Развитие инновационной инфраструктуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:41, реферат

Описание работы

В настоящее время создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отече¬ственной экономики. Коммерциализация технологий является частью це¬лостного механизма создания и реализации нововведений в рамках на¬циональной инновационной инфраструктуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
Российская национальная инновационная система переходного периода………………………………………………………………………………....4
Понятие и классификация инновационной инфраструктуры…………….7
Государственные финансовые организации, финансирующие инновационную деятельность…………………………………………………………..…..9
Фонд содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере……………………………………………………….10
Российский фонд технологического развития……………………………..……12
Венчурный инновационный фонд и развитие венчурной индустрии в России………………………………………………………………………………………….15
Новые инициативы государственных фондов по финансированию инновационных технологий…………………………………………………………………17
Формирование производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности……………...……………………………..........19
Научно-технологические парки…………………………………………………….19
Инновационно-технологические центры………………………………………....24
Инновационная инфраструктура Саратовской области………………….28
Заключение………………………………………………………………………..…31
Список использованной литературы………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Инновационная инфраструктура.doc

— 336.50 Кб (Скачать)

 
Оглавление
 
 

Введение………………………………………………………………………………..2

Российская  национальная инновационная  система переходного  периода………………………………………………………………………………....4

Понятие и классификация  инновационной инфраструктуры…………….7

      Государственные  финансовые организации, финансирующие инновационную деятельность…………………………………………………………..…..9

      Фонд  содействия развитию малых форм предприятий

      в научно-технической сфере……………………………………………………….10

      Российский  фонд технологического развития……………………………..……12

      Венчурный инновационный фонд и развитие венчурной индустрии в России………………………………………………………………………………………….15

      Новые инициативы государственных фондов по финансированию инновационных технологий…………………………………………………………………17

Формирование  производственно-технологической  инфраструктуры инновационной деятельности……………...……………………………..........19

      Научно-технологические  парки…………………………………………………….19

      Инновационно-технологические  центры………………………………………....24

Инновационная инфраструктура Саратовской  области………………….28

Заключение………………………………………………………………………..…31

Список  использованной литературы………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

    В настоящее время создание в России национальной инновационной инфраструктуры является ключевой задачей не только для научно-технической сферы, но и для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Коммерциализация технологий является частью целостного механизма создания и реализации нововведений в рамках национальной инновационной инфраструктуры.

    Создание  национальной инновационной инфраструктуры было провозглашено на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы в частности в 1997 г.  С тех пор создавались отдельные элементы (государственные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, Венчурный инновационной фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность и сфера образования). При этом заимствование зарубежного опыта происходило путем переноса отдельных элементов целостных экономических механизмов и потому не приводило к ожидавшимся результатам. В итоге, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в инновационную сферу, в создание нововведений.

    Понятие и концепция национальной инновационной  инфраструктуры в последнее десятилетие активно используется во всех работах, посвященных экономическим аспектам технологического прогресса. Это произошло во многом благодаря активности Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также других международных организаций, в частности Мирового банка. Под эгидой этих организаций в последние годы было выполнено большое количество аналитических исследований, посвященных проблемам трансформации национальных экономик из традиционных индустриальных в постиндустриальные, т.е. в экономики, основанные на знаниях.

    Родоначальником нового подхода следует считать К. Фримана, который в конце 1980-х гг. прошлого столетия ввел само понятие национальной инновационной системы1, как сложной системы экономических субъектов и общественных институтов (таких, как ценности, нормы, право), участвующих в создании новых знаний, их хранении, распространении, превращении в новые технологии, продукты и услуги, потребляемые обществом.

    Согласно  классическим определениям по Лундвалу и Нельсону2, «инновации представляют собой комплексный процесс, объединяющий различных участников, таких, как фирмы, производители новых знаний, технологические центры, аналитические центры, которые соединены множеством взаимосвязей, создающими таким образом инновационную систему».

          Важно отметить главную особенность  любой инфраструктуры, а именно: инфраструктура - это специализированная подсистема, оказывающая услуги всем субъектам производственных или социальных процессов.

          В этой связи, применительно  к рассматриваемым в данной  работе проблемам будем называть  инновационной инфраструктурой совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и (или) оказывающих те или иные услуги участникам инновационной деятельности.

      В настоящее время развитие инновационной  инфраструктуры является важной составляющей для разработки и продвижения инноваций в экономике, поэтому данная проблема является актуальной.

 

      Российская  национальная инновационная  система переходного  периода 

      С 1992 г. в России начался переход  к рыночной модели хозяйствования. Были реализованы два важных политических решения - открытость общественной системы и демилитаризация экономики. Одновременно, как под влиянием принятых государственных решений, так и в результате действий негосударственных субъектов начала формироваться новая национальная инновационная система рыночного типа. Значительные сдвиги произошли в одном из основных субъектов инновационного процесса - сфере российской науки. Изменения коснулись следующих ее характеристик.

      Масштаб. Трудовые ресурсы сократились, по данным официальной статистики, более чем в два раза, финансовое обеспечение - в несколько раз. Существенно сузился фронт исследований, в силу неконкурентоспособности исчезли целые направления (и организации) в гражданском отраслевом секторе и отчасти в ВПК. При том что государственное финансирование научной и инновационной деятельности ограничено, финансовые рынки пока неразвиты, отсутствует достаточное число крупных фирм, готовых инвестировать в технологические инновации, не хватает начального капитала и бизнес-ангелов. Все это сдерживает инновационную деятельность.

      Политические  и идеологические ограничения. В основном реализован принцип открытости и включенности отечественной науки в мировые процессы. Десятки тысяч наших ученых и инженеров работают за рубежом, участвуют в международных и совместных проектах. Научно-следовательские организации и отдельные команды выполняют для зарубежных заказчиков работы на сотни миллионов долларов. Исчезли идеологические барьеры в науке.

      Созданы основы законодательной базы, однако существуют целые группы актуальных проблем, для решения которых необходимы новые законы, а также корректировка существующих. К ним, например, относятся: инновационная деятельность; интеллектуальная собственность, созданная за бюджетные средства; интеграция науки и образования и ряд других.

      Меняется, хотя и очень медленно, организационная структура науки: заметно (в разы) уменьшились размеры старых научных организаций, что повысило гибкость и качество управления. Появились новые сектора - негосударственной науки и малого инновационного бизнеса.

      Качественные  характеристики. Оснащенность приборами и оборудованием не улучшилась, но возросла дифференциация между сильными и слабыми. Наука существенно постарела, однако в последние год-два несколько вырос интерес молодежи к естественнонаучным и техническим вузам. Очень медленно сближаются наука и образование. Решение этой проблемы могло бы придать качественно новый импульс процессу возрождения отечественной фундаментальной науки.

      За  редким исключением совершенно неадекватен новым экономическим реалиям менеджмент в науке. Отсутствует инновационная культура в университетах и научных организациях. Создание нововведений преимущественно происходит исходя из логики развития науки, а не общественных потребностей и спроса (т.е. доминирует подход «технологического толчка»).

      Неэффективно  используются средства бюджета. Одна из причин -устаревшие механизмы финансирования (базовый принцип) и архаичная  система организации научной  деятельности, где по-прежнему доминируют традиционные ведомственные институты советского типа. При этом производственно-технологическая и информационная инфраструктуры неразвиты, а многие процессы (лицензирования, сертификации, патентования) излишне забюрократизированы.

      В обобщенном виде место России в мировом технологическом пространстве характеризуется двумя группами показателей - «входа» - т.е. уровня наукоемкости и «выхода» - показателями эффективности и конкурентоспособности (см. табл. 1). 

      Таблица 1

      Место России в мире по уровню наукоемкости и инновационного развития3

        Доля расходов на исследования и разработки в ВВП, % Численность ученых и инженеров, занятых исследованиями и разработками (на 10000 населения) Текущий индекс конкурентоспособного роста -GCI (место в мире) Доля высокотехнологичной продукции в товарном экспорте, % Доля в мировом экспорте информатизационного оборудования, % Производительность  труда, тыс. дол. ВВП на одного занятого
США 2,69 41,0 2 32 13,0 73,1
Китай 1,00 5,5 44 20 7,1 7,2
Япония 2,98 51,0 11 26 9,7 56,0
Индия 1,23 1,6 56 6 0,07 4,9
Германия 2,48 31,6 13 18 4,8 56,0
Франция 2,15 27,2 26 23 3,4 56,5
Великобритания 1,87 26,7 15 31 5,3 54,5
Италия 1,04 11,3 41 10 1,1 56,5
Россия 1,00 34,8 63 8 0,04 18,0
Канада 1,84 29,9 16 15 1,2 60,0
 

      К сожалению, по индексу конкурентоспособного роста Россия в последние несколько лет уходила на все более дальние позиции. Согласно рейтингу стран, который ежегодно публикует Всемирный экономический форум, Россия по уровню конкурентоспособности среди 80 стран занимала в 2001 г. 63-ю позицию, в 2002 г. - 64-ю, в 2003 г. - 65-ю. По другим показателям место России также было невысоким.

      Как видно из представленных в табл. 2 данных, показатели инновационной деятельности и коммерциализации технологий в России - одни из самых низких. Действительно, в настоящее время в сравнении с развитыми странами мира существует большой разрыв между получением результатов НИОКР и их коммерциализацией. Причины такого положения вытекают из общих характеристик современной российской НИС, рассмотренных выше. 
 
 
 
 
 

      Таблица 2.

        Место России по отдельным показателям инновационного развития

Уровень интеграции образования, науки и  производства       45
Коррупция       52
Качество  инфраструктуры в стране       57
Эффективность правительственных субсидий       61
Интенсивность местной конкуренции       66
Охрана  интеллектуальной собственности       69
Прозрачность  правительственной политики и результатов       70
Степень бюрократизма       72
Доступность банковских займов       73
Уровень развития финансового рынка       74
Иностранные инвестиции в виде новых технологий       75
Уровень развития маркетинга       75
Инновационная активность компаний       76
 

      Любопытно, что зарубежные специалисты, пытающиеся работать в России в области высокотехнологичного бизнеса и коммерциализации технологий, обращают внимание в первую очередь на такие препятствия, как:

Информация о работе Развитие инновационной инфраструктуры