Инновационные процессы и их влияние на изменение стр-ры национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:19, реферат

Описание работы

Инновационные процессы. Инновационная экономика. Национальная инновационная система России: этапы формирования, инфраструктура, востребованность, стимулирование и мотивация.

Работа содержит 1 файл

Инновационные процессы и их влияние на изменение стр2.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

    Базовыми  понятиями инновационной экономики  являются инновация, инновационная  деятельность, инновационная инфраструктура. Что эти понятия собой представляют, каково их содержание и объем? Коротко ознакомимся с ними. Итак, од инновационной деятельностью следует понимать деятельность коллектива людей, направленную на реализацию в общественной практике “под ключ” производственно-технических достижений - инноваций, применения существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования и внедрения научно-технических достижений отечественной и мировой науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях. Отсюда следует, что насыщение инновационной активности - важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.

    Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной  экономики, инновационного потенциала общества. Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, она, как “архимедовы рычаг и точка опоры”, способна поднять экономику страны на очень высокий уровень. Исходя из такого понимания, мы видим инновационную инфраструктуру как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной. Становление инновационной экономики в значительной мере зависит от создания эффективного механизма управления практической реализацией в регионах сложных инновационных проектов. И здесь без государственной поддержки инновационных процессов не обойтись. Необходимость финансовой и правовой поддержки науки и инноваций, активизации инновационной деятельности, перехода на новые формы решения экономических, экологических и социальных проблем регионов, характерных для инновационной экономики, настоятельно требуют от региональных органов управления вырабатывать ответственную политику по отношению к управлению и развитию инновационной деятельности в регионе, активизировать взаимодействие по данной проблеме региональных органов управления с федеральными. Главной формой такого взаимодействия, на наш взгляд, должны стать научно-технические программы: государственные, финансируемые из федерального бюджета, когда приоритетные народнохозяйственные проблемы решаются на базе научно-инновационного потенциала регионов и региональные – с долевым финансированием государства и региона.

    Для успешной реализации региональной инновационной  политики по формированию инновационной  экономики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными их которых, по мнению авторов, являются следующие:

  1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры в регионе с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики.
  2. Разработка программы инновационного развития региона, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона.
  3. Включение основных положений программы инновационного развития региона в программу его социально-экономического развития.
  4. Организация практической деятельности органов местного и регионального управления по реализации и принятию соответствующих нормативных актов регионального значения, а также по осуществлению ими организационного и информационного обеспечения данной программы.

    Считаем необходимым, выделить следующее положение. В условиях развития инновационной деятельности (в обществе с инновационной экономикой) должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе общества - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому, по нашему убеждению подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, является приоритетной региональной и федеральной проблемой. В связи с этим следует подчеркнуть, что объективная потребность инновационного развития, становления инновационной экономики требуют разработки новой концепции подготовки кадров.

    В ее основу должны быть положены такие  принципы:

  • становление, развитие и самореализация творческой личности;
  • постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;
  • ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, системных менеджеров инновационной деятельности;
  • рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров - не как издержки на работников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, отраслей и регионов;
  • обучение управлению социальными и психологическими аспектами процесса создания наукоемких нововведений, использованию творческого потенциала коллектива ускоренному широкомасштабному внедрению в практику инновационных разработок;
  • создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции;
  • сотрудничество университетов и других вузов региона с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты, и их совместную деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям.

    Инновационная практика (производство наукоемких инновационных  услуг в широком смысле) требует  оборотного капитала. Получить этот оборотный  капитал (например, кредит) в современных  условиях без специальных мер поддержки практически невозможно. Поэтому в настоящее время лишенное оборотного капитала отечественное производство инновационных услуг проигрывает лучшие (наукоемкие) проекты в стране зарубежным фирмам, использующим сбалансированный зарубежный рынок для получения, требуемого оборотного капитала. Выполненные нами исследования, а также провезенный анализ передового отечественного и зарубежного опыта показывают, что в инновационной экономике с целью устранения упомянутого недостатка необходимо объединить под единым управлением инновационную и инвестиционную функции. Такое объединение будет способствовать повышению заинтересованности исполнителей в успешном осуществлении всех этапов единого инновационно-инвестиционного цикла, которая может быть достигнута при ориентации всех исполнителей на конечный результат: ответственную сдачу инновационной продукции “под ключ” и участие в реализации и сопровождении созданных инновационных товаров и услуг.

    Эффективным механизмом реализации единого инновационно-инвестиционного цикла являются инновационно-инжинирингово-инвестиционные центры (фирмы, предприятия). Такие ИИИ-центры будут способны обеспечить эффективное производство наукоемких инновационно-инвестиционных услуг уже за счет собственного оборотного капитала с последующими (на основании полученных результатов) инвестициями в новые проекты и т. д. Из изложенного следует, что активизация формирования инновационной экономики связаны с форсированным созданием отечественной инновацинно-инжинирингово-инвестициой сетевой инфраструктуры, распределенной по всем регионам.

    Итак, подводя итог изложению нашего видения  формирования и развития инновационной  экономики в нашей стране, постараемся  дать коротко ответы на следующие  три вопроса:

  1. Какова стратегическая цель формирования и развития инновационной экономики в России на ближайший период?
  2. Каким ресурсом обеспечить достижение поставленной стратегической цели?
  3. Как обеспечить достижение стратегической цели намеченным ресурсом?

    Стратегической  целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире.

    Главным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа. Система  высшего образования, обеспечивающая главную составляющую развития –  кадровую, должна быть срочно дополнена  инновационной составляющей. Система  высшего образования должна и может выполнить функции системного координатора по восстановлению и развитию предприятий и территорий страны.

    Для обеспечения эффективного достижения стратегической цели инфраструктура высшей школы России должна быть дополнена  инновационно-инвестиционными структурами (центрами, комплексами, компаниями, институтами…) так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные комплексы. Именно система высшего образования является наиболее перспективной для построения на ее базе российской инновационно-инвестиционной сети, которая должна играть роль моста, соединяющего науку и производство всех регионах и отраслях. Это объясняется следующими свойствами отечественной высшей школы: распределенностью высшей школы по всем регионам; высоким научно-техническим потенциалом высшей школы; универсальностью системы высшего образования, ее межотраслевым характером: научные школы вузов России перекрывают все области экономики страны; взаимодействием высшей школы через своих выпускников со всеми региональными и отраслевыми структурами; относительно высоким уровнем системы информационного обеспечения высшей школы, включая глобальные и локальные вычислительные информационные сети, соединенные в единую систему; высокой поддержкой высшей школы общественностью; гибкостью системы высшей школы.

    Главное достоинство предлагаемого подхода  заключается в том, что через  такое развитие системы высшего  образования можно эффективно интегрировать  результаты вузовской, академической  и отраслевой науки России, а также  передовые результаты науки мирового сообщества при создании, реализации инновационных проектов и развитии инновационной деятельности, что является предпосылкой создания в стране эффективной инновационной экономики.6

    Национальная  инновационная система  России: этапы формирования, инфраструктура, востребованность, стимулирование и мотивация.

    В августе 2000 года на встрече с деятелями  науки Президент РФ высказал идею образовать Совет по науке и высоким  технологиям при президенте России, который будет корректировать государственную  политику в области создания экономики инновационного типа.

    8 ноября 2001 г. указом Владимира  Путина образован Совет по  науке и высоким технологиям  при президенте России. Основные  задачи совета - определение приоритетных  направлений государственной научно-технической политики и меры по ее реализации; экспертиза проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, касающихся этой политики.

    3 декабря 2001 г. Владимир Путин  на встрече с членами президиума  Российской академии наук впервые  заявил о необходимости перехода от сырьевой экономики к инновационной. Для этого необходимо создать целостную национальную инновационную систему (НИС) с развитой инфраструктурой, цивилизованным рынком технологий и правовой охраной результатов интеллектуального труда. Строительство НИС не может пройти без реформирования Академии наук. Среди важнейших направлений реформы названа необходимость инвентаризации структуры и материальной базы науки. Сетуя на крайне низкие темпы коммерциализации науки и на то, что "примеров успешно сотрудничающих с бизнесом новых научных структур совсем мало", Президент РФ призвал искать новые механизмы участия отечественного капитала в научных инновациях. Что же касается государственного финансирования, Президент прямо потребовал изменения экономики институтов РАН и перехода от так называемого целевого к конкурсному планированию и финансированию науки.

    В декабре 2001 г. Министерство промышленности, науки и технологий начинает прием  проектов, с тем, чтобы выбрать  восемь-десять критических технологических направлений государственной важности. 20 марта 2002 г. проходит совместное заседание Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ, президиума Госсовета и Совета безопасности во главе с Владимиром Путиным. На нем принят документ "Об основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Одной из главных задач государства на ближайшие несколько лет в "Основах" признается "формирование национальной инновационной системы". Ее создание, согласно документу, требует установления правильного баланса распределения ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла "идея-технология-производство продукции, имеющей платежеспособный спрос".

    Для этого планируется закрыть неэффективные  НИИ и лаборатории, а их фонды использовать для поддержки малого инновационного предпринимательства. Предусмотрена тотальная инвентаризация научных государственных организаций и реформа РАН, в результате которой будет "высвобождена часть федеральной собственности". "Основы" постулируют и порядок переуступки прав РФ на объекты интеллектуальной собственности, полученные за счет средств бюджета. На финансирование "технологий государственного значения" предлагается направлять до 75% ежегодного прироста ассигнований по статье федерального бюджета "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу".

Информация о работе Инновационные процессы и их влияние на изменение стр-ры национальной экономики