Инновационный процесс и факторы, влияющие на него

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия — распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Сущность и роль инновационного процесса 5
1.2. Участники инновационной деятельности 8
2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 11
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Инновац - Тема 5 СаПу Инновационный процесс и факторы, влияющие на него.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Инновационный процесс  представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия — распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

Современные инновационные  процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений — инновационные менеджеры. Их задача — способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Для рыночной экономики  характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованных в обновлении продукции, наличие рынка конкурирующих нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

В последнее время  в России на государственном уровне была сформулирована и поставлена задача перевода экономики на рельсы инновационного развития. До этого, на протяжении рыночных реформ 1990-х годов, в стране происходили противоречивые процессы, в ходе которых инновационная часть экономики была подорвана, а государство проявляло индифферентность к потребностям бизнеса и научно-техническому прогрессу. Сфера инновационной деятельности оказалась невостребованной, что явилось одной из причин отставания от передовых зарубежных стран. Едва ли не полностью был утерян научно-технический и кадровый потенциал, разрушена старая и не создана новая национальная инновационная система. Наука как источник инноваций и коммерческий сектор как субъект реализации результатов научно-технических разработок находились в крайне неблагоприятных условиях.

В экономически развитых странах опыт организации инновационной  деятельности как основы развития экономики  нового типа формировался на протяжении десятилетий. На сегодняшний день государственное регулирование инновационного процесса и взаимодействие его участников представляют собой достаточно сложные, но эффективные механизмы, свидетельствующие об отсутствии в данной сфере быстрых и простых решений, напротив, подчеркивающие необходимость последовательно реализуемого долгосрочного системного подхода.

Целью данной работы является рассмотрение особенностей инновационного процесса и факторов, влияющих на него.

Задачи курсовой работы:

  • характеристика инновационного процесса как объекта управления;
  • выявление и анализ факторов развития инновационной активности предприятий;
  • рассмотрение стратегического управления инновационными процессами в условиях модернизации.

 

1. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Сущность и роль инновационного процесса

Определение инновации  и ее содержательная трактовка длительное время остаются дискуссионными. В  современной литературе можно выделить два подхода к определению инноваций:

1. Процессный (воспроизводственный) подход. Инновации рассматриваются как процесс реализации идеи и ее превращения в готовый результат или как отдельные стадии процесса — освоение, внедрение, коммерциализация, использование. В русле этого подхода дано и определение инновации как изменения и как совокупности мероприятий.

2. Объектный подход. Инновации представлены как конечный результат, внедренный объект.

При определении можно воспользоваться подходом к определению инноваций с позиций «запасов» и «потоков». С позиций объектного подхода инновации представлены как запасы. Определение инноваций как потоков потребовало воспроизводственного подхода, позволяющего проследить все стадии инновационного процесса с выявлением особенностей каждой стадии процесса вплоть до экономической реализации инновационных идей. На стадиях исследований, разработок, опытного производства происходит накопление научно-технических знаний. На стадиях массового производства и активного внедрения научные знания воплощаются в готовый результат.

В исследовании под инновацией понимается творческий процесс реализации идеи, получившей практическое воплощение и внедрение в виде нового товара, услуги, технологии, формы организации, метода управления.

Существуют две гипотезы, объясняющие происхождение инноваций: «технологический толчок» и «вызов спроса». Гипотеза «технологического толчка» была представлена Г. Меншем. Согласно этой гипотезе источником возникновения инноваций выступают внутренние закономерности производства. По гипотезе «вызова спроса», сторонником которой является К. Фримен, определяющим фактором в создании инноваций является спрос. В реальной жизни, трудно выделить одну-единственную первопричину появления инноваций. По мнению С.Ю. Глазьева, «…многочисленные эмпирические исследования убедительно демонстрируют зависимость распространения того или иного новшества от состояния общественных потребностей: многие изобретения лежат десятилетиями, а иногда и столетиями в ожидании появления практической потребности в их использовании. В свою очередь, потребности в том или ином продукте, хотя и определяются в значительной степени возможностями его производства, но формируются под влиянием меняющихся стереотипов потребительского поведения»1.

Источники появления инноваций представляют собой фундамент, без которого создание инноваций невозможно или затруднительно. Выделяют две основные группы таких источников:

  • противоречие между возрастающими потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения;
  • накопленный обществом ресурсный потенциал, включая научно-интеллектуальный.

Факторы появления инноваций  являются той силой, которая дает возможность перехода созданного нового знания в востребованный обществом готовый результат. Необходимо выделить экономический, технологический и предпринимательский факторы. Экономический фактор включает в себя следующие составляющие: конкуренцию, увеличение прибыли, патентную охрану изобретений.

Универсальным источником инноваций на глобальном и макроуровнях является противоречие между стремительно растущими потребностями и возможностями их удовлетворения. Располагая ограниченными ресурсами, общество вынуждено изобретать все новые и более эффективные способы удовлетворения своих потребностей. Каждое последующее поколение людей отталкивается от достигнутого уровня и предъявляет более высокие требования2.

Конкретным проявлением  данного противоречия на микроэкономическом уровне являются альтернативные возможности наиболее эффективного использования ресурсов в условиях их ограниченности.

Инновационный процесс (ИП) — это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании3.

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) — ПСНТ. Техника — совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализованы новые знания и умения человека. Технология — совокупность приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения.

ПСНТ начинается с  фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

В целом по промышленности лишь 5% организаций самостоятельно занимаются НИОКР. Состояние экспериментальной базы и инфраструктуры научно-технической деятельности является неудовлетворительным. Свыше 40% научных организаций в области машиностроения не имеют экспериментальной базы.

К факторам, тормозящим освоение инновации в промышленности, относятся, прежде всего, нехватка собственных финансовых ресурсов, высокие ставки по кредитам коммерческих банков, сжатие внутреннего спроса и экономический риск освоения новой продукции.

1.2. Участники инновационной деятельности

Инновационная деятельность — это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:

1) научные исследования  и разработки;

2) научно-техническое  образование и подготовку кадров;

3) научно-технические  услуги.

Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.

В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников (рис. 1.1), классифицируя их по первоочередности:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты (пионеры,  лидеры);

3) имитаторы, которые  в свою очередь делятся на: а) ранее большинство; б) отстающие.

Рис. 1.1. Субъекты инновационной деятельности

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) — это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях.

Если такие фирмы  имеют в своей структуре научные, научно-исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию).

Раннее большинство  представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за «пионерами» внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие — это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки.

Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

Кроме вышеперечисленных  основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру4:

  • биржи, банки;
  • инвестиционные и финансовые компании;
  • средства массовой информации;
  • информационные технологии и средства деловой коммуникации;
  • патентные организации;
  • органы сертификации;
  • библиотеки;
  • ярмарки, аукционы, семинары и т.д.

2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Инновационный процесс  выступает как равнодействующая многих экономических факторов, объективных и субъективных, внешних и внутренних.

К объективным факторам следует отнести те факторы внешней  среды, которые обусловлены долговременными  тенденциями и не связаны с  волевыми решениями конкретного субъекта. К ним можно отнести экономические законы, активно воздействующие на инновационную деятельность:

  • закон получения и присвоения прибыли, который можно назвать еще законом движения рыночной экономики, поскольку прибыль является движущей силой производства;
  • закон стоимости, регулирующий развитие экономики и определяющий необходимость взаимовыгодного обмена во всех видах сделок;
  • законы спроса и предложения, определяющие экономический механизм связи между производством и потреблением;
  • закон конкуренции, характеризующий экономический механизм, с помощью которого на конкретном типе рынка реализуются и взаимодействуют объективные экономические законы;
  • закономерность циклического развития экономики, определяющая взаимосвязь деловой, в том числе инновационной активности и соответствующей фазы цикла.

Информация о работе Инновационный процесс и факторы, влияющие на него