Инновационная сфера и её элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить инновационную сферу и ее элементы. Задачи исследования. Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
изучить сущность и основные элементы инновационной сферы
изучить рынок новаций (новшеств) и его основные элементы
изучить рынок инноваций (нововведений) и его основные элементы
изучить рынок инвестиций и его основные элементы
разработать технико-экономическое обоснование инновационного проекта на практике

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Инновационная сфера: ее сущность и основные элементы
1.2 Рынок новаций (новшеств): интеллектуальный продукт и его виды: организации участвующие в его создании (научные, научно-исследовательские)
1.3 Рынок инноваций (нововведений): качественные характеристики инновации; субъекты рынка и формы их участия.
1.4 Рынок инвестиций: экономическая и финансовая сущность инвестиций; участники рынка
2. Практическая часть.
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования
2.2 ТЭО инновационного проекта по внедрению нового программного средства

Работа содержит 1 файл

innovac_menedg.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

Российский Государственный Торгово-Экономический  Университет

 

 

 

 

 

 

Инновационная сфера и её элементы

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2009г

 

Содержание

 

 

Введение

Актуальность. На современном этапе отрицательной чертой российской экономики является ее слабая диверсификация, проявляющаяся в высокой зависимости от мировой конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы1. Такая ситуация обусловлена, прежде всего, отсутствием эффективных связей между наукой и производством, в связи с чем использование научных достижений в производстве невелико. Это приводит в свою очередь к тому, что российская экономика не может эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях, характеризующихся наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Для изменения сложившейся ситуации в сторону повышения конкурентно способности российской экономики необходимо обеспечить инновационную направленность ее развития. Необходимо отметить, что данную задачу можно решить только посредством совместных усилий всех участников инновационной сферы деятельности.

Цель исследования: изучить инновационную сферу и ее элементы.

Объект исследования: инновационная сфера.

Предмет исследования: инновационный менеджмент.

Задачи исследования. Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

  • изучить сущность и основные элементы инновационной сферы
  • изучить рынок новаций (новшеств) и его  основные элементы
  • изучить рынок инноваций (нововведений) и его  основные элементы
  • изучить рынок инвестиций и его основные элементы
  • разработать технико-экономическое обоснование инновационного проекта на практике

Методы исследования. В данной работе в теоретической части был использован метод теоретического анализа подходов и обобщения результатов, полученных другими авторами по проблеме исследования.

В первой главе изложены материалы, касающиеся инновационной сферы и ее основных элементов. Во второй главе приведен пример технико-экономического обоснования инновационного проекта.

 

1. Теоретическая часть

1.1  Инновационная сфера: ее сущность и основные элементы

В концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы приводится следующее определение понятия «инновационная сфера» - это «область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций2». Далее, в данном документе приводится определение понятия «инновационная инфраструктура» - это организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно - технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно - деловые центры и другие специализированные организации). Как видно из этих двух определений авторы разделяют собственно инновационную деятельность (создание и распространение инноваций) и мероприятия, направленные на развитие данной деятельности.

Существуют и другие определения  понятия «инновационная сфера», например, «…представляет собой область взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры»3. Данное определение с точки зрения системного подхода к изучению понятия «инновационная сфера» является более полным.

Во-первых, по сравнению с предыдущим определением в понятие «инновационная сфера» добавлен еще один участник взаимодействия – «инвесторы». Общеизвестно, что инновационный процесс длится в среднем 3 - 5 лет и более и  без финансовой поддержки в виде среднесрочных и долгосрочных инвестиций он просто не состоялся бы.

Во-вторых, в понятие «инновационная сфера»  включена инфраструктура, под  которой понимается «…совокупность систем, необходимых для осуществления  инновационной деятельности4». В широком смысле слова инновационная инфраструктура включает все элементы «производственного» процесса в научной и технологической деятельности, а также организационную, управляющую и информационную подсистемы.

Основными элементами инфраструктуры являются следующие системы:

  • информационного обеспечения;
  • материально-технического обеспечения;
  • кадрового обеспечения;
  • экспертизы и сертификации научно-технических проектов и программ;
  • мониторинга (по отраслям и в территориальном разрезе) и продвижения научной продукции;
  • координации, регулирования и ее финансово-экономического обеспечения, т.е. институциональная структура инновационной деятельности, включая организационно-правовую структуру науки и финансирование науки и инновационной деятельности как непосредственно государственным бюджетом, так и внебюджетными фондами и частным сектором экономики.

 

Говоря об инновационной инфраструктуре, необходимо отметить особую роль государства  в развитии инновационной сферы. В условиях переходных экономик государство  обязано создавать «благоприятный инновационный климат» для развития технологий и инноваций в частном секторе, используя, в основном, косвенные меры воздействия.

Методы воздействия государства  в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные).

Административные методы осуществления  инновационной политики в  условиях рыночных  отношений базируются на законодательной основе посредством  правового нормирования патентной  политики и политики стандартизации.

Экономические методы инновационного регулирования основаны на учете мотивационных факторов товарного производства и отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.

К прямым методам экономического воздействия  относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы.

Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:

  • налоговое и амортизационное регулирование;
  • кредитная и фондовая политика;
  • ценовое регулирование;
  • политика протекционизма.

 

Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая  политика. Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных  для финансирования нововведений, а  также осуществляет управление уровнем ссудного процента.

Налоговой политикой могут быть предусмотрены налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в  частности, исключение из суммы, облагаемой налогом, части доходов, связанных  с созданием и внедрением новых  машин и оборудования и пр.

Вывод. Основными элементами инновационной сферы с позиции «экономического пространства» являются рынок новаций (новшеств), рынок инноваций (нововведений), рынок инвестиций и инновационная инфраструктура.

1.2  Рынок новаций (новшеств): интеллектуальный продукт и его виды: организации участвующие в его создании (научные, научно-исследовательские)

В литературе по инновационному менеджменту  встречаются различные названия рынка новаций (новшеств): рынок интеллектуального  продукта или рынок инновационных  замыслов (инвенций) и инновационных проектов (новаций). Под «новшеством» будем понимать «…оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности5».

Основным товаром данного рынка является научный и научно-технический результат деятельности фирм и отдельных физических лиц, которых относят к категории новаторов. Произведенный ими интеллектуальный продукт является их собственностью.

Следует отметить, что  интеллектуальная собственность делится на два вида6:

  • промышленную собственность, защищаемую патентным правом7;
  • художественно-культурную собственность, защищаемую авторским правом8.

 

К последнему виду интеллектуальной собственности относятся – литературные произведения, произведения живописи, научные монографии и т.д.

К промышленной собственности  относятся такие виды интеллектуального  продукта, как: открытие, изобретение, полезная модель, промышленный образец, «ноу – хау», товарный знак и знак обслуживания.

Открытие – установление не известных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познаний.

Открытие обычно является результатом глубоких научно-исследовательских  работ по решению какой-либо научной проблемы и означает нахождение чего-либо объективно существующего в природе, например, математической зависимости, физического закона, новой ядерной частицы. Открытием является только сам предмет открытия, а способ его использования может явиться изобретением. Открытием не считается гипотеза.

Изобретение – новое  и обладающее существенными отличиями  «техническое» решение практической задачи в любой области хозяйственной, социально-культурной или оборонной  сферы.

Изобретение-пионер –  выдающееся изобретение, которому не предшествовали в мировой практике прототипы (аналоги), в их основе лежат открытия. Такие изобретения лежат в основе радикальных инноваций, обычно открывающих новую прикладную научно-производственную область, например, биотехнологии, судостроение на воздушной подушке, на подводных крыльях, лазерная техника.

Необходимо отметить, что не могут считаться изобретениями  методы и системы организации  и управления хозяйством, правила  поведения, проекты сооружений, методы обучения и другие предложения нетехнического характера.

Наряду с открытиями и изобретениями  существует еще один вид интеллектуального  продукта, носящий название «полезная  модель». Полезная модель характеризуется  Патентным законом РФ как «конструктивное  выполнение средств производства и предметов потребления, а также их частей». Основные отличия полезной модели от изобретения заключаются в том, что, во-первых, технологические процессы производства и вещества не признаются полезной моделью, во-вторых, новизна, заявленная в полезной модели, может быть не столь существенной, как этого требуют изобретения. Исходя из этого, полезные модели нередко называют «маленькими изобретениями».

Оригинальное внешнее  оформление товара, новое художественно-конструкторское  решение также может быть отнесено к инновациям. Для правовой охраны художественно-конструкторского решения оно патентуется как промышленный образец.

Интеллектуальный продукт  может представлять собой «ноу-хау» («знаю, как») – полностью и частично конфиденциальные знания, опыт и навыки, включающие информацию технического, экономического, административного характера.

Товарный знак – зарегистрированное в установленном порядке оригинальное обозначение, служащее для отличия  товаров и услуг одних юридических  или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Отличие знака обслуживания от товарного знака состоит в том, что его применяют предприятия и организации сферы обслуживания, которые не производят продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров, а оказывают определенные услуги населению, предприятиям, организациям.

Рынок новшеств формируют  научные организации, вузы, временные  научные коллективы, объединения  научных работников, научно-исследовательские  подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы. Приведем статистические данные9, характеризующие рынок новаций в динамике (см. табл. 1.2.1 и табл. 1.2.2).

 

Табл. 1.2.1 Число организаций, выполнявших  исследования и разработки

 

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

Число организаций - всего

4555

4059

4099

3906

3797

3656

3566

3622

в том числе:

               

научно-исследователь-ские организации

2077

2284

2686

2630

2564

2464

2115

2049

конструкторские  
бюро

865

548

318

257

228

194

489

482

проектные и  проектно-изыскательские организации

495

207

85

76

68

63

61

58

опытные  
заводы

29

23

33

34

28

31

30

49

высшие учебные заведения

446

395

390

390

393

402

406

417

научно-исследо-вательские, проектно-конструкторские подразделения в организациях

340

325

284

255

248

244

231

255

прочие  
организации

303

277

303

264

268

258

234

312

Информация о работе Инновационная сфера и её элементы