Инновационный менеджмент и стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР – это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими неопределенностью и риском.

Содержание

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
1. Выбор стратегии для инновационной деятельности - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
1.1. Выбор стратегии инновационной деятельности на предприятии - - - - - - - - - - - - - - - - 4
1.2. Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии - - - - - - - - - - - - - - - 7
2. Виды инновационных стратегий и обоснование выбора стратегии - - - - - - - - - - - - - - 12
2. 1. Понятие и виды инновационных стратегий - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 12
2. 1. 1. Особенности инновационных стратегий - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 13
2. 1. 2. Инновационный аспект базовых стратегий роста - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14
2. 1. 3. Классификация типов конкурентного поведения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16
2.2. Виды инновационных стратегий - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 17
2. 2. 1. Стратегии в сфере массового производства - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 17
2. 2. 1. 1. Роль виолентов в экономике и инновационном процессе - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 17
2. 2. 1. 2. Эволюционный путь развития - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 18
2. 2. 2. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка - - - - - - - - - - - - - - 21
2. 2. 2. 1. Эволюционный путь развития специализированных фирм - - - - - - - - - - - - - - - - - 22
2. 2. 3. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций - - 23
2. 2. 3. 1 Эволюционный путь развития эксплерентов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 23
2. 2. 4. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26
2. 2. 4. 1. Эволюционный путь развития небольших фирм - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 27
3. Основные методы прогнозирования в инновационном менеджменте - - - - - - - - - - - - 29
3.1. Методы прогнозирования и планирования - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 29
3.2. Описание методов прогнозирования в инновационном менеджменте - - - - - - - - - - - - - 30
3.2.1. Метод сценариев - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 30
3.2.2. Методы экспертных оценок - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 31
3.2.3. Методы экстраполяции - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 33
3.2.4. Методы моделирования и экономико-математические методы - - - - - - - - - - - - - - - 33
3.2.5. Метод экономического анализа - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 34
3.2.6. Балансовый метод - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 34
3.2.7. Нормативный метод - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 35
3.2.8. Программно-целевой метод - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 35
4. Порядок распределения ресурсов между НИОКР в инновационном менеджменте - - - 37
4.1. НИОКР как бизнес - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 37
4.2. Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка - - - - - - - - 38
4.3. Стратегический менеджмент инноваций - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 40

Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 43

Список используемой литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 45

Работа содержит 1 файл

Копия КР_Инновационный менеджмент.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

Для большинства эксплерентов поиск  нового товара оканчивается неудачей. Те же, кто удачно воплотил идею, вступают во второй этап развития – период бурного подъема.


 

 

Внедрив в свои компьютеры новую элементную базу, американская фирма Compaq Computer всего за 7 лет смогла увеличить свой оборот со 111 млн. долл. до 3 млрд. долл. (рост почти в 30 раз!) и превратилась в крупный концерн с 6 тысячами занятых, заводами в США, Шотландии и Сингапуре.

Схожее взрывное развитие демонстрируют и другие удачливые  производители компьютеров. Впервые  войдя в число 500 крупнейших американских корпораций в 1980 г., Wang к 1987 г., в короткий период торжества созданной этой фирмой класса мини-компьютеров, обогнала свыше 300 фирм и заняла 146-е место.

Благодаря изобретению  персональных компьютеров фирма Apple совершила столь же масштабный рывок всего за 5 лет.


 

С чем связан стремительный рост эксплерентов на этапе вывода нового товара на рынок? Все дело в потребительской ценности нового товара. Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми, проблемы потребителей или открывают перед ними новые возможности. При этом потребительская ценность нового товара оказывается очень велика, так как формируется путем сравнения с суммой затрат на старые товары, которые пришлось бы понести, чтобы достичь того же результата, какой обеспечивает новый товар. Это общее свойство так называемых прорывных инноваций. Поэтому относительно высокая цена нового товара обычно много ниже потребительской ценности. Новинка обретает очень высокую конкурентоспособность.

У производителя появляется возможность  быстро наращивать объемы продаж и  получать высокую прибыль (подобный анализ причин успеха новых товаров на рынке впервые проделал К. Маркс).

 У компаний-первооткрывателей  после очевидного рыночного успеха  становится все больше последователей. Рынок нового товара растет. На  новые возможности, наконец, обращают  внимание ведущие корпорации. Значит, наступил этап массового производства. Естественно, фирму-первооткрывателя вытесняют с рынка закаленные в конкурентной борьбе виоленты-«слоны».


 

В производстве персональных компьютеров первоначально отставший  от своих мелких соперников гигант IBM быстро ликвидировал отрыв и всего лишь за 2 года превратился в лидера по их выпуску. Его доля, еще в 1982 г. уступавшая доле сильнейших фирм-пионеров, к 1984 г. в три раза превысила ее. Причина поражения эксплерента: IBM умело использовала внутрифирменные стандарты (знаменитый IBM-совместимый стандарт) и обеспечила совместимость с машинами более высокого класса, что дало возможность потребителям, в свою очередь, использовать наработанный за десятилетия банк программ. Преимуществ ветерана компьютеростроения перед новичками неоспоримо.


 

Прямую конкуренцию гигантов выдерживают  лишь очень немногие экплеренты. Истощение  ресурсов еще долгое время сказывается  на состоянии фирмы и делает его  неустойчивым. Уступив же лидерство, эксплеренты превращаются во второстепенных производителей массовой продукции и занимают на рынке позицию вице-лидера, также опасную.


 

 

Лишь небольшое замедление роста электронной промышленности в конце 80-х годов привело на грань банкротства или потери самостоятельности знаменитые фирмы Wang, Control Data, National Semiconductor, Nixdorf computer. А к 1997 г. стало ясно, что шансы на выживание утратила и последняя, самая знаменитая и удачливая из первооткрывателей персональных компьютеров – фирма Apple.

Другой вариант вытеснения пионеров был на практике реализован в биотехнологии. Плодами первопроходческой деятельности здесь также воспользовались крупные фирмы. На сей раз, их оружием была финансовая мощь - они просто скупили пионеров. К середине 90-х годов почти все успешно действующие биотенологические компании были поглощены ведущими химическими или фармацевтическими корпорациями и продолжили свою деятельность уже в роли автономных подразделений концернов.


 

Фирма-эксплерент не относится к  потере самостоятельности как к  трагедии. Отцы-основатели фирмы при «дружественном» захвате обычно остаются руководителями подразделений, а за свои акции получают щедрую компенсацию. Главный же выигрыш состоит в появлении доступа к ресурсам крупной фирмы, без которых надежный успех часто невозможен.

В настоящее время в отличие от того, что было сто лет назад, немногие компании-эксплеренты проходят все испытания конкурентной борьбы и становятся крупными специализированными фирмами или новыми лидерами. При все более узком круге радикально обновляющихся отраслей шансов выжить у эксплерентов немного. Чтобы успешно действовать на рынке, после того как новый товар стал массовым, эксплерент должен переродиться, т. е.  сменить стратегию. Он должен быть сформировать четкую специализацию (патиентная стратегия), либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть (виолентная стратегия).


 

Одна из самых успешных компьютерных фирм США – Compaq Computer уже на самых рани этапах своего существования выдвинула лозунг: «Мы являемся не мелкой фирмой с большими планами, а крупной компанией в стадии формирования».


2. 2. 4. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса

Мелкий бизнес важен не только своей  многочисленностью, но и способностью решать функциональные задачи, выдвигаемые экономикой:

  • обслуживать локальные потребности;
  • выполнять производственные функции на уровне деталей и повышать эффективность крупного производства;
  • наполнять инфраструктуры производственных процессов;
  • стимулировать предприимчивость граждан страны;
  • повышать занятость населения, особенно в непромышленных населенных пунктах.

В современном развитии экономики  платежеспособный спрос далеко не автоматически  рождает предложение. Производство избирательно, поскольку экономически оправдано при достаточном уровне рентабельности и соблюдении определенных условий. Многие потенциальные потребители остаются неудовлетворенными. Мелкие фирмы, удовлетворяя локальный  и узкогрупповой или даже индивидуальный спрос, тем самым связывают экономику на всем пространстве. Они берутся за все, что не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвали «коммутанты».

Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диффузии нововведения, с другой – их рутинизации. Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ускоряется.

Мелкие фирмы активно содействуют  продвижению новых продуктов  и технологий, в массовом порядке  создавая на их основе новые услуги. Это ускоряет процесс диффузии нововведений.

Коммутанты также активно участвуют в процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий.


 

 

В 1940 г. братья Мак и  Дик Макдональды открыли на одной  из оживленных магистралей небольшую забегаловку, точнее, заезжаловку – обычный ресторанчик с обычным годовым доходом. Братья стали закреплять успех. Само расположение ресторанчика диктовало новую концепцию обслуживания: водитель должен насытиться чуть ли не так же быстро, как его автомобиль заправиться. Братья решили ограничиться стандартным набором блюд. Были выдвинуты слагаемые успеха: качество; низкие цены; сервис. Нововведения заметно ускорили процесс. Далее были спроектированы особые производственные линии, позволяющие резко сократить время приготовления пищи. В 1948 г. был открыт уже обновленный ресторан. И сразу очередь в 150 человек. К середине 50-х годов заведение приносило 350 тыс. долл. дохода. Приглашенные специалисты довели обслуживание линий до автоматизма. В 1952 г. появилась статья о «фабрике гамбургеров» и братья стали получать до 350 предложений в месяц о деловом партнерстве. В 1954 г. с этой системой познакомился Рейнольд Крок, который сразу увидел в ней совершенно новую технологию, годную к массовому тиражированию. Сейчас под маркой McDonald’s работают более 23 тыс. ресторанов быстрого питания в 111 странах мира.


2. 2. 4. 1. Эволюционный путь развития небольших фирм

Становление.

Создание мелкой фирмы не вызывает особых трудностей. В соответствии с интересами и возможностями  основателей выбирается направление деятельности: сфера и вид обслуживания, предмет субпоставки, объект имитации. Появившись, коммутанты сразу же включаются в конкурентную борьбу.

Зрелость.

Коммутанты традиционного типа, определившись в сфере обслуживания, используют свои конкурентные преимущества, находят свой стиль и ценностные ориентации, чтобы закрепиться на рынке.  Обычно это исполнение индивидуальных заказов по приемлемым ценам, качественно и в срок. При этом коммутанты традиционного типа остаются в своих небольших размерах. Однако у некоторых фирм размеры постепенно увеличиваются, что ведет к потере их гибкости и устойчивости, росту издержек и потере управляемости. Это «мыши-переростки». Тут требуется смена стратегии, вероятнее всего, на патиентную.

Снижение глубины переработки – производственная политика крупных фирм: они концентрируют свою деятельность только на важнейших технологических операциях. Все остальные операции перепоручаются субпоставщикам – мелким коммутантам.

Во всем мире подражание является одной из самых распространенных сфер деятельности мелкого легального бизнеса. Отсюда появление дженериков и клонов (копий программ). Клон - мейкеры – производители легальных копий продуктов известных фирм являются одним из распространенных типов действия фирм-коммутантов. Здесь несколько причин. В целом ряде отраслей промышленности (например, в мебельной и швейной) патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (например, в фармацевтике, электронике) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара. Это дает возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм, тем самым, участвуя в процессе их распространения (диффузии).

Мелкий коммутант-подражатель получает значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, выведшей товар на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое самому. Издержки малы. Поэтому нет нужды в выпуске громадного числа стандартных товаров, чтобы распределить между ними расходы на НИОКР и т.п. (модернизация нашего вооружения, проданного Франции, Чехии, Украине). Мелкое подражательное производство оказывается эффективней крупного, обеспечивая качество, примерно совпадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм. Коммутанты устанавливают существенно более низкие цены (в западной практике – в 1,5 - 2 раза, в российских условиях – еще ниже).

Спад и ликвидация.

Падение спроса на услуги и товары коммутантов автоматически ведет  к их ликвидации, но не банкротству. Они довольно легко переносят эти трудности и возрождаются вновь на новом сегменте рынка.

3. Основные методы прогнозирования в инновационном менеджменте

 

3.1. Методы прогнозирования и планирования

Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15—20. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.

По степени  формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.

Среди интуитивных методов широкое  распространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашей стране, так и за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.

Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Здесь имеет место своеобразная экстраполяция. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, отрасли) одного и того же приближенного уровня, который теперь имеется в менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для менее развитой системы. Практика свидетельствует, что такие аналогии можно использовать при определении путей развития новых отраслей и видов техники (производство ЭВМ, телевизоров и т.п.), структуры производства, потребления и т.д. Естественно, что полученный таким образом "образец" — лишь начальный пункт прогнозирования. К окончательному выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние условия и закономерности развития.

Информация о работе Инновационный менеджмент и стратегическое планирование