Инновационные стратегии развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации.
В рамках общей стратегии организации можно выделить ее составляющие, одной из которых является инновационная стратегия.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические основы инновационной стратегии развития организации 4
1.1. Сущность и содержание инновационной стратегии 4
1.2. Основные виды инновационной стратегии 5
1.3. Особенности инновационных стратегий 10
1.4. Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации 11
Глава 2. Анализ инновационной стратегии развития предприятия 16
2.1. Разработка инновационной стратегии на примере 16
ООО «Жил-Стандарт» 16
2.2. SWOT-анализ ООО «Жил-Стандарт» 19
2.3. Рекомендации по совершенствованию стратегического развития предприятии 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

   Конкретный  тип инновационной стратегии  в отношении новой продукции  зависит от ряда факторов, важнейшими из которых считаются технологические  возможности и конкурентная позиция  организации.

   Технологические возможности определяются внутренними и внешними характеристиками инновационной деятельности. К внутренним относятся ранее сформировавшийся научный и технико-технологический потенциал, элементами которого являются кадры, портфель патентов. Примеры внешнего проявления технологических возможностей организации – наличие и масштаб распространения лицензий, формы и характер взаимоотношений с поставщиками, потребителями.

   Конкурентные  возможности отражают следующие  показатели: относительная доля рынка, контролируемая организацией, способность быстро реагировать на динамику рыночных структур и, как следствие этого, гибкий подход к содержанию целей инновационной стратегии организации и т.д.

   Таким образом, конкретный тип инновационной  стратегии, прежде всего, зависит от состояния процессов взаимодействия товаропроизводителя с внешней средой в самом широком смысле.

   1.3. Особенности инновационных  стратегий

   Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

   - повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;

   - повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, то есть добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более рисковых инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления - инновационно - инвестиционный проект;

   - усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Реализация любой инновационной стратегии связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса, товаров, организации*. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, то есть применения принципов логистики; принципы и процессы"

   - усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.  

    

   1.4. Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации

 

  Формирование  инновационной стратегии организации предусматривает выбор и обоснование направлений инновационной деятельности, объема и структуры инновационных проектов, сроков их выполнения и условий передачи заказчику, оценку состояния организационных структур управления нововведениями. Любая стратегия должна ориентироваться на выявление возможностей диверсификации результатов деятельности организации.

   Процесс выбора наиболее рациональной инновационной  стратегии в конкретных хозяйственных  условиях всегда основывается на результатах  оценки всех форм инновационной деятельности, проявляющихся в нововведениях различных типов. Однако на практике реализация этого положения вызывает определенные сложности. Главная из них состоит в том, что инновационная деятельность как объект инновационного менеджмента охватывает все аспекты работы организации и является составной частью любой функциональной или производственной подсистемы. Например, в число основных целей организации входят:

   -  выпуск высококачественных продуктов заданного вида и объема в установленные сроки;

   -  повышение эффективности использования научно-производственного потенциала;

   -  активная внешнеэкономическая деятельность;

   -  обеспечение экологической безопасности производства и устранение отрицательных последствий хозяйственной деятельности и т.д.

   Первая  цель предполагает совершенствование  самих продуктов и технологий их производства, освоение новых изделий  и процессов, что позволяет, как  минимум не снижать финансовые результаты основной деятельности и сохранять  рыночные позиции организации в случае изменения состояния сферы бизнеса.

   Вторая  цель основывается на необходимости  рационализации производственных, обслуживающих, управленческих процессов на базе совершенствования  функциональных и производственных структур, повышения эффективности использования кадровых, информационных, финансовых, материальных ресурсов, обновления производственно-технической и инженерной базы.

   Третья  цель требует наличия научно-технического задела, обеспечивающего высокий  уровень конкурентоспособности  изделий на мировом рынке и соответственно широкий потребительский спрос.

   Цели  экологического характера реализуются  в результате разработки и применения безотходных технологий, видов продукции, экологически безопасных и для производителя, необходимых природозащитных сооружений и т.д.

   Указанные аспекты основной деятельности организации  в той или иной степени проявляются  в рамках инновационного процесса. Поэтому их можно рассматривать  в качестве своеобразных объектов менеджмента  при разработке инновационной стратегии.

   В практике управления нововведениями используются различные приемы и методы выбора стратегии развития организации. Наиболее рациональным является системный подход. Применение его принципов в разработке инновационной стратегии позволяет  выделить в качестве ее основополагающих элементов следующие процессы:

   -  совершенствование ранее освоенных продуктов и технологии;

   -  создание, освоение и использование новых продуктов и процессов;

   -  повышение качественного уровня технико-технологической базы производства;

   -  повышение качественного уровня научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы;

   -  увеличение эффективности использования кадрового и информационного потенциала;

   -  совершенствование организации и управления инновационной деятельностью;

   -  рационализация ресурсной базы;

   -  обеспечение экологической безопасности инновационной деятельности;

   -  достижение конкурентных преимуществ инновационного продукта перед аналогичными продуктами на внутреннем и внешнем рынках.

   Основные  положения инновационной стратегии отражаются в соответствующей целевой программе. В ней традиционно выделяются цели, задачи и этапы реализации на перспективу, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям.

   Предпосылками успешности инновационной стратегии  служат конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления. Практика показывает, что наиболее важными факторами эффективности инновационной стратегии являются:

   -  весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений;

   -  гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений;

   -  процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления;

   -  методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создание возможностей для таковых в будущем.

   Сущность  указанных факторов заключается  в следующем. Любые организации вовсе не свободны в выборе инновационной стратегии в прямом смысле. Их «свобода выбора» ограничивается ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителями и возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов.

   Поэтому для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.

 

    Глава 2. Анализ инновационной стратегии развития предприятия

   2.1. Разработка инновационной  стратегии на примере

   ООО «Жил-Стандарт»

   Общество  с ограниченной ответственностью «Жилстандарт»  расположено в городе Челябинск: улица Неглинная, 12.

   Предприятие было организовано в 1998 году для обслуживания жилого фонда Курчатовского района.

   Основными  задачами  общества с ограниченной ответственностью «Жилстандарт»  являются  обеспечение  содержания  в  надлежащем  техническом,  санитарном  и  противопожарном  состоянии  закрепленных  за  ООО  зданий  и  помещений  (жилых  домов,  коммунальных  служб и т.д.), принадлежащих  им  территорий, проведение  текущего  и  капитального  ремонта  зданий  и  сооружений,  а  также  мероприятий  по  благоустройству  жилого  фонда  и  прилегающих  территорий.

   На  предприятии построена четкая организационная  структура управления, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой отделов и служб.

   1) Ремонтно-строительный участок (РСУ)  – занимается ремонтом квартир,  домов, производственных объектов, следит за состоянием кровли домов, за внешним видом фасадов.

   2) Служба сантехнических работ  (ССТР) – занимается обеспечением  и контролем эксплуатации магистральных  и внутри домовых тепло-водо-канализационных  сетей, сантехнического оборудования  и инженерных сооружений.

   3) Служба ЖКХ и благоустройства  – обеспечение эксплуатации жилого  фонда, санитарного состояния  при домовых территорий. Контроль  за предоставлением жилищно-коммунальных  услуг, в том числе, и вывозом  ТБО. Работа с населением.

   4) Энергоучасток – обеспечение эксплуатации и ремонт электросетей и электрооборудование, жилых зданий и производственных объектов.

Информация о работе Инновационные стратегии развития