – 3,061 млрд. руб.);

     ЗАО «Лидер» (размер созданного фонда – 3 млрд. руб.);

     ООО «Управляющая компания «Север Эссет  Менеджмент» (размер созданного фонда – 1,8 млрд. руб.);

     ЗАО Управляющая компания «ЦентрИнвест» (размер созданного фонда – 2 млрд. рублей).

     Основными характеристиками созданных венчурных  фондов по итогам первого и второго  конкурсных отборов с участием ОАО «РВК» являются:

     - юридическая форма – закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ);

     - паритетность соинвестирования средств ОАО «РВК» и частного инвестора (49% / 51%);

     - возможность досрочного выкупа паёв частным инвестором по цене, равной цене приобретения, увеличенной из расчёта 5% годовых, но не выше уровня инфляции;

     - объектами инвестирования фондов являются общества, созданные по законодательству Российской Федерации и деятельность которых соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и (или) продукты/услуги которых входят в перечень критических технологий Российской Федерации;

Информация о работе Инновационная инфраструктура