Инновационный процесс и факторы, влияющие на него

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия — распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Сущность и роль инновационного процесса 5
1.2. Участники инновационной деятельности 8
2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 11
3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Инновац - Тема 5 СаПу Инновационный процесс и факторы, влияющие на него.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

Кризисы «лечат» инновациями, и нет веских оснований считать, что российская экономика здесь может стать исключением. В противном случае обострится проблема технологического отставания и морального износа материально-технической базы. Важными показателями, демонстрирующими реальное отношение государства к проблемам технологического развития, выступают расходы на инновационную деятельность в абсолютном и относительном (как правило, в процентах к валовому внутреннему продукту) выражении. В табл. 3.1 представлены расходы на финансирование инновационной деятельности в мировой экономике и по отдельным государствам, значимым с точки зрения их вклада в инновационное развитие.

Данные табл. 3.1 наглядно свидетельствуют о том, что претендующие в XXI веке на инновационное лидерство страны не только не снижают расходы на финансирование инновационной деятельности, но и наращивают их, несмотря на всю неочевидность их быстрой окупаемости в условиях кризиса. Этот «запас прочности» в виде изобретений, ноу-хау и прочих объектов промышленной собственности позволит диктовать свои условия на рынках новых технологий и товаров.

Таблица 3.1

Международные сопоставления расходов на финансирование инновационной деятельности (ФИД) в период 2007-2009 гг.10

 

При определении инновационной стратегии как модели развития предприятия, делающего в конкурентной борьбе ставку на нововведения, применяется ряд управленческих подходов. В самом общем виде может быть выделено три из них.

Во-первых, наступательная стратегия. Она характерна для предприятий, нацеленных на усиление рыночных позиций, наращивания своей доли рынка. Необходимым условием ее реализации выступают: наличие собственной научно-исследовательской базы либо тесное сотрудничество со специализированными в данной сфере организациями. В рамках наступательной инновационной стратегии выделяют несколько разновидностей:

  • стратегия достижения преимуществ по издержкам за счет удешевления производственных операций как следствия применения новых технологических методов;
  • стратегия создания новых рынков, предполагающая разработку и выпуск принципиально новых видов товарной продукции;
  • стратегия ориентации на конкретный рыночный сегмент для максимально полного удовлетворения запросов определенной группы потребителей.

Все три перечисленные  разновидности в той или иной мере соответствуют классическим стратегическим подходам к достижению фирмой конкурентных преимуществ, широко известным из теории менеджмента.

Во-вторых, оборонительная стратегия. Она характерна для предприятий в целом довольных своим положением на рынке и направлена на его удержание. При этом параметры продукции периодически улучшаются, но не радикальным образом. Такие предприятия по большому счету не заинтересованы в дальнейшем инновационном развитии отрасли, так как намерены и далее извлекать выгоду из своего лидерства, в том числе и путем создания ограничительных входных барьеров, используя административный ресурс.

В-третьих, имитационная стратегия. Она характерна для предприятий, не являющихся инновационными лидерами отрасли, но обладающих достаточным потенциалом для оперативного и успешного копирования основных потребительских свойств продукции передовых конкурентов.

Соотнесение инновационной стратегии предприятия с классическими эталонными стратегиями показывает, что наибольшая корреляция наблюдается:

  • со стратегией развития продукта (из группы стратегий концентрированного роста). В этом случае отраслевая принадлежность предприятия сохраняется.
  • со стратегией диверсификации. При этом отраслевая принадлежность расширяется в сторону нового, более перспективного и потенциально более доходного вида деятельности.

При реализации стратегий  инновационного развития необходимо учитывать структуру инвестиций. Данные Росстата — табл. 3.2 — отражает объемы инвестиций в нематериальные активы и на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки. К сожалению, их доля невелика в общем объеме инвестиций.

Таблица 3.2

Структура инвестиций в  нефинансовые активы (в процентах к итогу)11

 

Эффективность как предприятия, так и национальной экономики во многом определяется уровнем конкурентоспособности, т.е. соответствием характеристик выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) ожиданиям потребителей. В этой связи инновационная деятельность является важным средством обеспечения должного уровня конкурентоспособности предприятий в современных условиях. Согласно классической парадигме ресурсного обеспечения инновационной активности, хозяйствующий субъект, вставший на инновационный путь развития, должен самостоятельно определять оптимальную величину средств, направляемых на разработку и создание инновационного продукта. При этом спрос на новинку или уже существует или спрогнозирован с определенной долей вероятности. Следовательно, помимо ресурсообеспеченности инновационного процесса, не менее важным критерием, определяющим возможное направление инновационного развития, является рыночный спрос на результаты инновационной деятельности12.

При выработке стратегии  инновационного развития современное предприятие использует комплексный подход, аккумулирующий в себе две составляющие13.

Первая составляющая — рыночная — предполагает всесторонний анализ внешней по отношению к хозяйствующему субъекту среды, его непосредственного окружения и макрофакторов. При рыночной ориентации предприятие четко нацелено на рынки сбыта своей продукции, на поиск наиболее перспективных с точки зрения коммерческого освоения рыночных сегментов.

Вторая составляющая — ресурсная — устанавливает основным фактором экономического успеха качество управления ресурсами предприятия и предполагает оценку его сильных и слабых внутренних сторон. Комбинирование интеллектуальных и материальных ресурсов позволяет получить, сохранить или преумножить конкурентные преимущества на целевых рыночных сегментах, а также влияет на рентабельность, финансовую результативность хозяйственной деятельности предприятия.

Реализация программ по модернизации российских предприятий и воплощение в жизнь идеи качественного и устойчивого экономического роста, основанного на инновационных достижениях, предполагает создание благоприятных условий для структурных преобразований в сфере коммерциализации научных знаний. Современная ситуация острой конкурентной борьбы на мировых товарных рынках требует теснейшей интеграции производителя и прогрессивной научной мысли.

Итогом осуществления  модернизационных мер может стать  не быстрый, но надежный переход национальной экономики на инновационный путь развития, который будет способствовать насыщению внутреннего спроса и росту качества жизни населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время  инновации приобретают все большее  значение в процессе обеспечения  устойчивого экономического роста  предприятий и экономики в целом. Внедрение инноваций дает мощный толчок в развитии производственно-технической базы страны, обеспечивает повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешних рынках, способствует решению социальных проблем на современном этапе развития. Вместе с тем, разразившийся в 90-е годы и совпавший по времени с переходом на рыночные отношения экономический кризис в Российской Федерации негативно отразился на развитии инновационной сферы.

В современной инновационной сфере есть немало противоречий. С одной стороны, Россия характеризуется относительным технологическим отставанием, с другой стороны, одновременно выступает на мировом рынке как государство с высоким научно-техническим потенциалом. Без активизации инновационной деятельности в российской экономике нельзя в ближайшей перспективе достигнуть устойчивого экономического роста экономики в целом.

Сдерживающее влияние  на развитие инновационной деятельности оказывают фундаментальные для российской экономики проблемы: незавершенность экономических реформ, отсутствие четкой определенности в финансово-кредитной политике, отсутствие эффективных механизмов капитализации сбережений, дефицит источников финансирования инноваций. В этой связи важная роль в активизации инновационной деятельности отводится государству. Одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования инновационной сферы выступает налоговое стимулирование. Вместе с тем, основное направление государственной налоговой политики в настоящее время связано с пересмотром и отменой большинства налоговых льгот, что свидетельствует о снижении роли и значения данного инструмента в регулировании инновационной сферы.

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, необходимо исследовать и оценить факторы, способные затормозить или ускорить инновационный процесс: научно-технические, организационно-управленческие, финансовые, правовые, политические, социально-психологические, культурные.

В целом, систему инновационных  механизмов, которые призваны обеспечить реализацию федеральной и региональных инновационных стратегий на микроуровне и активизировать развитие инновационной деятельности на уровне предприятий, можно представить пятью группами:

  • механизмами разработки и внедрения;
  • механизмами организации;
  • механизмами финансирования;
  • механизмами технологического трансферта;
  • механизмами защиты интеллектуальной собственности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева Л.Н., Муравьева Е.А. Методы управления инновационной деятельности: Учебное пособие. — М.: КноРус, 2005. — 320 с.
  2. Глазьев С.Ю. Научно-технический потенциал: современное состояние и перспективы развития // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 12. — С. 7-12.
  3. Горштанд А.Д. Инновационная деятельность как особый вид экономической деятельности // Патенты и лицензии. — 2007. — № 1. — С. 56-62.
  4. Гришин В.В. Стратегические аспекты организации инновационной деятельности на фоне проблем глобальной рецессии // Мировое и национальное хозяйство. — 2009. — № 3-4. — С. 33-36.
  5. Ершов С.Н., Черкасов В.Д. Некоторые проблемы развития инфраструктуры инновационной деятельности // Инновации. — 2006. — № 5. — С. 17-20.
  6. Железнов И., Александрова С. Инновационная деятельность: препятствия и стимулы развития // Человек и труд. — 2006. — № 12. — С. 62-64.
  7. Жиц Г.И. Стратегия инновационного развития предприятия // Инновации. — 2003. — № 6. — С. 40-43.
  8. Иванова Н.И. Инновации в условиях кризиса: тенденции и перспективы // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 9. — С. 26-31.
  9. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ, 2004. — 343 с.
  10. Кабалина В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики. — 2001. — № 7. —  С. 18-32.
  11. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2006. — 208 с.
  12. Косалс Л. Технологические инновации в России: социально-экономический аспект // Общество и экономика. — 2001. — № 7-8. — С. 78-94.
  13. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 589 с.
  14. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 126 с.
  15. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 518 с.
  16. Очковская М.С. Роль инноваций в обществе // Российское предпринимательство. — 2006. — № 6. — С. 27-32.
  17. Петрова С.Б. Стратегическое управление инновационными процессами в условиях модернизации // Вестник Екатерининского института. — 2010. — № 1. — С. 12-14.
  18. Посталюк М.П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде // Проблемы современной экономики. — 2005. — № 3(15). — С. 31-34.
  19. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов. — СПб: Питер, 2006. — 378 с.

1 Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. — М.: ВлаДар, 2001. — С. 71.

2 Очковская М.С. Роль инноваций в обществе // Российское предпринимательство. — 2006. — № 6. — С. 29.

3 Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С. Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — С. 10.

4 Ершов С.Н., Черкасов В.Д. Некоторые проблемы развития инфраструктуры инновационной деятельности // Инновации. — 2006. — № 5. — С. 18.

5 Посталюк М.П. Влияние разных факторов экономической системы на инновационные отношения в конкурентной среде // Проблемы современной экономики. — 2005. — № 3(15). — С. 32.

6 Кабалина В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики. — 2001. — № 7. —  С. 23-24.

7 Косалс Л. Технологические инновации в России: социально-экономический аспект // Общество и экономика. — 2001. — № 7-8. — С. 84.

8 Глазьев С.Ю. Научно-технический потенциал: современное состояние и перспективы развития // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 12. — С. 7.

9 Гришин В.В. Стратегические аспекты организации инновационной деятельности на фоне проблем глобальной рецессии // Мировое и национальное хозяйство. — 2009. — № 3-4. — С. 34.

10 Иванова Н.И. Инновации в условиях кризиса: тенденции и перспективы // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 9. — С. 28.

11 Данные Федеральной службы государственной статистики.

12 Петрова С.Б. Стратегическое управление инновационными процессами в условиях модернизации // Вестник Екатерининского института. — 2010. — № 1. — С. 14.

13 Жиц Г.И. Стратегия инновационного развития предприятия // Инновации. — 2003. — № 6. — С. 40-41.




Информация о работе Инновационный процесс и факторы, влияющие на него