Инновационные социальные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования связана с тем, что на данный момент социологи считают, что кризис социологического знания как следствие глобального кризиса современной цивилизации может быть преодолен совместным интеллектом планеты, в том числе социологов, которые способны не только понять причины деградации социума, но и продолжить программно-стратегические пути его оздоровления, развития духовно-творческого потенциала мирового сообщества, конкретных государств, социальных организаций и каждого человека. Таким образом, речь идет о новой парадигме — управленческой социальной инноватике.

Работа содержит 1 файл

курсовка.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Фаза оценки является исходным пунктом для дальнейшего развития нововведения и дает основу для его распространения и внедрения. При этом оцениваются затраты, эффективность и продуктивность при нормальных рабочих условиях. Если фаза оценки приводит в целом к положительным результатам, это означает, что исследование дало готовое к использованию нововведение.

Фазы распространения и внедрения заключаются в подготовке необходимых материалов, распространении нововведения среди потенциальных пользователей и его применении.

В целом  эволюционные исследования создают  условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепринятым методам исследования и требуют особой подготовки и обучения профессиональных социальных работников.

        

 Инновационная диагностика происходит в три этапа:

 

1) – до реализации  нововведения (фиксация всех возможных  проблем, которые могут возникнуть в ходе инновационного процесса; полученная информация в данном случае носит в значительной мере политически и идеологически окрашенный характер),

 

2) – во время его  осуществления конструктивное переосмысление  знания позволяет проводить оперативную  доработку, проектировку реализации нововведения с учетом конкретных ситуационных особенностей),

 

3) – после него (через  сопоставление целей и полученных  результатов нововведения с определенными  признаками, характеризующими среду  его освоения), и включает в  себя: диагностику среды нововведения и диагностику собственно процесса его осуществления.

 

 

2.2 Внедрение  инноваций в социальную сферу  России

 

Современные организации  и учреждения, осуществляющие свою деятельность в социальной сфере  должны адаптироваться к изменяющимся реалиям окружающего мира, предвидеть тенденции грядущих изменений. В ходе решения этой задачи разрабатываются и внедряются различные нововведения в социальной сфере нашего общества. Именно они все чаще определяются учеными как социальные инновации.

Социальные инновации  имеют ряд особенностей по сравнению  с материально-техническими. Если первые являются, как правило, результатом  коллективного творчества, то в материалах технических преобладает индивидуальное авторство. Кроме того, задача социальных инноваций несколько отдалена во времени, эффект не проявляется так быстро и не носит такого конкретного характера, как это часто бывает в случае с материальными техническими новшествами. Специфика социальных инноваций состоит также в их более четкой обусловленности внешней среде в более широкой сфере применений, в зависимости от групповых и личностных качеств людей, задействованных в осуществлении данной инновации.

Россия - страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8%), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, - это непростая задача трансформирующегося общества. Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно технической деятельности и региональных инновационных систем.

Целью проекта является: технологизация социальной сферы для максимально эффективного удовлетворения потребностей общества.

Задачи:

1. Направленность на  практическое использование результатов НИОКР;

2. Проведение исследований  для определения направлений  внедрения инноваций;

3. Создание инновационной  инфраструктуры в социальной  сфере;

4. Стимулирование частных  инноваторов за счет льгот  и грантов.

В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:

- соблюдение прав и  обеспечение безопасных условий  для всех слоев населения;

- повышение качества  жизни;

- оказание эффективной  поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям и инвалидам семейный уход;

- налаживание партнерства  на всех уровнях.

Можно выделить следующие  особенности инноваций в социальной сфере:

· высокая неопределенность последствий крупных инноваций;

· сложность оценки эффекта  инновации;

· комплексность инновации

Качественное изменение  характера инновационных отношений  в социальной сфере на современном  этапе развития российской экономики  обусловлено следующими факторами:

· Обострением социальных проблем в условиях ограниченности бюджетного и внебюджетного финансирования.

· Ужесточением требований к качеству услуг предприятий  и организаций социальной сферы  в условиях развития рыночных отношений  и конкуренции, глобализации бизнес-процессов.

· Стремлением к созданию открытого информационного общества на базе использования новых информационных технологий.

Основными особенностями  инновационной деятельности в социальной сфере России сегодня являются:

· расширение круга субъектов  социальной деятельности, вовлечение в процесс решения социальных проблем широких слоев населения, что приводит к увеличению социальной активности и социальной самодеятельности, а также к социальному самообслуживанию населения;

· возможность создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

· индивидуализация социальных услуг, отход от массового производства;

· появление новых  организационных форм и технологий удовлетворения социальных потребностей.

В период глобализации бизнес-процессов  такие проблемы, как обеспечение  социальных гарантий населения, преобразование социальной сферы в регионах России, приобретают особое значение, а методы и способы их решения весьма существенно влияют на материальное и социальное положение преобладающей части населения страны, а также на политические решения. Предоставление населению более широкого круга социальных прав и гарантий служит одним из проявлений прогресса цивилизации. Следовательно, от успеха в управлении процессом развития социальной сферы во многом зависит результативность проводимых государством социально-экономических реформ. Однако до сих пор проблема государственного регулирования развития социальной сферы рассматривалась исключительно в плоскости оптимизации перераспределения ограниченных ресурсов между социально уязвимыми слоями граждан, поскольку действующая отечественная государственная модель социально-экономического развития предполагает относительно автономное существование производственной и социальных сфер с отведением последней роли надстройки над рынком. Этим определяется традиционное рассмотрение социальной сферы как затратной, отвлекающей ресурсы от инвестирования в основной капитал объектов производственной сферы.

Для обеспечения конкурентоспособности  российским хозяйствующим субъектам  социальной сферы необходимы радикальные  изменения в характере их деятельности, связанные с использованием стратегического управления вне зависимости от их организационно-правового статуса.

Развитие системы государственного регулирования инновационной деятельности в социальной сфере предполагает изменение институциональной среды  инновационных отношений в связи  с переходом от индустриального общества к постиндустриальному и глобализацией бизнес-процессов.

Этапы внедрения инноваций  в социальную сферу:

1. Инициация государством  конкуренции в инновационной  сфере;

2. Формирование законодательства, поддерживающего инновационное развитие;

3. Заключение контрактных  отношений государственных и  негосударственных структур, а также  использования потенциала некоммерческих  организаций;

4. Внедрение инноваций  в образовательную сферу:

4.1. Компьютеризация образовательной  среды, свободный доступ в сеть Интернет в образовательных учреждениях. Обучение преподавательского состава;

4.2. В среднем образовании  формирование «электронных дневников»;

4.3. Оn-line конференции для  общения с научными деятелями,  представителями власти;

4.4. Создание открытой общей электронной библиотеки, где в открытом доступе будут находиться учебные и методические пособия;

5. Внедрение инноваций  в сферу здравоохранения:

5.1. Прохождение обязательных on-line курсов по повышению квалификации  для заведующих отделениями - раз в год, для врачей - раз в два года;

5.2. Стимулирование государством  развития частных клиник, поддержание  конкуренции в этой области,  контроль за честностью конкуренции  для исключения возможности появления  монополистов;

5.3. Проведение ежегодных  конкурсов инновационных проектов в сфере здравоохранения с присуждением грантов;

5.4. Создание общей  базы публикаций кандидатов и  докторов наук в сфере медицины, доступной всем врачам;

5.5. Передача всех услуг,  требующих дорогостоящего оборудования  от государственных к частным клиникам;

6. Внедрение инноваций  в сферу культуры:

6.1. Исследования, посвященные  выявлению аналитических связей  между творческими индустриями  и инновациями;

6.2. Формирование общегосударственной  идеологии;

6.3. Исследования реальных  культурных потребностей населения;

6.4. Максимальное приближение  политики в сфере культуры  к удовлетворению реальных потребностей  населения, с учетом общегосударственной  идеологии.

Ведущие страны мира достигли успехов в области научно-технического прогресса за счет интенсивного развития сферы образования, науки и техники. Успехи наукоемкого производства, научно-технический и социальный прогресс во все большей степени детерминируются качественными характеристиками национальной системы образования, адекватностью подготовки ученых и специалистов высокой квалификации требованиям формирующейся неоэкономики. К сфере образования сегодня обращено внимание многих ученых и политиков. В контексте глобализации только страны, располагающие высокоэффективной, отвечающей современным требованиям инновационного развития экономики системой образования, могут войти в число развитых государств современного мира. Практически во всех развивающихся странах, демонстрирующих высокие темпы экономического роста, приоритетными сферами государственной поддержки являются образование и повышение уровня грамотности населения, подготовка высокопрофессиональных специалистов, развитие наукоемких производств, основанных на высоких технологиях.

 

 

2.3 Современные  проекты  социальных инноваций

 

В настоящее время активно развивается проектное управление социальными инновациями. На уровне  страны, регионов, муниципльных образований существуют проекты, направленные на  использование социальных инноваций.

Рассмотрим один из проектов Центр социальных инноваций. Центр создан по инициативе депутата Госдумы Галины Кареловой как постоянно действующая презентационная площадка инновационных социальных программ, проектов технологий регионов, муниципальных образований, гражданского общества, бизнеса. Аккумулируя новые социальные технологии, Центр социальных инноваций будет участвовать в разработке законопроектов, которые позволят обновить законодательную базу и заполнить существующие пустоты в социальном законодательстве. Кроме того, он станет еще одной экспертной площадкой для выявления проблем, сдерживающих обновление социальной сферы в стране, обмена мнениями и опытом различных экспертных групп, занимающихся социальной проблематикой.

Центр социальных инноваций  намерен активно работать в регионах, чтобы запустить механизм включенности институтов гражданского общества, экспертов, профессиональных сообществ в процесс формирования и реализации социальных программ и законов, востребованных обществом. 

 

Основные тематические направления Центра: 

- новации в социальной политике регионов;  
- новации в подготовке социальных работников;  
- новые технологии в социальном обслуживании населения;  
- новые технологии в развитии социальных услуг, разработка законопроекта "О развитии социальных  услуг в России"; 

- новые технологии  и проекты решения социально-демографических  проблем;  
- опыт и технологии решения социальных проблем бизнес-сообществом.

В Мероприятиях, проводимых в 2009-2012 учебных годах приняло  участие свыше 9000 представителей из всех регионов Российской Федерации, стран-участниц Содружества Независимых Государств, а также Испании, Италии, Польши, Словакии, Финляндии и Швеции.

Проекты были поддержаны Администрацией Президента РФ, Советом  Федерации и Государственной  Думой ФС РФ, Общественной палатой РФ, Общественным советом ЦФО РФ, целым рядом научных и образовательных учреждений, общественных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Время, в которое мы живем – это время постоянных изменений и поиска ответов на вновь возникающие вопросы в  условиях неопределенности в окружающем нас мире.

Информация о работе Инновационные социальные технологии