Инновация на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является обоснование и разработка вопросов повышения эффективности инновационной деятельности на основе выявления и использования, имеющихся у промышленных предприятий резервов, на примере инновационного проекта ОАО «ПЗТО».
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
-исследовать сущность инновационного предпринимательства;
- рассмотреть классификации инноваций;
- провести технико-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ эффективности инновационного проекта;
- предложить мероприятия по усовершенствованию организации; инновационной деятельности на предприятии.

Содержание

Введение 3
Глава1.Теоретические основы инновации на предприятии 5
1.1. Сущность инновационного предпринимательства 5
1.2.Классификация инноваций, характеристика их организационных форм 9
Глава2. Анализ организации инновационной деятельности наОАО «ПЗТО» 17
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия «Пензенский завод технологического оборудования» 17
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 20
2.3 Анализ организации инновационной деятельности на ОАО «ПЗТО» 23
Глава3. Повышение эффективности организациииинновационной деятельности на ОАО «ПЗТО» 27
3.1 Мероприятия по усовершенствованию организации инновационной деятельности на предприятии 27
3.2 Обоснование эффективности предложенных мероприятий 30
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Работа содержит 1 файл

курсач по э п.doc

— 469.00 Кб (Скачать)

      Многообразие  инноваций обуславливает необходимость  их обобщения и систематизации, т.е. определенной классификационной работы.

      Классификация позволяет проводить целенаправленную работу по реализации инноваций, выявлять их сильные и слабые стороны, вскрывать  имеющие место резервы, отбирать наиболее эффективные варианты возможных  решений, внедрять необходимые в  данный отрезок времени нововведения и т.д. Классификация необходима при постановке разработчикам нововведений соответствующих целей, что является немаловажным условием выбора приоритетных направлений их деятельности и получения эффективных результатов.

     В современной литературе классификации инноваций уделяется большое внимание, и можно утверждать, что эта проблема исследуется в большинстве научных публикаций, посвященных вопросам инноваций и инновационной деятельности. Вместе с тем следует признать, что до настоящего времени нет единого подхода к классификации инноваций.

     Все предлагаемые варианты классификации  инноваций различаются, прежде всего, по числу положенных в их основание  классификационных признаков. [7,с.380]

     В качестве классификационных оснований  словацкие экономисты Л. Водачек и О. Водачкова предлагают такие признаки, как структурная характеристика инновационного изменения и интенсивность этого изменения.

     Во  многих исследованиях систематизация инноваций осуществляется только по одному признаку. Например, Б. Санто таким признаком считает характер общественных целей и различает по нему следующие разновидности инноваций:

     - экономические, ориентированные  на прибыль;

     - экономические, неориентированные  на прибыль;

     - специальные.

     Спорным является деление инноваций по степени завершенности, поскольку идея не получившая законченное воплощение в принципиально новых способах удовлетворения общественных потребностей, вряд ли может считаться инновацией. Это же обстоятельство подтверждает дискуссионность разделения инноваций на результативные и нерезультативные. [8,с.114]

     Чтобы классификация инноваций носила прикладной характер и использовалась в управлении инновационной деятельностью, в ее основу, следует положить такие  признаки, как форма реализации содержания, степень новизны, характер удовлетворяемой общественной потребности, способность к распространению, приоритет появления, время реализации инновации (рис. 1).

     Инновации как принципиально новые способы (средства, приемы) удовлетворения общественных потребностей принимают две основные формы: продукты (предметы, товары) и процессы.

     К инновациям в форме продуктов (предметы, товары) можно отнести нововведения, воплощенные в средствах труда, предметах труда и предметах  потребления.

     Инновации в форме процессов составляют прогрессивные изменения в технологических, организационных, управленческих, социальных и экономических процессах. [9,с.327]

     Инновации в форме процессов ориентированы, с одной стороны, на улучшение  технико-экономических характеристик  выпускаемых изделий, а с другой – на создание условий для освоения и производства новой продукции. Следовательно, в составе инноваций в форме процессов могут быть выделены:

     - инновации, ориентированные на  улучшение технико-экономических  характеристик выпускаемых изделий;

     - инновации, создающие условия для освоения и производства новой продукции.

     Одновременно  инновации в форме процессов  по совершенствованию выпускаемой  продукции и созданию условий  для освоения и производства новых  изделий находят свое отражение  в повышении технического, организационного, экономического и социального уровней предприятия. 

      

      Рисунок 1. - Классификация инноваций

     В связи с этим инновации в форме  процессов могут быть расчленены на инновации по повышению технического, организационного, экономического и социального уровней предприятия. Технический, организационный, экономический и социальный уровни имеют довольно сложную структуру, что предполагает дальнейшее деление инноваций в форме продукта и процесса. Так, инновации по повышению технического уровня производства можно подразделить на инновации совершенствующие орудия труда, предметы труда, технологические процессы и т.д. В составе инноваций по повышению организационного уровня предприятия позволительно выделить инновации по повышению уровня организации основного производства, производственной структуры, труда и управления.

     Инновации в форме продукта (предмета, товара) и в форме процесса взаимосвязаны  и взаимозависимы. Известно, что  инновации в форме продукта весьма часто требуют инноваций в форме процессов для того, чтобы к ним адаптировалась существующая производственная база и составляющие ее техническая, технологическая, организационная и социальная системы. В то же время инновации в форме процессов могут открывать новые возможности для инноваций в форме продуктов (предметов, товаров).

     По  степени новизны инновации можно  подразделить на радикальные (базисные) и ординарные (улучшающие). Радикальные (базисные) инновации коренным образом  преобразуют возможности удовлетворения общественных потребностей, поскольку их основу составляют принципиально новые научные знания. В отличии от радикальных, ординарные инновации не затрагивают научной первоосновы традиционных способов, приемов и методов удовлетворения общественных потребностей, а совершенствуют их посредством определенных количественных и качественных изменений.

     Одним из оснований для классификации  инноваций является их способность  к распространению. По этому признаку выделяются единичные (разовые) инновации, которые в силу своей специфики  могут использоваться только в пределах одной системы, и диффузные инновации, природа и назначение которых позволяют тиражировать их в другие системы. В свою очередь, диффузные инновации могут быть подразделены на внутриорганизационные, реализуемые в рамках одной организации, и межорганизационные, применимые в нескольких организациях.

     Инновации реализуются в той или иной социально-экономической системе (общество, экономика, предприятие). В силу того что нельзя изменить какой-либо элемент  системы без изменения всей системы, необходимо отметить, что инновация, направленная на изменение отдельного элемента системы, повлечет за собой соответствующие изменения в других элементах системы. В этой связи, необходима классификация инноваций по приоритету их появления на следующие виды:

     - активизирующие (первоначальные, инициирующие) инновации, т.е. инновации, вызывающие  ряд других разнонаправленных нововведений;

     - последующие инновации, т.е. инновации,  появление которых вызвано ранее  осуществленными нововведениями  или направлено на обеспечение условий для их проведения.

     Так, освоение продуктовых инноваций  побуждает предприятие к внедрению  технологических, организационных, социальных и экономических нововведений. И, наоборот, инновации в форме процессов  создают на предприятии условия для выпуска новой или усовершенствованной продукции. Весьма тесная связь существует между радикальными (базовыми) и ординарными инновациями, которая выражается в том, что каждая радикальная (базовая) инновация порождает множество ординарных нововведений. Кроме того, возможны ситуации, при которых ординарные инновации по мере развития трансформируются в радикальные (базовые). Использование данного подхода к подразделению инноваций позволяет не только сгруппировать инновации, но, прежде всего, предполагает нацеленность на инновационные изменения в других элементах системы. [10,с.364]

     В зависимости от времени реализации инновации могут быть перспективными и текущими. Основой подобного  деления являются:

     - величина эффекта от инновации;

     - наличие у хозяйствующего субъекта материальных и иных возможностей для осуществления инноваций.

     К перспективным относятся инновации, реализация которых объективно требует  более или менее значительных затрат времени и производственных ресурсов. Для использования текущих инноваций уже в ближайшее время предприятие располагает всеми необходимыми материально-техническими ресурсами и социально-экономическими условиями.

     В рыночной экономике соотношение  между различными типами инноваций  формируется под воздействием различных факторов, в том числе таких, как этап развития предприятия, его размеры, отраслевая принадлежность, положение на рынке, этап жизненного цикла выпускаемой продукции, характер конкурентной борьбы на рынке и т.д.

     Полагаем, что приведенная выше классификация  инноваций отвечает основным формальным правилам построения любой научной классификации. В данной классификации:

     - допускается разделение на группы  всего множества инноваций;

     - распределение инноваций осуществляется  последовательно только по одному  классификационному признаку;

     - предусматривается возможность  последующего непрерывного расчленения  инноваций.

     Кроме того, принятые в классификаторе признаки имеют сугубо прикладной характер, что позволяет использовать данную классификацию инноваций при  решении конкретных задач управления инновационной деятельностью и выявления резервов повышения инновационной активности предприятий. [11,с.516]

     Исходя  из этого можно сказать, что инновация  выполняет следующие три функции:

1.воспроизводственную;

2.инвестиционную;

3.стимулирующую.

     Воспроизводственная функция означает, что инновация  представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

     Денежная  выручка, полученная от продажи инновации  на рынке, создает прибыль, которая  выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности  инновационного процесса. Прибыль может  направляться на расширение объемов  производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Эти направления использования прибыли отражаются в «Плане денежных потоков хозяйствующего субъекта».

     Таким образом, получение прибыли от инновации  и использование ее в качестве источника финансовых ресурсов составляет содержание воспроизводственной функции инновации.

     Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным  направлениям, в том числе и  в качестве капитала. Капитал представляет собой деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

     Получение прибыли за счет реализации инновации  прямо соответствует целевой  функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом к новым инновациям; побуждает  постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бренд-стратегия, бенчмаркинг и др.). Все вышеперечисленное составляет содержание стимулирующей функции инновации. 
 
 
 
 
 

Глава2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОАО «ПЗТО»

     2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия «Пензенский завод технологического оборудования»

     Открытое  акционерное общество «Пензенский  завод технологического оборудования»  создано путём преобразования государственного предприятия «Пензенский опытный завод по производству не стандартизированного оборудования и технологической оснастки», является его правопреёмником, несёт права и обязанности, возникшие у указанного предприятия до момента его преобразования в акционерное общество.

     Место нахождения Общества: Российская Федерация, 442700 почтовый адрес Общества 242700 г. Пенза, ул. Карла Маркса, 99.

     Основной  целью Общества является производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

     Основными видами деятельности общества являются:

  • производство и сбыт продукции производственно-технического назначения,
  • производство, переработку, хранение и реализацию технической продукции;
  • производство, переработку и хранение технических товаров;
  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • внедрение результатов научно-технических работ, новой техники и технологий;

Информация о работе Инновация на предприятии