Инновационные процессы и их влияние на изменение стр-ры национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:19, реферат

Описание работы

Инновационные процессы. Инновационная экономика. Национальная инновационная система России: этапы формирования, инфраструктура, востребованность, стимулирование и мотивация.

Работа содержит 1 файл

Инновационные процессы и их влияние на изменение стр2.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

    13 ноября 2002 г. Министерство промышленности, науки и технологий представляет  Концепцию развития венчурной  индустрии в России. Предусмотренные  в ней меры государственного стимулирования призваны активизировать высокотехнологичный сектор и привлечь туда дополнительные инвестиции. Для этого предлагается провести инфраструктурные преобразования подотчетных государству научных организаций: в частности, создавать при них агентства по трансферу технологий, которые возьмут на себя задачу "инкубирования" компаний на начальной стадии их развития. Параллельно будет решаться вопрос о механизме передачи интеллектуальной собственности, принадлежащей государству, эффективным инвесторам.

    Стимулировать рост числа новых инновационных  фирм призваны так называемые фонды  посевного капитала, которые обеспечат  предынвестиционное финансирование компаниям  на самом раннем этапе их развития. Часть рисков возьмет на себя государство, финансируя такие фонды через создаваемый им Венчурный инновационный фонд.

    2 декабря 2002 г. Минпромнауки объявляет  об открытых конкурсах на право  заключения государственных контрактов  на выполнение в 2003-2006 гг. важнейших  инновационных проектов государственного значения за счет выделяемых Минпромнауки России средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Для реализации этих проектов отберут семь-девять организаций, которым в течение последующих двух лет предоставят безвозвратное бюджетное финансирование почти в 200 млн. долларов.

    11 декабря 2002 г. председатель Кабинета  министров Российской Федерации  Михаил Касьянов утверждает "Основные  направления государственной инвестиционной  политики РФ в сфере науки  и технологий", которые указывают на кардинальное изменение государственного подхода к управлению НТП, в частности государственной политики по отношению к академическим структурам. По документу основу заказа государства на научно-техническую продукцию составят федеральные целевые программы, госпрограмма вооружения и оборонный заказ.

    Государство сбалансирует этапы непрерывного цикла "фундаментальные исследования-поисковые  НИР-прикладные НИОКР-технологии-производство-рыночная реализация" с точки зрения получения  серийной наукоемкой и конкурентоспособной продукции, а выбор объектов финансирования будет осуществляться не только по научно-техническим, но и по экономическим критериям. Документ прямо обязывает Минпромнауки, Минфин и Минэкономики разработать механизм передачи интеллектуальной собственности, принадлежащей государству, инвесторам, которые смогут вовлечь эту собственность в хозяйственный оборот.

    В январе 2003 г. прошло очередное заседание  президентского Совета по науке и  высоким технологиям, где, в частности, были обсуждены проблемы коммерциализации технологий и развитие инновационной инфраструктуры наукоградов. Президент считает, что в российских наукоградах "накоплен действительно уникальный научно-технический и кадровый потенциал", важно его сохранить и эффективно использовать. Для этого, по его мнению, необходимо "сотрудничество научных организаций, предпринимателей и региональных властей". И это вполне понятно: наукограды находятся в регионах, где есть свое руководство и свои предприниматели. Коренной вопрос сегодня и на перспективу - как привлечь капиталы в науку? Путин считает, что Совет по науке совместно с правительством вырабатывает новые модели "соединения экономических, производственных и научных интересов страны".

    Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф в своем выступлении обратил внимание на то, что в мировой экономике сегодня конкуренция идет не за товарное производство, а за интеллект и создание научных ценностей. Он предлагает российские наукограды, а их в России около 70, трансформировать высокотехнологичные зоны, где результаты научных исследований доводились бы до промышленного производства. В качестве примера на заседании был приведен пример Новосибирского академгородка, который сегодня производит продукции на 160 млн. долларов, а при государственной поддержке, в первую очередь инновационной деятельности, производство может возрасти до 1 млрд. долларов.

    На I квартал 2003 г. запланировано специальное  правительственное заседание, посвященное  рассмотрению концепции национальной инновационной системы.7

    Инфраструктура инновационной системы. Инновационный процесс связан вообще со всей экономикой страны и связь эта весьма диалектична: активизация инновационной деятельности приобретает ключевое значение для подъема экономики, для устойчивого экономического роста, и в то же время инновационный процесс невозможен без экономической, социальной, правовой поддержки. Более того, при наличии необходимого научно-технического потенциала социально-экономические факторы в качестве "социально-экономической инфраструктуры" инновационной системы приобретают решающее значение в развертывании инновационной деятельности.

    Для России об инфраструктуре во многом приходится говорить в будущем времени, поскольку  стоит вопрос о ее формировании.

    Тема  инноваций у нас рассматривается, главным образом, в экономическом контексте: преобладает проблематика, ориентированная на непосредственное практическое использование инноваций. Обсуждаются на профессиональном уровне важные и нужные конкретные проблемы организации инновационной деятельности.

    Мы  же выделим общие вопросы принципиального  характера, имеющие преимущественно  методологическое значение. К их числу, по нашему мнению, относится стимулирование и мотивация инновационного цикла, источники его финансирования, его  правовое регулирование, решение многообразных задач, связанных с международными отношениями в сфере научно-технологической и инновационной деятельности. Но исходной здесь является проблема востребованности инноваций производством, обществом, государством.8

    Общественная востребованность. Инновационная система включена в социально-экономическую систему общества, является ее подсистемой. От этой большой системы исходят импульсы в виде востребованности инновационного продукта. Как уже отмечалось, именно социально-экономическая инфраструктура инновационной системы позволяет реализовать открывающиеся технологические возможности и тем самым придает жизненность инновационному процессу. Ее формирование есть одно из выражений появившейся у общества потребности в инновациях. В условиях рыночной экономики общественная востребованность инноваций проявляется как обычный платежеспособный спрос на них.

    Спрос на инновации проявляет себя на технологическом  рынке. Современный технологический  рынок представляет собой весьма сложную экономическую структуру, которая действует не только в национальных рамках, но и выходит на глобальный уровень. Предметом купли-продажи являются здесь не только товары в явном виде, но и патенты на различные технологические новшества, лицензии и т.д. Но, сколь бы сложным ни становился технологический рынок, он остается чутким индикатором спроса на инновационную продукцию, и ее предложения, сигнализируя о его динамике, обеспечивая обратную связь между производителем и потребителем.

    Востребованность  инноваций в России остается на низком уровне. Спрос на них невелик. К чему это приводит? Известно, что отсутствие или недостаток спроса в условиях рыночной экономики является одной из главных причин спада производства. Слабое развитие инновационной деятельности также обычно связывают с действием этого фактора, в данном случае свидетельствующего, что рыночные механизмы у нас пока не заработали в полной мере, ибо в России потенциальный спрос на инновационную продукцию огромный.

    Эффект  развитой рыночной экономики в том, что она позволяет незамедлительно ассимилировать интеллектуальные достижения, если они приносят прибыль. Но если ее механизмы не работают, тогда происходит то, что мы наблюдаем в России: сворачивается научно-техническая сфера, стареет производственное оборудование, все более снижается сама возможность производства конкурентоспособной продукции.

    Вместе  с тем в стране имеются инновационно-активные предприятия. Данные опроса показывают, что их руководство в числе причин, препятствующих развитию инновационной деятельности, называет не низкий спрос сам по себе, а совсем другие факторы. Главными они считать недостаток средств у предприятий и у государства, высокую стоимость нововведений, иногда упоминают низкий инновационный потенциал предприятия.

    Невосприимчивость предприятий к нововведениям и низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию, а также недостаточность правового обеспечения инновационного процесса подавляющим большинством отнесены к незначительным или несущественным причинам.

    Так видится проблема самими предприятиями. Но ведь и денег у них нет потому, что невелик спрос на их продукцию. Таким образом, востребованность производством, государством, обществом есть та атмосфера, в которой только и может существовать активно функционирующая инновационная система.9

    Стимулирование и мотивация. Формирующаяся инновационная система России призвана преобразовать общее стимулирующее воздействие общественной потребности в инновациях в конкретные стимулы деятельности на всех этапах инновационного процесса, обеспечить условия для привлечения и эффективного использования средств. Обязательным условием успеха является взаимная заинтересованность всех вовлеченных в него субъектов в создании, производстве и распространении инновации.

    Стимулирование  их деятельности, как отчетливо показывает мировой опыт, - двигатель всего процесса. Недостаточное материальное стимулирование инновационной деятельности было одной из основных причин ее слабой эффективности в советских условиях. Стимулирование труда в рамках рыночной экономики сталкивается с разной мотивацией хозяина и работника: собственника, получающего прибыль, и наемного работника, живущего на зарплату; менеджера, управляющего и исполнителя, управляемого.

    В научно-технической сфере, на первом этапе инновационного процесса, где происходит воплощение идеи в некий первоначальный образец будущего инновационного продукта центральные фигуры - высококвалифицированные специалисты: научные работники, инженеры, конструкторы. От их таланта и трудолюбия зависит успех дела. Их необходимо заинтересовать. Мотивы деятельности исследователей и разработчиков новых технологий, конечно, связаны с творчеством, т. е. с заинтересованностью в самом процессе труда. Вместе с тем, они должны быть уверены, что если их труд даст положительный результат, последует достойное вознаграждение. Рыночные механизмы создают для этого экономические предпосылки. Роль собственника капитала, предпринимателя, менеджера здесь состоит в организации инновационного процесса, коммерциализации созданного продукта, в обслуживании и стимулировании творческого труда.

    Эта ситуация складывается в научно-технической  деятельности, независимо от того, в  каких организационных структурах она протекает. Например, в США  инновационный продукт создается  университетской наукой, соответствующими подразделениями крупных фирм, корпораций, государственными лабораториями, на предприятиях малого инновационного бизнеса. Фирмы и государство заинтересовывают высокими окладами, университеты - грантами, и заказами, малый бизнес - коллективной ответственностью за результат, который может принести крупный доход.

    В России 1990-2002 гг. мизерная оплата интеллектуального  труда работников науки, образования, здравоохранения из государственного бюджета имела разнообразные  негативные социальные последствия, вызвала ослабление интеллектуального потенциала нации, что подрывает возможности инновационного развития. Стимулирование интеллектуальной деятельности - необходимое условие успешного продвижения России в сфере инноваций.

    Следующим этапом в движении инновационного продукта является его передача (трансфер) в производство с помощью коммерциализации продукта научно-технической деятельности. Это очень важный этап, на котором как в советские времена, так и сейчас, нередко застревает не одна инновация, не будучи в силах его преодолеть. Преимущественно это происходит из-за инертности и косности производства, отсутствия мотивации персонала во внедрении новшеств и стимулов производства в технологической модернизации. Стимулирование трансфера - важнейшая составляющая обеспечения непрерывности инновационного процесса. Вообще говоря, рыночная экономика с ее конкурентной средой спонтанно порождает стимулы к модернизации производства. Но упадок производства в России приводит к деиндустриализации, парализующей инновационные процессы в экономике.10

Информация о работе Инновационные процессы и их влияние на изменение стр-ры национальной экономики