Инновация в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 00:43, реферат

Описание работы

Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации.

Работа содержит 1 файл

innovacionnloe-razvitie-rk-i-innovacii-diplom.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

К основным особенностям формирования инновационного процесса в агропромышленном производстве относятся следующие:

- множественность  видов сельскохозяйственной продукции и 
- продуктов ее переработки, существенная разница в технологии их возделывания и производства;

- значительная  дифференциация отдельных регионов  страны по условиям производства;

- сильная зависимость  технологий производства в сельском хозяйстве от природных и погодных условий;

- большая разница  в периоде производства по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продуктам ее переработки; высокая степень территориальной разобщенности сельскохозяйственного производства;

- обособленность  сельскохозяйственных товаропроизводителей (на всех уровнях) от организаций, производящих научно-техническую продукцию;

- разный социальный  уровень работников сельского  хозяйства; множественность различных  форм и связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с инновационными формированиями;

- отсутствие  четкого и научно обоснованного организационно-экономического механизма передачи достижений науки сельскохозяйственным товаропроизводителям и, как следствие, существенное отставание отрасли по освоению инноваций в производстве.

Высокий уровень  сложности агропромышленного производства как системы и указанные особенности инновационного процесса б нем предопределяют своеобразие подходов и методов ее реализации.

По своей сущности и характеру методы реализации инновационной политики могут быть самыми разными, но их совокупность преследует одну цель - создание на всех уровнях АПК максимально благоприятных условий для успешной и эффективной инновационной деятельности с учетом полного охвата всех стадий инновационного цикла: от создания инноваций, до их освоения непосредственно в агропромышленном производстве. Поскольку этих методов достаточно много, их можно классифицировать (в основном по функциональному признаку) на организационные, экономические, законодательно-правовые и социально-психологические.

К организационным  методам реализации инновационной ноли-тики следует отнести создание четкой организационно-управляемой инновационной системы, в которой каждый ее элемент будет наделен специфическими функциями, внутренними и внешними связями и станет осуществлять свою деятельность в соответствии с общими целями и задачами всей системы.

Для этого возникает  необходимость формирования и развития инновационной инфраструктуры в виде различных формирований: научных, научно-технических и научно-технологических центров, технопарков, технополисов, научно-производственных объединении и систем, специализированных формирований по производству наукоемкой продукции. Инновационная инфраструктура находится в постоянном развитии: от простых форм инновационных формирований к более сложным путем проведения реструктуризации. Будут созданы комплексные научные организации, включающие экономические, маркетинговые, информационные, коммерческие подразделения. При этом важное значение имеет определенная четкость организационного механизма инновационного процесса: от планирования фундаментальных и прикладных исследований и разработок по наиболее приоритетным направлениям инновационной направленности (с учетом спроса на научную продукцию) до завершающего этапа создания инноваций и освоения их в производстве.

Институциональные преобразования научно-технической  сферы АПК, кроме формирования инновационной инфраструктуры, должны быть направлены на интеграцию научных организаций с аграрными и обслуживающими предприятиями отрасли и создание структур малого бизнеса для обслуживания программ региональных и межрегиональных инновационно-технологических центров.

В условиях рынка  большое значение имеют экономические методы реализации инновационной политики. К ним относятся: создание экономических условий для реализации инновационных программ и проектов, государственное финансирование инновационной деятельности, широкое привлечение инвестиций в инновационную сферу, развитие предпринимательства и коммерциализации инновационных проектов.

Не меньшее  значение для реализации инновационной политики в АПК имеют финансовое оздоровление предприятий, повышение их платежеспособности и возможности приобретения инноваций и ресурсов, необходимых для их освоения.

Успешная реализация инновационной политики невозможна без формирования законодательных и нормативно-правовых механизмов, регламентирующих инновационную деятельность в АПК. Для этого необходимы разработка и принятие законов и других нормативных документов, в которых должны быть определены отношение государства к развитию инновационных процессов в отрасли, ответственность государственных организаций, направления и меры государственной поддержки по созданию благоприятных условий для инвестирования средств в инновационную деятельность.

Для успешной реализации инновационной политики должен быть выполнен ряд социально-психологических условий, это. прежде всего, понимание обществом (в частности, правительством страны и всеми товаропроизводителями) значения и роли инновационных процессов как одного из важнейших факторов экономического развития отрасли. Поэтому перед обществом стоит задача формирования активного интереса к инновациям, прежде всего у сельскохозяйственных товаропроизводителей, чему будут способствовать четко организованная информация и пропаганда достижений как отечественной, так и мировой науки.

Важное социальное значение имеет кадровое обеспечение  инновационного процесса как одного из необходимых условий эффективной политики в АПК. Для современных условий необходимы специалисты и руководители предприятий, которые в совершенстве знают особенности инновационного процесса и могут успешно работать в условиях ускоренного развития научно-технического прогресса. В этих целях необходимо усилить подготовку специалистов в высших и средних учебных заведениях АПК по проблемам развития инновационных процессов, что будет способствовать постоянному совершенствованию управления творческим потенциалом и инновационным процессом на всех уровнях.

Большое значение для реализации инновационной политики в АПК имеет деятельность различных инновационных формирований, для которых характерны принципиальные отличия как по структуре, функциям, так и особенностям функционирования. Их успешная деятельность будет в значительной мере зависеть от своевременной разработки основополагающих нормативных актов, регулирующих их организацию и функционирование. Такие законодательные документы могут быть приняты как на республиканском, так и на местном уровнях. В частности необходимо принятие закона о развитии инновационных процессов в АПК. На региональном уровне, применительно к местным условиям, должны быть разработаны законодательные акты по развитию инновационных процессов в АПК региона.

Успешной реализации инновационной политики будут способствовать меры по стимулированию инвесторов, вкладывающих средства в производство наукоемкой продукции, тиражирование которой позволит ускорить развитие инновационных процессов в сельском хозяйстве. Это важно осуществлять как путем определенной поддержки инвесторов, так и путем организации временных коллективов для реализации какого-нибудь крупного инновационного проекта.

Эффективны и  другие меры по стимулированию данного  вида деятельности: принятие налоговых и иных льгот для субъектов, осуществляющих внедрение нововведений; совершенствование амортизационной политики с целью обеспечения возможности предприятиям и организациям увеличивать амортизационные фонды в качестве источника инвестиций; развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования и т.п.

В современных  условиях исключительно важны и необходимы внешнеэкономическая поддержка предприятий (с созданием условий для ведения совместной инновационной деятельности) и консолидация усилий органов государственной власти, направленная на организацию взаимодействия с различными странами. При этом в качестве отдельного мероприятия может выступать участие таких организаций в международных конкурсах.

Перечисленные методы и меры, несомненно, не исчерпывают  всего возможного их многообразия. В ходе развития инновационных процессов в АПК и, особенно, в результате взаимодействия и связи специалистов АПК с коллегами из развитых стран методы реализации инновационной политики в отрасли будут постоянно обогащаться и совершенствоваться. 
 

  1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

    2.1 Сущность  предпринимательства  

Проводимая Президентом  и Правительством Казахстана линия «сначала экономика, потом политика» дает свои положительные результаты. Как отметил Н. Назарбаев в Послании к народу, подобная политика не может быть реализована без ее поддержки предпринимателями, которые, в свою очередь, являются движущей силой экономики. В настоящее время Правительство республики передало на рассмотрение комиссий Мажилиса законопроект «О частном предпринимательстве». С его принятием отечественное законодательство будет соответствовать современным реалиям, упростятся административные барьеры, урегулируются взаимоотношения между государственной властью и бизнесом. На местном уровне политику государства по поддержке предпринимательства проводит акимат как представитель власти в регионе. При акиматах работают советы предпринимателей по малому и среднему бизнесу или экспертные советы, основными задачами которых являются: мобилизация потенциала малого и среднего бизнеса для развития региона, области, города и определение основных направлений развития предпринимательства; содействие консолидации государственных органов и предпринимательских структур. Их главной функцией является разработка предложений, направленных на совершенствование нормативной правовой базы и улучшение правового юридического климата в предпринимательской среде. Экспертные советы обсуждают вопросы и предложения от предпринимателей, ведут конструктивный диалог между представителями бизнеса и государства. В будущем поддержка бизнеса со стороны государства будет продолжена в направлении микрокредитования и финансирования, совершенствуются налоговое и таможенное законодательства, упростится администрирование, снизится налоговая нагрузка. На рассмотрении в Правительстве находятся запросы по снижению административных барьеров и дебюрократизации работы с бизнесменами, а также по созданию новых и развитию существующих институтов поддержки предпринимательства, в том числе созданных с участием государства.

Государственная поддержка предпринимательства закреплена в таких основополагающих документах как «Стратегия развития Казахстана до 2030 года», «Стратегический план развития экономики до 2030 года» и «План индустриально-инновационного развития до 2015 года».

Предпринимательство – это особый новаторский, антибюрократический  стиль хозяйственного поведения  руководителя, в основе которого лежит  творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и  использовать в условиях конкуренции  ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую, а не коллективную и весьма расплывчатую административную ответственность за результаты работы.

Эмпирическое  понятие предпринимательства –  осуществление не репродуктивной (повторяющейся), а продуктивной экономической деятельности, освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

Как социально-экономическое  явление предпринимательство включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская деятельность тесно связана с экономическими условиями жизнедеятельности.

В экономическом  отношении предпринимательство содержит в себе различные стороны хозяйственной деятельности. Его можно рассматривать с трех точек зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями. Определим субъекты и объекты предпринимательских отношений. Субъектами предпринимательства могут быть различные участники экономической деятельности:

  1. частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях;
  2. группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах и т. д.;
  3. в отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает государство в лице его экономических организаций. Но в ряде стран предпринимательская деятельность государственных служащих запрещена.

Следовательно, можно сказать, что существуют три  формы предпринимательства: частная, коллективная и государственная.

Объектом предпринимательства  является определенная деятельность. Ее

особенность состоит в том, что результаты предпринимательства

материализуются в производимой продукции (услугах), а также в соответствующем  доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель организовал  деятельность, учел всю совокупность фактов. Степень организации деятельности зависит от характера комбинации различных ресурсов. На начальном этапе она необходима для оценки возможности заниматься бизнесом в определенной сфере. В дальнейшем осуществление новых комбинаций по существу становится главным делом предпринимателя. Последнее, согласно Шумпетеру, охватывают:

Информация о работе Инновация в РК