Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Инновационный менеджмент имеет такое огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики, что нет необходимости это доказывать. Изучение инновационного менеджмента – это необходимое условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной деятельности, но и отечественной теории и практики в этой области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Инновационный процесс как объект менеджмента

1.1 Основные понятия: «Нововведения», «инновации»………………………..4

1.2 Классификация инноваций и их сущность……………………………….....8

1.3 Основные этапы инновационного процесса…………………………….....11

1.4 Сущность инновационного процесса………………………………………14

1.5 Формирование и реализация инновационной политики в России……….18

Глава 2. Специфика инновационного менеджмента на современном предприятии

2.1 Инновационная деятельность на предприятии…………………………….22

2.2 Общая характеристика ООО « Ключ – Агро»……………………………..22

2.3 Нововведения на ООО «Ключ – Агро»…………………………………….25

2.4 Планируемые результаты экономической деятельности…………………26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список используемой литературы……………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Инновационый менеджмент.docx

— 60.06 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт  экономике, управления и права 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

На тему: Инновационный менеджмент

По дисциплине: Введение в инноватику 
 
 
 
 

Выполнил:                                                    студент группы ИНб 11-1 Рыкова Мария 
 

Проверил:                                                    профессор доктор экономических  наук

                                                                                 Щадов Михаил  Иванович 
 
 
 
 
 

Иркутск

2011 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Инновационный процесс как объект менеджмента

1.1 Основные  понятия: «Нововведения», «инновации»………………………..4

1.2 Классификация  инноваций и их сущность……………………………….....8

1.3 Основные  этапы инновационного процесса…………………………….....11

1.4 Сущность  инновационного процесса………………………………………14

1.5 Формирование  и реализация инновационной политики  в России……….18

Глава 2. Специфика инновационного менеджмента  на современном предприятии

2.1 Инновационная  деятельность на предприятии…………………………….22

2.2 Общая  характеристика ООО « Ключ – Агро»……………………………..22

2.3 Нововведения  на ООО «Ключ – Агро»…………………………………….25

2.4 Планируемые  результаты экономической деятельности…………………26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список  используемой литературы……………………………………………...29 

 

ВВЕДЕНИЕ

Инновационный менеджмент – одно из направлений  стратегического управления, осуществляемого  на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение  основных направлений научно-технической  и производственной деятельности фирмы  в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная  деятельность); модернизация и совершенствование  выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов  продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Инновационный менеджмент имеет такое огромное значение для развития инновационной  деятельности фирм и нормального  функционирования их в условиях рыночной экономики, что нет необходимости  это доказывать. Изучение инновационного менеджмента – это необходимое  условие формирования современного инновационного менеджера-профессионала. Для этого важно знание не только зарубежного опыта инновационной  деятельности, но и отечественной  теории и практики в этой области.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Разработка, внедрение в производство новой  продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения  конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.

Данный  курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время  слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах. 

Глава 1. Инновационный  процесс как объект менеджмента  

1.1      Основные понятия: «нововведения», «инновации»

Понятие «нововведение» означает прогрессивное  новшество, задействованное, в динамике, которое является новым для организационной  системы, принимающей и использующей ее. Слово «инновация» по смыслу идентично слову «нововведение»; оно рассматривается как развивающийся  комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое  способствует развитию и повышению  эффективности инновационной деятельности.

Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В инновационном  менеджменте можно выделить два  направления.

Первое  – инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь  от идеи до внедрения. Протекание инновационного, как и любого другого процесса, обусловлено сложным взаимодействием  многих факторов.

Второе  – также весьма актуальное для  России движение от инновации к предпринимательству. В некоторых публикациях данная теория получила название инноватики. Уже внутри самой инноватики появились новые самостоятельные направления: формирование новшеств, сопротивление нововведениям, диффузия (распространение новшеств); адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям; инновационные организации; выработка инновационных решений и т.д. В приведенном перечне составных частей инноватики отсутствуют некоторые важные элементы, такие, например, как рынок нововведений, инновационные стратегии. В других работах сделана попытка обобщить основные концепции инновационного развития, но некоторые их них не учтены в полной мере, в частности концепции цикличности инновационного и экономического развития, государственного регулирования инновационных процессов.

Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно  внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного открытия он качественно отличается от предшествующего  аналога. Совокупность научно-технических, технологических и организационных  изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.

Инновации являются объектом рассмотрения новых  наук. При этом философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и  разрешение противоречий. Психологи прежде всего рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения и синергетические эффекты, которых достигают команды инноваторов. В технических науках акцентируется внимание на технологической стороне изменений принципиально новых технологий. В экономической науке фиксируется не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование новшества.

Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» рассматривал как экономическое воздействие технического изменения. Он пытался найти в рамках производственной функции сущность инновационного предпринимательства. «Производственная функция описывает количественное изменение продукта с учетом изменений во всей совокупности воздействующих на него факторов. Если в сумме факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию».

Мощный  толчок началу серьезных исследований по инновациям и их роли в экономическом  развитии дали работы Н. Кондратьева, которого известный американский экономист  Питер Друккер назвал экономистом номер один ХХI века. Рассмотренные Кондратьевым большие циклы конъюнктуры (длинные волны) инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительность. Наиболее важной причиной были признаки инновации.

Идеи  Кондратьева оказали сильное  влияние на австрийского экономиста Й. Шумпетера, который, собственно, и стал родоначальником инноваций. В вышедшей в 1939 г. работе «Экономические циклы» и других трудах Й. Шумпетер исследовал основные понятия теории инновационных процессов. Он рассматривал нововведения как изменение технологии и управления, как новые комбинации использования ресурсов. При этом Й. Шумпетер подчеркивал роль предпринимателя в инновационном процессе. Он считал, что предприниматель является связующим звеном между изобретением и нововведением.

Существенным  вкладом в развитие инновационной  теории можно считать разработку российскими экономистами концепций  технологических укладов. Понятие  «Технологический уклад» (в современном  понимании данного термина) введено  в научный оборот С.Ю. Глазьевым. Оно имеет некоторую общность с рассмотренным выше понятием технологической  системы, но достаточно полно исследовано применительно к российской действительности. Технологический уклад – это группы технологических совокупностей, связанные друг с другом однотипными технологическими цепями и образующие воспроизводящиеся целостности. Технологический уклад характеризуется ядром, ключевым фактором, организационно-экономическим механизмом регулирования. С.Ю. Глазьев и другие экономисты выделяют пять технологический укладов. В экономически развитых странах идет интенсивное перераспределение ресурсов из четвертого в пятый технологический уклад. В России пятый технологический уклад существует в основном в оборонных отраслях промышленности. Передача оборонных технологий в гражданский сектор осуществляется крайне медленно вследствие неотработанности, конверсии и ряда других причин.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера. Она всегда должна рассматриваться  как сложный процесс, который  обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект.

Применение  в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации  инновационных процессов определяют три фактора:

состояние внешней среды и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования ит.д.)

состояние внутренней среды  данной хозяйственной  системы (политическая наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые в технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.)

специфика самого инновационного процесса как объекта  управления.

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие самого инноватора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который, рискуя, взялся за проект, нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок и тем самым реализовал свой коммерческий интерес.

В последние  годы многие крупные фирмы и организации  с развитой рыночной экономикой были вынуждены искать пути и возможности  поощрения нового поколения изобретателей  и новаторов – высокоэффек-тивных внутрифирменных предпринимателей, которые изыскивают возможности для развития инициативы, разработки новой продукции, технологии освоения новых сфер деятельности с использованием внутренних ресурсов. Такое внутреннее предпринимательство в рамках крупных корпораций получило название интрапренерства.

По мнению Р. Нильсона и других, интрапренерство является методом, который может помочь организации в устранении внутренних конфликтов между интеграцией и потребностью в гибкости инновациях. Это развитие в большой организации внутренних рынков и относительно небольших и независимых подразделений. Они предназначены для того, чтобы создавать и апробировать продукты на внутренних рынках, налаживать внутри организации работу по совершенствованию продуктов, внедрению инноваций, новых технологий и методов.

Информация о работе Инновационный менеджмент