Инновационные социальные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования связана с тем, что на данный момент социологи считают, что кризис социологического знания как следствие глобального кризиса современной цивилизации может быть преодолен совместным интеллектом планеты, в том числе социологов, которые способны не только понять причины деградации социума, но и продолжить программно-стратегические пути его оздоровления, развития духовно-творческого потенциала мирового сообщества, конкретных государств, социальных организаций и каждого человека. Таким образом, речь идет о новой парадигме — управленческой социальной инноватике.

Работа содержит 1 файл

курсовка.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

                                                                 ВВЕДЕНИЕ

 

       Актуальность темы исследования связана с тем, что на данный момент социологи считают, что кризис социологического знания как следствие глобального кризиса современной цивилизации может быть преодолен совместным интеллектом планеты, в том числе социологов, которые способны не только понять причины деградации социума, но и продолжить программно-стратегические пути его оздоровления, развития духовно-творческого потенциала мирового сообщества, конкретных государств, социальных организаций и каждого человека. Таким образом, речь идет о новой парадигме — управленческой социальной инноватике.

Вот уже два десятилетия  российские исследователи (историки, культурологи, философы, политологи), прогнозируя процессы дальнейшего развития общества в третьем тысячелетии, размышляют о путях социальной модернизации России, имея в виду комплексное, преимущественно эволюционное преобразование общества как социокультурной системы: ее типа, конкретно-исторической формы.

Социальные технологии выступают  как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет  не только изучить и предсказать  различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать эффективный прогнозируемый социальный результат.

Мировой опыт свидетельствует, что  с помощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих, внедренческих, человековедческих, политических и др.) можно своевременно разрешать  социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах.

      В условиях динамических социальных изменений в мировой практике управления все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства — его технологизация. Социальные технологии и выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, использование которого позволяет не только изучить и предсказать различные социальные перемены, но и активно влиять на практическую жизнь, получать эффективный прогнозируемый социальный результат.

           Как известно, наука социология призвана не только оценивать состояние общественных процессов, но и давать прогноз на будущее, из сферы исследования проблем она должна стать инструментом их решения, прежде всего формирования человека как творца социума, а не его разрушителя. Пока этой функции социология не выполняет. Идет поиск новой социологической парадигмы, которая была бы способна ответить на вызовы времени.

           Поэтому социальные технологии рассматриваются авторами в русле инновационной социологии, теории и методологии познания и созидания разумного социума, который возможен на пути ноосферно-корпоративного развития человеческой цивилизации, России прежде всего. Социальная инноватика, рожденная как требованиями самой жизни, так и теми изменениями, которые произошли в научном знании под влиянием научно-технической, управленческой, информационной революций, — суть социально-технологического знания.1

Мировой опыт свидетельствует, что  с помощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих, внедренческих, человековедческих, политических и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Сущность социальных технологий может быть понята как инновационная система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальных систем, получения общественно полезного результата при наименьших затратах.

          Возможности применения социальных технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе и в области освоения рыночного пространства, исключения деструктивных процессов, воспроизводства жизненных сил, развития социальных организаций, безграничны. Однако используются они крайне нерационально. Сложилось реальное противоречие между огромным интеллектуальным потенциалом науки, культуры, образования, передовой практики и уровнем использования социально-технологического знания в различных сферах общественной жизни, в том числе и в повышении эффективности управленческой деятельности.

          Сегодня произошла смена лексики научных текстов, в результате которой возникло злоупотребление словами «инновация», «проект». Социальная инновация чаще всего рассматривается как результат творческой деятельности, применение которого дает ожидаемое решение проблем. Предполагается обычно, что социальная инновация – это сознательно организуемое нововведение, вносящее задуманное изменение. Метафора «социальное предпринимательство» («социальные предприятия») привела к широкому хождению слова «проект», взятому в буквальном смысле – как некий комплексный план, который был заранее задуман и подлежит реализации.2

Обоснование актуальности темы курсовой работы позволило определить ее целевую ориентацию

Цель   данной работы  - изучение   основных инновационных начал – социальные технологии в современной России.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить необходимость современной теории и методологии социологического знания — инновационного, социально-технологического

2. Рассмотреть понятия об инновационных  социальных технологиях,

3. Дать определение, рассмотреть  классификацию и особенности.

4. Изучить инновирование социальных систем: формы, принципы, этапы

5. Рассмотреть порядок внедрения социальных инноваций в России.

Объект исследования – социальные инновации в России.

        Предмет исследования - инновации в социальных технологиях.

Степень теоретической  разработанности темы исследования  стала подробно разрабатываться как в отечественной, так и в зарубежной социологии.

Методическая  база исследования в процессе работы применялись общенаучные приёмы анализа и специфичные приёмы  исследования.

Информационной  базой для написания   явились нормативно правовые акты, учебные пособия по изучаемой тематике, статьи в средствах массовой информации, сайты в Интернете по теме исследования.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и источников. Структура работы выглядит следующим образом:

        1.Во введении обосновывается актуальность, обозначены объект и предмет, поставлена цель и задачи работы, охарактеризована степень теоретической разработанности темы, указана методологическая база исследования.

2.В первой главе  раскрыта понятие об инновационных социальных технологиях.

3.Во второй главе раскрыта внедрение и использование социальных инноваций в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  ПОНЯТИЕ  ОБ ИННОВАЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

 

 

1.1 Необходимость  современной теории и методологии  социологического знания — инновационного, социально-технологического

 

В конце XX в. человечество вступило в качественно новый  период своего развития. Как утверждает основатель и первый президент Римского клуба Аурелио Печчеи, при решении любых проблем человеку всегда придется считаться с "внешними пределами" планеты, "внутренними пределами" самого человека, полученным им культурным наследием, которое он обязан передать тем, кто придет после него; с мировым сообществом, которое он должен построить, экосредой, которую он должен защитить любой ценой, и наконец, сложной и комплексной производственной системой, к реорганизации которой ему пора приступить.

Объективные условия, в  которых придется действовать человеку в XXI в., диктуют новые формы мышления, поведения и сотрудничества людей. Соответственно по-новому должен быть развит и организован субъективный фактор. Время, в которое мы живем, — это время динамичных перемен. Все процессы развиваются быстро и очень противоречиво. Подобную ситуацию американцы называют словом "вызов", которое таит в себе как определенные возможности, так и угрозы.3

Среди особенно тревожных  тенденций признаны основными:

• а) происходящие планетарные изменения в природной среде (быстрое сокращение биологического разнообразия, рост "парникового эффекта" и грядущее изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, загрязнение почв, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

• б) резко растущая социальная дифференциация как между различными странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения;

• в) быстрый рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;

• г) расточительный режим расходования невозобновимых природных ресурсов, неучет в деятельности современников интересов будущих поколений людей.

Поэтому растет осознание  того, что следствием всех этих тревожных тенденций может стать угроза разрушения связей человека с обществом, оскудение его духовности и культуры.4

Противоречие между  личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возрастание возможностей различного рода взрывов и катастроф. Видимо, от решения этой кардинальной проблемы, стоящей перед миром, во многом зависят темпы социального прогресса, его ценностные ориентиры и духовные принципы.

Усугубление этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению апатии и отчаяния человека, к утверждению ложных духовных ценностей, что в конечном счете порождает антисоциальное поведение, нарастающую агрессивность, возникновение военных конфликтов, межнациональной розни, терроризма и т.п.

В своем извечном стремлении к господству над природой, над социальностью человечество (его бюрократические структуры) так деформировало социальный и природный мир, что многие люди сегодня не чувствуют удовлетворения от прожитой жизни, не нашли своего места в ней, испытали много несправедливостей, но не в силах ничего изменить, хотели бы реализовать себя в творческой профессии, но постоянно вынуждены только зарабатывать деньги на жизнь. Таковы совокупные данные многих научных исследований, которые свидетельствуют, что создать новую культуру XXI в. и новый тип социального управления на такой основе невозможно.

Однако осознание этого  противоречия происходит трудно, болезненно. Да, менеджерская (управленческая) революция  стала фактом и основным средством  ускоренного развития передовых стран во второй половине XX в., преодоления кризисных явлений, совершенствования рыночных отношений, преодоления диктата крупных монополий, появления многообразия видов собственности и многих субъектов рынка, увеличения доли интеллектуальной собственности в совокупном национальном продукте. Под влиянием управленческой революции многие современные цивилизации добились известных социальных результатов.

При управленческой революции  особое значение приобретает рациональное начало, знания, научное проектирование и программирование, математическое и социальное моделирование. Эти методы научного управления направлены на более полное использование социальных ресурсов, ресурсов человеческого фактора. Подчеркнем, что формирование управленческих знаний, управленческих концепций, проектов и программ перестает быть привилегией руководящего центра и становится достоянием всех уровней управления, в том числе и муниципальных. Произошли качественные преобразования в умах миллионов управляющих, которые в массе своей становятся профессионалами, способными оказывать эффективное влияние на объект управления5.

В мире, наконец, происходит осознание того факта, что его  стабильность не может быть достигнута за счет разрушения природных, социальных и духовных факторов.

 

Между тем противоречие между глобальным объектом управления, в качестве которого выступает теперь вся планета Земля, и субъектом  управления — мировым сообществом  не только не решено, но еще более  усугубляется. Суть его состоит в  том, что процессы сегодня носят глобальный характер, а управленческое воздействие ограничено рамками отдельных региональных, национальных субъектов, нередко интересами национального эгоизма.

Одним из глобальных противоречий современного мира является резкое отставание темпов социального прогресса от научно-технического. Достижения в области науки и техники создают благоприятные возможности для строительства сбалансированного социального пространства, обустроенного социального дома. Современные технические средства, методы генной инженерии, достижения медицины способны избавить человечество от болезней, накормить голодных, удовлетворить творчески одаренных. Это, с одной стороны, открывает перспективу безграничной власти человека над природой, в том числе социальной, с другой — свидетельствует о возрастающей ответственности человечества перед жизнью на Земле, перед взвешенностью социальных решений, уровнем использования наукоемких технологий, современных методов управления социальными процессами. Однако, как это ни парадоксально, такая ответственность не возрастает, а падает.

Поэтому вопрос по существу стоит так: "Либо создание регламента поведения человека-путешественника  в Космосе на Корабле, имя которому "планета Земля", — считает  Н.Н. Моисеев, — либо "естественный" путь адаптации человечества к изменению экологических условий — путь, на котором человечество ждут катаклизмы такого рода, как десятикратное

Информация о работе Инновационные социальные технологии