Иновационная динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:04, лекция

Описание работы

3.1. Глобальные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР / 3.2. Перспективные инновационные контуры / 3.3. Социальные аспекты инновационной динамики / 3.4. Российская наука и инновации в долгосрочной перспективе

Работа содержит 1 файл

prognoz na 2020.docx

— 135.38 Кб (Скачать)

ГЛАВА

3

Инновационная динамика

3.1. Глобальные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР / 3.2. Перспективные инновационные контуры / 3.3. Социальные аспекты инновационной динамики / 3.4. Российская наука и инновации в долгосрочной перспективе

В середине XX в. возникла и начала быстро расширяться  инновационная составляющая экономики, позволяющая ускорить социально-экономическое развитие. Развернувшиеся процессы глобализации привели к обострению технологического соперничества как средства либо сохранить лидерство, либо вырваться вперед, либо просто интегрироваться в новый миропорядок. Повсеместно пришло осознание того, что залогом успешного развития (как экономического, так и политического) является постоянное инновационное обновление. Вместе с тем возникла и укрепляется озабоченность, связанная с неясными социальными, экологическими и политическими последствиями использования ряда новых технологий: военных, энергетических, генетических, информационных.

  Многоуровневое  и многомерное изучение тенденций  научно-технического развития, постоянная корректировка научных приоритетов стали важнейшими функциональными элементами экономических и политических процессов, механизмом формирования будущего облика национальных инновационных систем. Оно осуществляется государственными ведомствами и организациями, крупнейшими корпорациями, деловыми ассоциациями, экспертными и научными центрами. Прогнозные оценки становятся основой выработки государственной политики в научно-технической сфере, ориентиром деловой стратегии предпринимательского сектора.

Формирование  инновационного облика будущего —  это комплексный процесс, который включает в себя прежде всего совокупность новейших тенденций научно-технического развития, масштабы финансирования, разработки и освоения принципиально новых технологий в компаниях частного сектора и в государственных научных центрах. Другая составляющая этого процесса — «инновационные планы», т.е. разнообразные элементы научной и инновационной политики, нацеленные на подготовку инновационной сферы к будущему, — технологическое и социально- экономическое прогнозирование, выбор и финансирование долгосрочных приоритетов фундаментальной науки и образования в контексте стоящих перед каждой страной проблем.

3.1. Глобальные тенденции  ресурсного обеспечения  НИОКР

Наукоемкость ВВП. Стратегия повышения наукоемкости, т.е. расширения масштабов научной и инновационной деятельности относительно размеров ВВП или стоимости продукции отдельных компаний, распространяется на все больший крут стран1, отраслей и корпораций.

  Развитые  страны характеризуются высокими показателями наукоемкости, которые обеспечиваются высокой долей компаний частного сектора в национальных затратах на НИОКР. Такие показатели свидетельствуют о зрелости и сбалансированности национальных инновационных систем. В прогнозном периоде для группы наиболее развитых стран возможно небольшое наращивание или стабилизация показателей наукоемкости ВВП.

  Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в  Китае и Индии приведут к концу  прогнозного периода к существенному  сближению их показателей наукоемкости с показателями развитых стран. При сохранении современных тенденций они существенно опередят Россию (табл. 3.1). Уже в настоящее время по отдельным направлениям ИКТ Южная Корея, Китай, Индия перешли от «догоняющего» развития к «лидирующему».

Таблица 3.1. Прогноз финансового обеспечения науки ведущих стран и регионов мира (расходы на НИОКР к ВВП), %

Годы США Япония ЕС-15 ЕС-25 Россия Индия Китай
1995 2,51 2,7 1,80 1,72 0,97 0,90 0,61
2000 2,72 2,9 1,89 1,80 1,05 0,95 1,01
2005 2,72 3,2 1,97 1,87 1,25 1,45 1,51
2020 3,0 3,5 2,3 2,2 2,25 2,40 2,5

   ' В 2002 г. Израиль выдвинулся  в число рекордсменов по наукоемкости ВВП — 4,7% (без учета затрат на оборонные НИОКР). До этого момента абсолютным мировым лидером была Швеция, в которой наукоемкость ВВП уже долгое время превышает 3%, а в 2002 г. составила 4,3%. 
 
 
 

         неопределенными выглядят перспективы ресурсного обеспечения НИОКР в ЕС. Как известно, регион ЕС в целом отстает от США и Японии по уровню и динамике наукоемкости, инновационное развитие замедленно. Еще в 2000 г. в Лиссабоне было принято решение более широко использовать этот резерв экономического и социального развития, ускорить темпы роста финансового и кадрового обеспечения НИОКР и к 2010 г. довести их до уровня лидеров. Однако уже в 2005 г. стало ясно, что эти решения выполнить не удастся, и их реализация была перенесена на 2013 г. При этом текущие показатели свидетельствуют о том, что разрыв в инновационной сфере продолжает углубляться. Европейские компании относительно слабо осваивают высокотехнологичные отрасли — биотехнологию, фармацевтику, информационные технологии. Их позиции наиболее устойчивы в среднетехнологичных областях — автомобилестроении и авиастороении. Опережающий рост государственных расходов на НИОКР в ряде новейших областей (альтернативные источники энергии, нанотехнология, новые материалы и т.д.) пока не стал позитивным сигналом и ориентиром для частного бизнеса.

  В настоящее время основной объем  научно-технических ресурсов мира сосредоточен в странах ОЭСР, Китае, России и Индии. В 2004 г. на долю США приходилось около 30% мировых расходов на НИОКР, ЕС — около 25, Японии — 13% (табл. 3.2). Сложившаяся триада основных научно-технических центров (США, ЕС, Япония) будет расширяться в сторону динамичных стран Азии, прежде всего Китая и Индии.

Таблица 3.2. Доля стран и регионов в финансировании НИОКР, %

 
    2004 г.
2005 г. (оценка) 2006 г. (оценка)
    2020 г.
Европа
    24,6
23,8 23,4
    20,0
Северная  и Южная Америка
    37,8
37,5 37,1
    35,0
США
    32,7
32,0 31,3
    28,0
Азия
    37,6
38,7 39,5
    45,0
Китай
    11,8
12,8 13,6
    20,0
Япония
    13,0
12,6 12,4
    12,0
 
 
 
 
 

   В прогнозном периоде возрастет наукоемкость производства как отношение затрат на НИОКР к стоимости производимой продукции, капитальным вложениям в расчете на одного исследователя. Наибольшими показателями наукоемкости (отношение расходов на НИОКР к продажам) сейчас обладают компании, представляющие фармацевтическую промышленность, производство средств связи и услуги в этой области, приборостроение, программное обеспечение.

   Основные  тенденции ресурсного обеспечения  НИОКР начала XXI в. в развитых странах  будут, вероятно, продолжать действовать  без кардинальных изменений в  последующие 10—15 лет, а именно: рост расходов преимущественно за счет предпринимательского сектора, расширение кооперации частного бизнеса с университетами и государственными исследовательскими центрами, снижение прямого государственного финансирования частной промышленности и усиление косвенного стимулирования. Соотношение частного и государственного секторов в финансировании НИОКР будет стремиться к пропорции 70 : 30, но с колебаниями, отражающими специфику отдельных стран.

   Государственные программы и приоритеты. Постепенная смена государственных приоритетов научно-технологического развития растянулась на несколько десятилетий. В США, Великобритании, Франции ее основными чертами являются:

  • относительное сокращение доли военных НИОКР в общей сумме государственных ассигнований;
  • ускоренный рост инвестиций в фундаментальные исследования, связанные с системой здравоохранения;
  • заметное падение интереса к исследованиям и разработкам в сфере ядерной энергетики.

   В странах ОЭСР в целом возможно дальнейшее сокращение относительной  доли государственного сектора в  общенациональном финансировании НИОКР. За период 1992—2002 гг. величина этого показателя по странам ОЭСР сократилась с 35 до 29,9%, по странам ЕС (Европа-15) — с 40 по 34%. Этот процесс затронул даже такую страну, как Франция, где очень сильны традиции дирижизма. За 1990—2001 гг. величина этого показателя в ней сократилась с 55 до 37%. Среди важнейших факторов, вызвавших относительное снижение доли государства в финансировании НИОКР, можно назвать сокращение военных расходов и отход от национальных крупномасштабных государственных 
 
 
 

научно-технологических  программ. Во Франции доля военных НИОКР в общих государственных ассигнованиях на НИОКР сократилась за период 1990—2000 гг. с 36 до 16%, в Великобритании — с 50 до 35%. Что касается крупных государственных программ, мобилизующих национальные ресурсы для решения тех или иных научно-технологических задач стратегического характера, то на современном этапе развития они становятся все более неэффективными. Так, Франция, которая в течение долгого времени строила на их основе свою научную политику, начинает от них решительно отказываться. За период с 1980 по 2000 г. во Франции их доля в общем государственном финансировании НИОКР сократилась более чем в два раза и составляет сегодня менее 20%. Одна из решающих причин отказа развитых стран от практики крупных программ — слабая приспособленность этого механизма для развития новейших технологий (информационных, телекоммуникационных и др.), требующих других форм мобилизации коллективных усилий.

   В первые десятилетия XXI в. продолжится  переход (начатый в 90-х гг.) большинства  развитых индустриальных стран к  новой фазе государственной научно-технологической  политики, генеральной направленностью которой становится решение социально-экономических задач. На первый план выходят требования решения наиболее насущных проблем, связанных с безработицей, здравоохранением и качеством жизни. Другие приоритеты — национальная безопасность, накопление новых знаний и конкурентоспособность промышленности — больше не являются достаточными для обоснования значительных государственных расходов в области НИОКР. Центром новой государственной научно-технической политики становятся нововведения как приоритетное средство социально-экономических изменений. Государство все больше играет роль партнера предпринимательского сектора, причем не в целях помощи предприятиям в деле максимизации прибыли, а для содействия коммерциализации наиболее эффективных в социальном плане нововведений.

   В этих условиях первоочередными при  выборе направлений развития становятся следующие соображения:

   • общественный спрос, вытекающий из ожиданий широких масс населения (здравоохранение; окружающая среда, качество и условия жизни; безопасность имущества и людей); 
 
 
 

   
  • необходимость поддерживать сектора  деятельности со значительным потенциалом роста (точки роста ВВП, экспорт, новые рабочие места);
  • междисциплинарность исследований (окружающая среда, на- нотехнологии, создание информационного общества).

   На  основе указанных критериев будет  происходить выбор основных приоритетных направлений государственного финансирования. Специфика каждой страны будет заключаться в той комбинации различных дисциплин, методов, подходов, а также различных организационных, институциональных, финансовых и прочих механизмов, которая позволяет реализовать эти намеченные генеральные приоритеты.

   Приоритетность  инновационной политики среди средств  и инструментов государственного регулирования характерна для всех развитых стран. Произошло расширение круга национальных проблем, решение которых лежит в инновационной сфере: вырос вклад инновационных факторов в решение проблем экономического роста, повышения качества и продолжительности жизни, повысилась «инновационность» всех программ экономической, промышленной, научной и региональной политики. На самом высоком политическом уровне провозглашается и затем активно проводится в жизнь задача ускорения инновационного развития как основы, «мотора» экономического роста, происходит мобилизация политических элит с участием всех слоев бизнеса, а также гражданского общества.

Информация о работе Иновационная динамика