Базовыми 
понятиями инновационной экономики 
являются инновация, инновационная 
деятельность, инновационная инфраструктура. 
Что эти понятия собой представляют, каково 
их содержание и объем? Коротко ознакомимся 
с ними. Итак, од инновационной деятельностью 
следует понимать деятельность коллектива 
людей, направленную на реализацию в общественной 
практике “под ключ” производственно-технических 
достижений - инноваций, применения существующих 
прогрессивных технологий, систем, машин 
и оборудования на базе использования 
и внедрения научно-технических достижений 
отечественной и мировой науки и техники. 
Она должна обеспечить устранение разрыва 
между имеющимся объемом и уровнем уже 
полученных и проверенных научно-технических 
достижений и их применения на развиваемых 
(создаваемых) предприятиях. 
Отсюда следует, что насыщение инновационной 
активности - важнейшее условие формирования 
эффективной инновационной экономики.
    Эффективность 
инновационной деятельности во многом 
определяется инновационной инфраструктурой. 
Поэтому инновационная инфраструктура 
является базовой составляющей инновационной 
экономики, инновационного потенциала 
общества. Инновационная инфраструктура 
является основным инструментарием и 
механизмом инновационной экономики, 
она, как “архимедовы рычаг и точка опоры”, 
способна поднять экономику страны на 
очень высокий уровень. Исходя из такого 
понимания, мы видим инновационную инфраструктуру 
как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих 
производственно-технических систем, 
организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих 
систем, необходимых и достаточных для 
эффективного осуществления инновационной 
деятельности и реализации инноваций. 
Инновационная инфраструктура предопределяет 
темпы (скорость) развития экономики страны 
и рост благосостояния ее населения. Опыт 
развитых стран мира подтверждает, что 
в условиях глобальной конкуренции на 
мировом рынке неизбежно выигрывает тот, 
кто имеет развитую инфраструктуру создания 
и реализации инноваций, кто владеет наиболее 
эффективным механизмом инновационной 
деятельности. Поэтому для эффективного 
функционирования инновационной экономики 
страны инновационная инфраструктура 
должна быть функционально полной. Становление 
инновационной экономики в значительной 
мере зависит от создания эффективного 
механизма управления практической реализацией 
в регионах сложных инновационных проектов. 
И здесь без государственной поддержки 
инновационных процессов не обойтись. 
Необходимость финансовой и правовой 
поддержки науки и инноваций, активизации 
инновационной деятельности, перехода 
на новые формы решения экономических, 
экологических и социальных проблем регионов, 
характерных для инновационной экономики, 
настоятельно требуют от региональных 
органов управления вырабатывать ответственную 
политику по отношению к управлению и 
развитию инновационной деятельности 
в регионе, активизировать взаимодействие 
по данной проблеме региональных органов 
управления с федеральными. Главной формой 
такого взаимодействия, на наш взгляд, 
должны стать научно-технические программы: 
государственные, финансируемые из федерального 
бюджета, когда приоритетные народнохозяйственные 
проблемы решаются на базе научно-инновационного 
потенциала регионов и региональные – 
с долевым финансированием государства 
и региона. 
    Для 
успешной реализации региональной инновационной 
политики по формированию инновационной 
экономики должен быть выполнен комплекс 
научных и организационно-технических 
мероприятий, основными их которых, по 
мнению авторов, являются следующие:
  - Разработка 
  концепции развития инновационной деятельности 
  и инновационной инфраструктуры в регионе 
  с определением долговременных стратегических 
  целей и средств их достижения в рамках 
  формирования инновационной экономики.
- Разработка 
  программы инновационного развития региона, 
  которая должна быть адресным документом, 
  указывающим по ресурсам, исполнителям 
  и срокам совокупность мероприятий, направленных 
  на достижение целей инновационного развития 
  региона.
- Включение 
  основных положений программы инновационного 
  развития региона в программу его социально-экономического 
  развития.
- Организация 
  практической деятельности органов местного 
  и регионального управления по реализации 
  и принятию соответствующих нормативных 
  актов регионального значения, а также 
  по осуществлению ими организационного 
  и информационного обеспечения данной 
  программы.
    Считаем 
необходимым, выделить следующее положение. 
В условиях развития инновационной деятельности 
(в обществе с инновационной экономикой) 
должно совершенно измениться отношение 
к главной производительной силе общества 
- человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного 
труда. Роль высококвалифицированных 
специалистов в инновационной экономике 
очень велика и постоянно будет расти. 
Поэтому, по нашему убеждению подготовка 
кадров, способных эффективно руководить 
инновационными процессами, разрабатывать 
и внедрять инновационные проекты, является 
приоритетной региональной и федеральной 
проблемой. В связи с этим следует подчеркнуть, 
что объективная потребность инновационного 
развития, становления инновационной 
экономики требуют разработки 
новой концепции подготовки кадров. 
    В 
ее основу должны быть положены такие 
принципы:
  - становление, 
  развитие и самореализация творческой 
  личности;
- постоянная 
  нацеленность на генерацию перспективных 
  научно-технических нововведений и изыскание 
  путей и методов их практической реализации 
  в инновации;
- ориентация 
  на подготовку высококвалифицированных 
  и высокоинтеллектуальных специалистов, 
  системных менеджеров инновационной деятельности;
- рассмотрение 
  обучения и подготовки кадров как составной 
  части производственного процесса, а расходов 
  на подготовку кадров - не как издержки 
  на работников, а как долгосрочные инвестиции, 
  необходимые для процветания предприятий, 
  отраслей и регионов;
- обучение 
  управлению социальными и психологическими 
  аспектами процесса создания наукоемких 
  нововведений, использованию творческого 
  потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному 
  внедрению в практику инновационных разработок;
- создание 
  системы непрерывного обучения и повышения 
  квалификации кадров, интегрированной 
  в систему производства инновационной 
  продукции;
- сотрудничество 
  университетов и других вузов региона 
  с передовыми предприятиями региона, реализующими 
  инновационные проекты, и их совместную 
  деятельность в области разработки учебных 
  программ, издания учебников и монографий 
  по инновационным технологиям, системам 
  машин и оборудования, в деле подготовки 
  специалистов высшей квалификации по 
  новым профессиям и перспективным научно-инновационным 
  направлениям.
    Инновационная 
практика (производство наукоемких инновационных 
услуг в широком смысле) требует 
оборотного капитала. Получить этот оборотный 
капитал (например, кредит) в современных 
условиях без специальных мер поддержки 
практически невозможно. Поэтому в настоящее 
время лишенное оборотного капитала отечественное 
производство инновационных услуг проигрывает 
лучшие (наукоемкие) проекты в стране зарубежным 
фирмам, использующим сбалансированный 
зарубежный рынок для получения, требуемого 
оборотного капитала. Выполненные нами 
исследования, а также провезенный анализ 
передового отечественного и зарубежного 
опыта показывают, что в инновационной 
экономике с целью устранения упомянутого 
недостатка необходимо объединить под 
единым управлением инновационную и инвестиционную 
функции. Такое объединение будет способствовать 
повышению заинтересованности исполнителей 
в успешном осуществлении всех этапов 
единого инновационно-инвестиционного 
цикла, которая может быть достигнута 
при ориентации всех исполнителей на конечный 
результат: ответственную сдачу инновационной 
продукции “под ключ” и участие в реализации 
и сопровождении созданных инновационных 
товаров и услуг.
    Эффективным 
механизмом реализации единого инновационно-инвестиционного 
цикла являются инновационно-инжинирингово-инвестиционные 
центры (фирмы, предприятия). Такие ИИИ-центры 
будут способны обеспечить эффективное 
производство наукоемких инновационно-инвестиционных 
услуг уже за счет собственного оборотного 
капитала с последующими (на основании 
полученных результатов) инвестициями 
в новые проекты и т. д. Из изложенного 
следует, что активизация формирования 
инновационной экономики связаны с форсированным 
созданием отечественной инновацинно-инжинирингово-инвестициой 
сетевой инфраструктуры, распределенной 
по всем регионам.
    Итак, 
подводя итог изложению нашего видения 
формирования и развития инновационной 
экономики в нашей стране, постараемся 
дать коротко ответы на следующие 
три вопроса:
  - Какова 
  стратегическая цель формирования и развития 
  инновационной экономики в России на ближайший 
  период?
- Каким 
  ресурсом обеспечить достижение поставленной 
  стратегической цели?
- Как 
  обеспечить достижение стратегической 
  цели намеченным ресурсом?
    Стратегической 
целью развития инновационной деятельности 
и формирования инновационной экономики 
в нашей стране на ближайшие годы должно 
быть комплексное развитие отечественных 
производств и территорий до уровня их 
конкурентоспособности в мире.
    Главным 
ресурсом для достижения поставленной 
цели должна стать высшая школа. Система 
высшего образования, обеспечивающая 
главную составляющую развития – 
кадровую, должна быть срочно дополнена 
инновационной составляющей. Система 
высшего образования должна и может 
выполнить функции системного координатора 
по восстановлению и развитию предприятий 
и территорий страны.
    Для 
обеспечения эффективного достижения 
стратегической цели инфраструктура высшей 
школы России должна быть дополнена 
инновационно-инвестиционными структурами 
(центрами, комплексами, компаниями, институтами…) 
так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные 
комплексы. Именно система высшего образования 
является наиболее перспективной для 
построения на ее базе российской инновационно-инвестиционной 
сети, которая должна играть роль моста, 
соединяющего науку и производство всех 
регионах и отраслях. Это объясняется 
следующими свойствами отечественной 
высшей школы: распределенностью высшей 
школы по всем регионам; высоким научно-техническим 
потенциалом высшей школы; универсальностью 
системы высшего образования, ее межотраслевым 
характером: научные школы вузов России 
перекрывают все области экономики страны; 
взаимодействием высшей школы через своих 
выпускников со всеми региональными и 
отраслевыми структурами; относительно 
высоким уровнем системы информационного 
обеспечения высшей школы, включая глобальные 
и локальные вычислительные информационные 
сети, соединенные в единую систему; высокой 
поддержкой высшей школы общественностью; 
гибкостью системы высшей школы.
    Главное 
достоинство предлагаемого подхода 
заключается в том, что через 
такое развитие системы высшего 
образования можно эффективно интегрировать 
результаты вузовской, академической 
и отраслевой науки России, а также 
передовые результаты науки мирового 
сообщества при создании, реализации инновационных 
проектов и развитии инновационной деятельности, 
что является предпосылкой создания в 
стране эффективной инновационной экономики.6
    Национальная 
инновационная система 
России: этапы формирования, 
инфраструктура, востребованность, 
стимулирование и мотивация. 
    В 
августе 2000 года на встрече с деятелями 
науки Президент РФ высказал идею 
образовать Совет по науке и высоким 
технологиям при президенте России, 
который будет корректировать государственную 
политику в области создания экономики 
инновационного типа. 
    8 
ноября 2001 г. указом Владимира 
Путина образован Совет по 
науке и высоким технологиям 
при президенте России. Основные 
задачи совета - определение приоритетных 
направлений государственной научно-технической 
политики и меры по ее реализации; экспертиза 
проектов федеральных законов и других 
нормативных правовых актов, касающихся 
этой политики.
    3 
декабря 2001 г. Владимир Путин 
на встрече с членами президиума 
Российской академии наук впервые 
заявил о необходимости перехода 
от сырьевой экономики к инновационной. 
Для этого необходимо создать целостную 
национальную инновационную систему (НИС) 
с развитой инфраструктурой, цивилизованным 
рынком технологий и правовой охраной 
результатов интеллектуального труда. 
Строительство НИС не может пройти без 
реформирования Академии наук. Среди важнейших 
направлений реформы названа необходимость 
инвентаризации структуры и материальной 
базы науки. Сетуя на крайне низкие темпы 
коммерциализации науки и на то, что "примеров 
успешно сотрудничающих с бизнесом новых 
научных структур совсем мало", Президент 
РФ призвал искать новые механизмы участия 
отечественного капитала в научных инновациях. 
Что же касается государственного финансирования, 
Президент прямо потребовал изменения 
экономики институтов РАН и перехода от 
так называемого целевого к конкурсному 
планированию и финансированию науки.
    В 
декабре 2001 г. Министерство промышленности, 
науки и технологий начинает прием 
проектов, с тем, чтобы выбрать 
восемь-десять критических технологических 
направлений государственной важности. 
20 марта 2002 г. проходит совместное заседание 
Совета по науке и высоким технологиям 
при Президенте РФ, президиума Госсовета 
и Совета безопасности во главе с Владимиром 
Путиным. На нем принят документ "Об 
основах политики РФ в области развития 
науки и технологий на период до 2010 года 
и дальнейшую перспективу". Одной из 
главных задач государства на ближайшие 
несколько лет в "Основах" признается 
"формирование национальной инновационной 
системы". Ее создание, согласно документу, 
требует установления правильного баланса 
распределения ресурсов государства между 
различными этапами инновационного цикла 
"идея-технология-производство продукции, 
имеющей платежеспособный спрос".
    Для 
этого планируется закрыть неэффективные 
НИИ и лаборатории, а их фонды использовать 
для поддержки малого инновационного 
предпринимательства. Предусмотрена тотальная 
инвентаризация научных государственных 
организаций и реформа РАН, в результате 
которой будет "высвобождена часть 
федеральной собственности". "Основы" 
постулируют и порядок переуступки прав 
РФ на объекты интеллектуальной собственности, 
полученные за счет средств бюджета. На 
финансирование "технологий государственного 
значения" предлагается направлять 
до 75% ежегодного прироста ассигнований 
по статье федерального бюджета "Фундаментальные 
исследования и содействие научно-техническому 
прогрессу".