Инновационный менеджмент и стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР – это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими неопределенностью и риском.

Содержание

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
1. Выбор стратегии для инновационной деятельности - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
1.1. Выбор стратегии инновационной деятельности на предприятии - - - - - - - - - - - - - - - - 4
1.2. Аспекты развития инновационной деятельности на предприятии - - - - - - - - - - - - - - - 7
2. Виды инновационных стратегий и обоснование выбора стратегии - - - - - - - - - - - - - - 12
2. 1. Понятие и виды инновационных стратегий - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 12
2. 1. 1. Особенности инновационных стратегий - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 13
2. 1. 2. Инновационный аспект базовых стратегий роста - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14
2. 1. 3. Классификация типов конкурентного поведения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16
2.2. Виды инновационных стратегий - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 17
2. 2. 1. Стратегии в сфере массового производства - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 17
2. 2. 1. 1. Роль виолентов в экономике и инновационном процессе - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 17
2. 2. 1. 2. Эволюционный путь развития - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 18
2. 2. 2. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка - - - - - - - - - - - - - - 21
2. 2. 2. 1. Эволюционный путь развития специализированных фирм - - - - - - - - - - - - - - - - - 22
2. 2. 3. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций - - 23
2. 2. 3. 1 Эволюционный путь развития эксплерентов - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 23
2. 2. 4. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса - - - - - - - - - - - - - - - - - - 26
2. 2. 4. 1. Эволюционный путь развития небольших фирм - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 27
3. Основные методы прогнозирования в инновационном менеджменте - - - - - - - - - - - - 29
3.1. Методы прогнозирования и планирования - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 29
3.2. Описание методов прогнозирования в инновационном менеджменте - - - - - - - - - - - - - 30
3.2.1. Метод сценариев - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 30
3.2.2. Методы экспертных оценок - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 31
3.2.3. Методы экстраполяции - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 33
3.2.4. Методы моделирования и экономико-математические методы - - - - - - - - - - - - - - - 33
3.2.5. Метод экономического анализа - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 34
3.2.6. Балансовый метод - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 34
3.2.7. Нормативный метод - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 35
3.2.8. Программно-целевой метод - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 35
4. Порядок распределения ресурсов между НИОКР в инновационном менеджменте - - - 37
4.1. НИОКР как бизнес - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 37
4.2. Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка - - - - - - - - 38
4.3. Стратегический менеджмент инноваций - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 40

Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 43

Список используемой литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 45

Работа содержит 1 файл

Копия КР_Инновационный менеджмент.doc

— 428.00 Кб (Скачать)

Система балансов, используемых в прогнозировании и планировании, включает: материальные, трудовые и финансовые. В каждую из указанных групп входит ряд балансов.

 

3.2.7. Нормативный метод

 

Нормативный метод является одним из основных методов прогнозирования и планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Последние применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения, например расход муки на 1 тонну хлебобулочных изделий согласно утвержденной рецептуре. В виде нормы выступает потребление того или иного продукта на душу населения согласно научно обоснованному рациону питания. Например, рекомендуемая норма потребления мяса и мясопродуктов в год на 1 человека — 82 кг. В непроизводственной сфере применяются нормы, характеризующие необходимый размер общей и жилой площади на 1 жителя, потребление воды на 1 человека и др.

Нормативы, как правило, разрабатываются в относительном выражении. Они характеризуют степень использования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металло-завалки), расход ресурса на 1 млн. р. продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.

 

3.2.8. Программно-целевой метод

 

По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана ГОЭЛРО.

Программно-целевой  метод тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

Сущность программно-целевого метода заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

Программно-целевой метод применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Порядок распределения ресурсов между НИОКР            в инновационном менеджменте

4.1. НИОКР как бизнес

Компания, которая вкладывает большие  средства в создание новых продуктов, вовлечена в два вида деятельности ("два бизнеса"):

  • основную деятельность, определенную целями корпорации и направленную на удовлетворение рыночных потребностей;
  • неосновную научно-техническую деятельность, результатом которой являются новая техника и технология, имеющие коммерческую ценность, но часто не связанные с целями корпорации.

Во втором случае коммерческая значимость может быть реализована посредством  продажи документации, лицензий, "ноу-хау", инжиниринговых услуг. В отдельных случаях на основе полученных результатов может быть произведена диверсификация деятельности компании. Концепция двойного бизнеса иллюстрируется на рис.3, приведенном ниже.

Рис. 3. Инвестиции в НИОКР и коммерческие результаты НИОКР

Бизнес 1 предполагает выделение ресурсов на НИОКР, большая часть которых расходуется на выполнение проектов, непосредственно связанных с реализацией стратегии корпорации (проекты 1-6). Часть средств выделяется на усмотрение руководителя НИОКР и используется для финансирования индивидуальных или неясных по результатам исследований. Проекты X, Y, Z – расширение формальной программы НИОКР или новые неожиданные возможности, появившиеся в ходе выполнения основной программы. Проекты А-Д возникают как результат исследований по дополнительным фондам.

В приведенном примере проекты  Х и А, хотя и не планировались первоначально, но при текущем пересмотре тематики НИОКР могут быть включены в планы. Проекты Y и Б перспективны при расширении стратегических планов корпорации. Проекты Z, В создают основу бизнеса 2. Проекты Г, Д отвергаются ввиду отсутствия коммерческого эффекта.

 

4.2. Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка

Одной из задач стратегического  менеджмента корпорации является управление инновациями в ней, прежде всего, посредством решений по отбору проектов и распределению ресурсов. При этом необходимо обеспечить комплексный процесс принятия решения от верхнего уровня менеджмента до уровня управления НИОКР.

На практике ресурсы фирмы всегда ограничены, и проекты конкурируют между собой по частным видам ресурсов (оборудование, кадры разработчиков, материалы и самый дефицитный ресурс – эффективное управление). Поэтому максимизация вклада всего портфеля НИОКР может достигаться и за счет отказа от проекта, заманчивого самого по себе.    

Стратегия НИОКР  на основе максимизации ожидаемой финансовой отдачи учитывает только этот фактор, что приводит к ориентации на определенную технологию, рынок, минимальный риск. Ясно, что такая стратегия может быть успешной лишь в краткосрочной перспективе. Процесс принятия решений относительно НИОКР на уровне корпорации иллюстрирован рис.4. Реализация такого процесса должна включать постоянный диалог между высшим руководством фирмы и руководством НИОКР.

Стратегия НИОКР играет для сферы  НИОКР в компании примерно ту же роль, что стратегия корпорации для компании в целом (см. таблицу 1).

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Процесс принятия решений относительно НИОКР

 

 

 

Таблица 1. Сравнение функций стратегий корпорации и НИОКР

Сфера влияния

Корпоративная стратегия

Стратегия НИОКР

Ресурсы

Распределение между сферами управления

Распределение между проектами

Критерии определения  целей

Экономическая обстановка на рынке

Положение корпорации на рынке

Области бизнеса

Продуктово-рыночная стратегия

Технико-продуктовая стратегия

Объекты планирования

Продуктово-рыночный ассортимент

Балансировка  портфеля проектов

Временной аспект

Увязка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных аспектов


4.3. Стратегический менеджмент инноваций

Как известно, идентификация или определение стратегии – лишь начальный этап стратегического менеджмента. В целом стратегический менеджмент инноваций может быть представлен на рис.5.

 


 

Практически фирма может применять  различные типы стратегии. Наступательная стратегия с высоким риском, высокой окупаемостью требует определенной квалификации, способности видеть новые рыночные перспективы и уметь быстро реализовать их в продуктах. Неспособность небольших фирм к осуществлению крупных НИОКР позволяет предположить, что этим фирмам не хватает обычно ресурсов для реализации наступательной стратегии. Однако в целом ряде технологических отраслей мелкие компании могут сконцентрироваться на одном проекте, в то время как крупные фирмы распределят свои усилия на ряд проектов. Рыночный лидер обречен занимать наступательную позицию, ибо его позиции могут быть подорваны при появлении научно-технического нововведения.

Защитная стратегия предполагает невысокий риск и пригодна для компаний, способных получить прибыль в условиях конкуренции, поддерживая норму прибыли посредством низких издержек. Такую стратегию можно рекомендовать компании, более сильной в маркетинге, чем в НИОКР. Однако и такой компании необходим достаточный научно-технический потенциал, чтобы быстро ответить на инновации конкурентов.

Лицензирование иногда называют поглощающей стратегией. Даже самые крупные компании не могут создать полного фронта НИОКР. Лицензирование может быть и поддерживающей стратегией для небольших фирм, которым трудно реализовать внедрение крупного нововведения. Альтернативой приобретению технологий может быть привлечение специалистов.

Успешность применения той или  иной стратегии НИОКР зависит  от стадии жизненного цикла отрасли, см.таблицу 2.

 

Таблица 2. Вероятность успешного применения стратегии

Стадия

развития отрасли

Наступательная

(новые продукты и технологии)

Защитная

Лицензи-

рование

Улучшение продуктов

Улучшение технологии

Рост

Высокая

Низкая

Низкая

Низкая

Замедление роста

Средняя

Высокая

Средняя

Высокая

Зрелость

Низкая

Средняя

Высокая

Средняя-высокая


 

Диверсифицированные компании, как  правило, производят продукты, находящиеся  на разных стадиях своих жизненных  циклов. Рыночные позиции этих компаний тоже различны. Матричная техника анализа портфеля таких компаний может использоваться при выборе стратегии НИОКР. В частности, приведен вариант использования для этих целей матрицы "Дженерал Электрик – Мак Кинсей", приведенной на рис. 6.

 

Рис.6. Рекомендуемые стратегии НИОКР в диверсифицированной корпорации в зависимости от сектора расположения бизнеса

 

 

Специфика НИОКР, как бизнеса, состоит в том, что часто возникает ситуация "двух бизнесов": получение и использование в интересах корпорации плановых результатов НИОКР, а также побочных результатов, имеющих коммерческое значение.

Стратегия НИОКР должна строиться  на основе общей стратегии бизнеса  фирмы. Однако стратегия НИОКР имеет собственное поле применения и свои специфические особенности.

Важнейшим элементом стратегии  НИОКР в корпорации является выбор  и управление портфелем НИОКР  в условиях ограниченности ресурсов корпорации.

Фирма в своей деятельности может  использовать наступательную стратегию НИОКР (разработка новых продуктов и технологий), защитную стратегию (улучшение продуктов и технологий), смешанную стратегию, а также лицензирование. Выбор стратегии зависит от рыночного положения фирмы, ее конкурентного статуса, стадии жизненного цикла отрасли и характера портфеля СЗХ (для диверсифицированной фирмы).

 

 

Заключение

На мой взгляд, на сегодняшний день значение рассмотренной темы: «Инновационный менеджмент и стратегическое планирование», велико. С определенной долей уверенности можно констатировать тот факт, что тема интересная, и в то же время сложная.

Когда речь идет об опытно-конструкторских разработках и результатах научно-исследовательской деятельности, которые трудно прогнозировать, очень важно научиться четко планировать свою деятельность на будущее. Именно поэтому этим должны заниматься люди всесторонне развитые и отлично образованные, с развитой интуицией и логикой.

В результате выполнения данной курсовой работы, были получены ответы на следующие вопросы:

  • Во-первых, что касается сущности и задач стратегического планирования, то были сделаны следующие выводы. Стратегический план – это совокупность управленческих действий, способствующих достижению поставленных перед коллективом целей. Это своего рода "главный инструмент в духовом оркестре", определяющий его лицо. Главная задача стратегического планирования состоит в том, чтобы при планировании по возможности учесть все достижения науки и практики в области рационального распределения ресурсов (трудовых, сырьевых, технологических, финансовых и т.д.), все факторы влияния внешней среды, достичь оптимальной координации во внутренней среде и правильно спрогнозировать свою деятельность на перспективу. 
  • Во-вторых, по вопросу об основных понятиях инновационного менеджмента, то выяснили, что инновационным процессом называется подготовка и осуществление инновационных изменений. Результатом инновационного процесса является инновация как реализованное использованное изменение. Инновационный процесс имеет циклический характер.
  • В-третьих, разработка стратегии включает постановку цели, придание формы, оценку, контроль. Многие идеи возникают после идеи, связанной с новшеством. Выбирая варианты стратегии, фирма может воспользоваться матрицей продукт-рынок.

Информация о работе Инновационный менеджмент и стратегическое планирование