Иновационная динамика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:04, лекция

Описание работы

3.1. Глобальные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР / 3.2. Перспективные инновационные контуры / 3.3. Социальные аспекты инновационной динамики / 3.4. Российская наука и инновации в долгосрочной перспективе

Работа содержит 1 файл

prognoz na 2020.docx

— 135.38 Кб (Скачать)
p align="justify">  В ряде стран были начаты масштабные национальные программы по развитию водородной энергетики. В силу появления вероятного инновационно-технологического прорыва на этом направлении остановимся на данной проблеме более подробно. 
 
 
 

  Интерес к использованию водорода в качестве альтернативного вида топлива проявляется  за рубежом уже не одно десятилетие. Но только в самые последние годы он материализовался в долгосрочные стратегии развития и специально создающиеся для их реализации крупные национальные и транснациональные программы и государственно-частные партнерства, нацеленные на достижение важных социально-экономических результатов. Работы по развитию водородной энергетики ведут в настоящее время все ведущие индустриальные страны мира, включая США, страны ЕС, Японию, Канаду и новые индустриальные страны.

  В 2003 г. в США президент Дж. Буш  провозгласил «Инициативу в области  водородного топлива», задача которой  заключается в ускорении необходимых исследований и разработок по созданию и демонстрации возможностей новых технологий.

  Программа предусматривает выделение в  течение пяти лет (2004—2008 гг.) на работы в области водородной энергетики в общей сложности 1,2 млрд долл., из которых 720 млн предназначены на проведение новых научных исследований и разработок. Президентская инициатива призвана способствовать принятию частным сектором решений о коммерциализации и выводе на рынок технологий водородного топлива к 2015 г., постепенному замещению нефти в качестве основного энергоносителя и заметному ослаблению вредного воздействия на окружающую среду углеродсодержа- щих продуктов сгорания после 2030 г. В рамках этой инициативы поставлена, в частности, цель оказать американской промышленности помощь в разработке к 2015 г. практичных, отвечающих критерию «стоимость — эффективность» технологий для автомобильной промышленности.

  Значительный  интерес к развитию водородной энергетики проявляется в последние годы и в странах ЕС. Это во многом связано с отсутствием у них значительных собственных запасов энергоресурсов, необходимых для обеспечения экономического роста. Перспективы водородной энергетики привлекли внимание ЕС еще в 1988 г., когда на проведение исследований в данной области из общего бюджета было впервые выделено 8 млн евро сроком на четыре года. Однако до начала 2004 г. в Европе отсутствовал скоординированный технологический подход в данной области, и усилия разных стран перекрывались между собой, что вело к неэффективному использованию ограниченных общественных и частных ресурсов. 
 
 
 
 

  В 2002—2006 гг. основная часть исследований, курируемых Европейской технологической платформой, финансировалась через 6-ю Европейскую рамочную программу научных исследований (Framework-б). В следующие 7 лет значительный рост ассигнований на эти цели предусмотрен в рамках программы Framework-7. Кроме того, существенную поддержку проектов в области водородной энергетики предоставляют правительства ведущих европейских стран и компании частного сектора.

  Оценки  возможных результатов всех этих проектов приведены в табл. 3.5.

Таблица 3.5. Прогнозируемый уровень развития водородных технологий и топливных элементов в странах ЕС к 2020 г.

  Переносные (для ручных электронных приборов) Переносные  генераторы Стационарные (для выработки тепла и электроэнергии)   Для дорожного  транспорта
Количество  продаваемых в странах ЕС к 2020 г. топливных элементов разного назначения 250 млн 100 тыс. в  год lGWe 100—200 тыс.  в год

(2—4 GWe)

0,4—1,8 млн в год
Прогноз суммарных продаж в странах ЕС до 2020 г. Н. д. 600 тыс. (6GWe) 400—800 тыс. (8—16 GWe) Н. д.
Ожидаемое к 2020 г. состояние рынка Существует Существует Находится в  стадии роста Массовый  выход на рынок
Средняя мощность системы топливных элементов 15W 10kW 3 kW (micro) 350 kW  
Ценовой ориентир для системы топливных элементов 1—2 euro/W 500 euro/kW 2000 euro/kW (micro) 1000—1500 euro/kW < 100 euro/kW

Япония поддерживает работы в области водородной энергети

ки с начала 80-х гг. В 1993 г. она провозгласила свою крупную на

циональную программу в области водородной энергетики (World 
 
 
 
 

Energy Network — WE-NET), которая осуществлялась вплоть до 2002 фин. г. В рамках этой программы был выполнен ряд краткосрочных и долгосрочных проектов в области отработки технологии производства, хранения, транспортировки и использования водорода, а также разработаны три типа заправочных станций. В 2003 г. началась реализация нового национального водородного проекта (табл. 3.6), в задачи которого входит, в частности, отработка вопросов безопасности применения водородных технологий, подготовка к коммерциализации транспортных средств на основе водородных топливных элементов и формирование необходимой для этого в краткосрочной перспективе инфраструктуры.

      Таблица 3.6. Целевые ориентиры развития водородной энергетики в Японии

    Годы
Транспортные  средства на основе

топливных элементов (единиц)

Генерируемая  мощность стационарных установок на топливных элементах (MW) Время работы топливных элементов
2005—2010 50 ООО
    2100
Для стационарных приложений — более 40 000 часов. Для транспортных приложений — более 5000 часов
2010—2020 5 ООО ООО
    10 ООО
 

  В 2002 г. началось осуществление проекта  по демонстрации и испытанию транспортных средств и стационарных приложений на основе топливных элементов (Japan Hydrogen and Fuel Cell Demonstration Project). Для этого был построен специальный парк с демонстрационным залом, гаражом и заправочной станцией. В 2003 г. в Токио и Иокогаме открылись пять заправочных станций, использующих различные способы получения водорода. В 2004 г. открыты еще три подобные станции.

  Среди участников проекта — крупнейшие японские и иностранные автомобильные производители Toyota, Honda, Nissan, General Motors и Daimler-Chrysler. В 2003 г. к проекту присоединились Mitsubisi Motor и Suzuki. 
 
 
 

3.3. Социальные аспекты инновационной динамики

Возможности реализации различных сценариев  инновационного развития определяются не только сроками появления новых коммерчески привлекательных научно-технических решений. Скорости инновационных процессов как в национальном, так и глобальном масштабе зависят от наличия стимулов и ограничений, связанных как с экономическими и финансовыми факторами, так и все больше с возможным влиянием технологий на социальные процессы и экологию, с отношением общества к новшествам. Растущая обеспокоенность населения негативными последствиями использования генетически модифицированных (ГМ) сельскохозяйственных культур, блокирующая развитие этого направления в ряде стран и регионов, — лишь один пример из данной области.

В этих условиях все большее внимание авторов  долгосрочных прогнозов привлекают социальные, политические и институциональные факторы, определяющие инновационную динамику. Так, в прогнозе специалистов RAND, опубликовавшей исследование «Глобальная технологическая революция 2020» (Global Technology Revolution 2020) проанализированы 16 наиболее многообещающих направлений инновационного развития, в том числе использование солнечной энергии, новые технологии беспроводной связи и жилищного строительства, генетически модифицированные растения, методы очистки воды, экологически чистое промышленное производство, «гибридные» автомобили (т.е. использующие в качестве топлива не только бензин, но и электроэнергию и проч.), медицинские препараты «точечного» действия, искусственное производство тканей живого организма. Наиболее важное отличие данного прогноза от других многочисленных материалов на эту тему заключается в особом внимании к анализу взаимосвязи рыночных, социально-экономических, и технических факторов, определяющих появление и распространение новинок на глобальных рынках (табл. 3.7). 
 
 

      Таблица 3.7. Технологическая и рыночная вероятность появления нововведений в 2020 г.

Вероятность технологического успеха
      Вероятность рыночного успеха
  Нишевые рынки Растущие, но политически проблемные рынки Растущие  рынки без политических проблем Большие глобальные рынки без политических проблем
Высокая Химические, биологические, радиологические сенсоры тревоги Генетическое  сканирование ГМ с/х растения

Проникающие сенсоры

Адресная  доставка лекарства к пораженным тканям Повсеместный информационный доступ Гибридные автомобили Глобальный Интернет

Быстрые биопробы

Беспроводная  связь в сельской местности

Средняя ГМ животные для НИОКР Нетрадиционные транспортные средства Импланты для идентификации личности Ксенотранс- плантация (трансплантация от другого биологического вида) Дешевая солнечная энергия Лекарства, разработанные для конкретных пациентов Фильтры и катализаторы для очистки воды «Зеленая» (экологически чистая) промышленность Инжиниринг тканей организма человека Новые диагностические и хирургические методы Квантовая криптография
Неопределенная Коммерческие  самолеты-авто- маты

Хайтек-терро- ризм

Военные нанотехнологии Военная робототехника

Биометрия как  основной метод идентификации Генная терапия ГМ насекомые Больничные роботы Иммунотерапия Лечение на основе анализа баз  данных Умный текстиль Компьютеры, встроенные в одежду, Электронные трансакции Бесконтактный компьютерный интерфейс Компьютерные испытания  лекарств
 
 
 
 
 

Окончание табл. 3.7

Вероятность технологического успеха
      Вероятность рыночного успеха
    Терапия на основе стволовых клеток сумки, чемоданы Защитный  текстиль

Безопасная  передача данных

Малая Лекарства, расширяющие память

Роботы  «суперсолдаты»

Имплантация компьютерных чипов в мозг Генетическое

проектирование

лекарств

Недорогое автономное жилье Книги по заказу
Очень малая Квантовые компьютеры Генетическая  селекция потомков Искусственные мускулы и волокна Водородные  автомобили

   Примечание. Технологическая вероятность определяется возможностью появления данного продукта или технологии к 2020 г. на коммерческой основе.

   Вероятность рыночного успеха определяется совокупностью  нетехнических барьеров, в числе  которых масштабы спроса, издержки, наличие инфраструктуры, государственное  регулирование данного сегмента рынка.

   Источник: Silberglitt R., Anton Ph., Howell D., Wong A. The Global Technology Revolution 2020. Executive Summary. RAND. National Security Research Division. 2006. P. 4.

   Представленные в табл. 3.7 данные показывают, что наилучшие условия для распространения на глобальных рынках имеют привлекательные для широких слоев населения информационные технологии новых поколений, гибридные автомобили, обеспечивающие существенную экономию на бензине, а также многочисленные медицинские технологии, спрос на которые постоянно растет.

   Социальный  контекст в ближайшие 15 лет будет становиться все более важным фактором инновационного развития. Это связано как с высокой степенью интеграции достижений НТП в сферу потребления, так и с прогнозной динамикой основных социально- демографических параметров.

Информация о работе Иновационная динамика