Инновационный проект

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:32, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время предприятие рассматривается как социотехническая система, т.е. комплекс взаимосвязанных сегментов материальной, социальной, политической и духовной сфер общественной жизни. Ее основу составляют:
- материально-вещественная составляющая (техника, технология и т.д.);
- кадровая составляющая (персонал как совокупность работников предприятия).

Работа содержит 1 файл

УП.doc

— 216.00 Кб (Скачать)


Основные положения курса «Управление персоналом»

 

Тема 1. Персонал предприятия как объект управления.

 

В настоящее время предприятие рассматривается как социотехническая система, т.е. комплекс взаимосвязанных сегментов материальной, социальной, политической и духовной сфер общественной жизни. Ее основу составляют:

- материально-вещественная составляющая (техника, технология и т.д.);

- кадровая составляющая (персонал как совокупность работников предприятия).

Выделяют следующие категории работников в соответствии с выполняемыми функциями: -рабочие, -служащие, -специалисты, -руководители.

Рабочие - работники, занятые выпуском продукции на основном или вспомогательном производстве.

Служащие - работники, выполняющие конкретные (однообразные) функции в сферах управления и обслуживания.

Специалисты - работники, выполняющие технические и/или инженерные функции, конкретное содержание которых достаточно разнообразно и определяется, во-первых, содержанием научного знания в конкретных областях деятельности (экономике, финансах, технологии и т.д.) и, во-вторых, — характером решаемых задач.

Руководители - работники, выполняющие функции управления (администрирования) на предприятии.

Все категории персонала по характеру труда могут быть объединены в две большие группы: 1) работники физического труда (рабочие);2) работники умственного (руководители, специалисты, служащие) труда.

Работники умственного труда могут выполнять операции: технические, логические и творческие.

Персонал предприятия осуществляет функции оперативного управления ресурсами предприятия, в том числе и кадрами. Руководители обладают всей полнотой власти и принимают решения по всем видам ресурсов. Специалисты такой властью не обладают: они выступают в качестве экспертов при решении вопросов о наиболее эффективном использовании ресурсов предприятия. Рабочие и служащие не наделены функциями оперативного управления ресурсами, однако, являясь членами трудового коллектива, имеют возможность (через различные выборные органы) оказывать влияние на стратегию управления всеми видами ресурсов.

С точки зрения Анри Файоля, управление характеризуется предвидением, распоряжением, координированием и контролем;

предвидение, т. е. учет будущих событий и выработка программы действий;

организовывание, означает материальную и социальную составляющую предприятия;

распоряжение, т. е. побуждать персонал выполнять трудовые обязанности;

координирование, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

контроль, т.е. забота о том, чтобы все рабочие процессы совершались согласно установленным правилам и отдельным распоряжениям.

Управление — система целенаправленных воздействий на управляемый объект, с целью преобразования его исходного состояния в желаемое конечное.

В процессе управления происходит взаимодействие двух сторон: объекта управления (того, чем управляют) и субъекта управления (того, кто управляет).

Управляющее воздействие (позитивное или негативное) может быть признано состоявшимся лишь тогда, когда оно воспринято объектом управления, в противном случае управляющее воздействие следует считать несостоявшимся.

Управление персоналом состоит в осуществлении целенаправленных воздействий на соответствующие его категории или отдельных работников с целью наиболее успешного решения стоящих перед предприятием задач. Эти воздействия осуществляются в форме принятия решений по персоналу, что является одной из важнейших особенностей управления социотехническими системами. Решения по персоналу направлены на: 1) формирование необходимой информационной базы (например, получение информации об изменении во времени эффективности функционирования тех или иных категорий персонала), 2) оптимизацию состава, 3) регламентацию деятельности (внутрифирменное взаимодействие, 4) разработку и совершенствование систем мотивации и др.

Принятие решений по персоналу вызывает ответную реакцию управляемого объекта. Эффективность такого взаимодействия зависит от полноты, точности и качества принятого на решения, на базе которого формируется ответная реакция.

Для принятия решений по персоналу предприятие использует все звенья своей организационной структуры.

Основой предприятия как социотехнической системы являются материально-вещественная и кадровая составляющие, общее между которыми состоит в том, что обе они для предприятия являются ресурсами.

Однако, в отличие от других видов ресурсов, человеческие ресурсы обладают спецификой, определяющей их особые место и роль в системе управления предприятием. К этим особенностям относятся, прежде всего, ориентация и самоорганизация.

Для персонала предприятия как объекта управления характерны когнитивная, катектическая и оценочная ориентации.

Когнитивная (познавательная) ориентация — это способность персонала (как коллективов, так и индивидов) вычленять из окружающей среды отдельные объекты, различая и классифицируя их по месту, свойствам и т.д.;

катектическая — способность различать объекты, имеющие для персонала положительное или отрицательное значение с точки зрения удовлетворения его потребностей;

оценочная — это способность персонала среди познавательно и катектически оцененных объектов производить дальнейший отбор и сравнительную оценку в плане первоочередности удовлетворения тех или иных своих потребностей.

Человеческое действие — это самоорганизующаяся система, специфику которой составляют символичность, нормативность и волюнтаристичность.

Символичность — это наличие таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т.п.

Нормативность — зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм.

Волюнтаристичность — известная иррациональность и независимость от условий среды и в то же время зависимость от субъективных “определений ситуации”.

 

Тема 2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием, принципы управления персоналом.

 

Управлять предприятием - значит оказывать такие воздействия на его персонал, которые в наибольшей мере способствуют достижению цели создания предприятия: получению прибыли и/или удовлетворению общественной потребности (соответственно для коммерческих и некоммерческих организаций). Следовательно, результат работы предприятия есть функция эффективности функционирования кадровой составляющей, в силу чего знание специфических особенностей управления персоналом приобретает принципиальное значение в общей системе управления предприятием.

До последнего времени само понятие "управление персоналом" в нашей управленческой практике отсутствовало, хотя в системе управления каждой организации существовала подсистема управления кадрами и социальным развитием коллектива (отдел кадров). Но основную часть работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.

Управляющие персоналом - это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главные цели которых - повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров.

Основной задачей управления человеческими ресурсами является наиболее эффективное использование способностей сотрудников в соответствии с целями предприятия и общества. При этом должно быть обеспечено сохранение здоровья каждого человека и установлены отношения конструктивного сотрудничества между членами коллектива и различными социальными группами.

Многогранность управления персоналом предполагает множество направлений в этой важной проблеме. Различают следующие аспекты управления персоналом:

-технико-технологический аспект предполагает необходимость учитывать уровень развития конкретного производства, особенности используемых в нем техники и технологий, производственных условий;

-организационно-экономический аспект позволяет раскрыть вопросы, связанные с планированием численности и состава работающих, моральным и материальным стимулированием, использованием рабочего времени и т. п.;

- правовой аспект проблемы включает вопросы соблюдения трудового законодательства в работе с персоналом;

-социально-психологический подход рассматривает вопросы социально-психологического обеспечения управления персоналом; внедрения различных социологических и психологических процедур в практику работы;

-педагогический аспект затрагивает проблемы, связанные с воспитанием и обучением персонала.

Укрупнено можно выделить три фактора, оказывающего воздействие на людей в организации.

Первый - иерархическая структура организации, где основное средство воздействия - это отношения власти - подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

Второй - культура, то есть вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

Третий - рынок, то есть сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.

Эти факторы воздействия - понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.

Каждая организация в работе с персоналом решает одни и те же основные задачи, вне зависимости от специфики деятельности. Во-первых, каждая организация привлекает необходимые для достижения ее целей человеческие ресурсы, то есть сотрудников. Во-вторых, все без исключения организации проводят обучение своих сотрудников, чтобы объяснить стоящие перед ними задачи и привести их навыки и умения в соответствие с этими задачами. В-третьих, организации осуществляют оценку участия каждого из сотрудников в достижении стоящих перед организацией целей. В-четвертых, каждая из организаций в той или иной форме вознаграждает своих сотрудников, то есть каким-то образом компенсирует затраты времени, энергии, интеллекта, которые они несут, работая над достижением организационных целей.

Перечисленные задачи актуальны для любой организации, хотя их острота и формы решения могут различаться. Для их успешного решения каждая организация должна разработать и внедрить особые методы, процедуры, программы, которые в своем единстве будут представлять систему управления человеческими ресурсами, деятельность по управлению персоналом.

Именно организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой управления персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала организации:

-   особенности индивидуального поведения;

-   особенности группового поведения;

- особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.

Особенности индивидуального поведения определяется многими параметрами, а именно:

- индивидуальные способности, склонности и одаренность - предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;

- специфика мотивации - специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности;

- индивидуальные ценности - общие убеждения, вера, мировоззрения, представления о мире;

-   демографические - половые и возрастные особенности;

-  национальные и культурные особенности - усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.

Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых основные:

- особенности корпоративной культуры - ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива;

- феномены групповой динамики - этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.

Особенности поведения руководителей являются одной из комплексных проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать как:

-     субъектов, имеющих индивидуальные особенности;

-     членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;

- функционеров определенной управленческой технологии, обладающей своими правилами поведения.

Роль управления персоналом в организационной структуре зависит от изменяющейся социально-экономической обстановки, принятой стратегии, квалификации персонала.

Исходя из этого, можно сказать, что управление персоналом представляет собой совокупность деятельности работников организационной структуры, направленной на организацию имеющегося потенциала.

Исходя из этого, можно определить уровни управления в организационной структуре. К ним относятся административный, хозяйственный, производственный и собственно управление персоналом.

Организационные задачи:

1.       Организация эффективности производства, исходя из реализуемой стратегией на рынке.

Информация о работе Инновационный проект