Коммерциализация инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 18:20, реферат

Описание работы

Инновационное развитие это модель экономического роста, которая основана на систематическом внедрении современных достижений научной и научно-технической деятельности и использовании передовых организационно-производственных управленческих систем для создания и реализации на мировых и национальных рынках наукоемких инноваций в соответствующих условиях конкурентной среды.

Содержание

Введение 2

1 Инновации, их экономическая сущность и значение 2

2 Классификация инноваций 2

3 Роль инноваций в развитии предприятия 2

4 Формы коммерциализации инноваций и роль посредников 2

5 Проблемы коммерциализации научных исследований и направления их решения 2

Заключение 2

Список литературы 2

Работа содержит 1 файл

Коммерциализация инноваций в России.готовый реферат.docx

— 43.94 Кб (Скачать)

            Конкурентоспособность - это характеристика  товара (услуги), отражающая его отличие  от товара-конкурента как по  степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

           Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

          Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

          Обеспечение конкурентоспособности  товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

          Непрерывное внедрение инновации - единственный способ обеспечения долгосрочной конкурентоспособности. Инновации дают возможность компаниям получить большую норму прибыли, в течение ограниченного промежутка времени инновационно активным компаниям удается поддерживать монопольные цены, а следовательно — и высокую рентабельность бизнеса. Компании, не ведущие активной инновационной деятельности в условиях обостряющейся конкуренции, вынуждены снижать цены и из-за высоких затрат вынуждены покидать рынок. Сегодня около 40% крупных мировых корпораций полностью оказались вытесненными с рынка из-за активности новых инновационных предприятий.

       Таким образом, лидерство в настоящее  время обеспечивают те, кто контролирует наиболее важный и дефицитный фактор производства — знания и обладает возможностью вовлекать в свой бизнес их носителей. Как показывает анализ практики, независимо от отрасли успех компании в рыночных условиях во многом определяется интеллектуальным капиталом, который остается дефицитным ресурсом [4].

Для извлечения или дохода от научно-технической  деятельности (разработки инноваций) необходима коммерциализация результатов этих разработок. Под коммерциализацией понимается процесс выделения средств на инновации и поэтапного контроля за их расходованием, включая оценку и передачу завершенных и освоенных в промышленных условиях результатов инновационной деятельности [13,14].

4 Формы коммерциализации инноваций и роль посредников

      
Учитывая, что  инновации уникальная и поэтому  индивидуальна, формы ее коммерциализации могут быть весьма разнообразны. С  позиций инноватора, при всем многообразии форм, их можно свести к двум типам, предусматривающим: 
1.  Передачу прав на пользование интеллектуальной собственностью на основе определенных договорных отношений (лицензионных и безлицензионных).  
2.  Организацию производства продукции и/или оказание услуг, в том числе с образованием нового юридического лица или без него. Естественно возможны самые разнообразные сочетания. Но в общем виде все сводится к тому, что продается только интеллектуальный продукт, требующий материализации в дальнейшем, или же инновация, уже реализованная в каком-то продукте (товаре, услуге). 
Если инноватор имеет возможность материализовать инновацию в товарах и услугах, что бывает далеко не всегда, то этим необходимо воспользоваться. Организация производства продукции и/или оказания услуг является наиболее полной формой реализации потенциала, заложенного в инновации непосредственно с участием самого инноватора.  
Этот процесс сродни процессу глубокой переработки природных ископаемых. То есть, можно добывать, допустим, нефть и продавать ее потребителям для дальнейшей переработке, а можно эту нефть перерабатывать в бензин, мазут и другие продукты и поставлять уже продукты переработки. Более того, можно открыть заправочные станции и заливать бензин и дизтопливо в баки автомобилей конечного пользователя. 
Вопрос о том, до какого этапа решается дойти инноватор определяется в каждом отдельном случае. Чтобы привлечь внимание к своей инновации и найти потенциального партнера инноваторы пренебрегают ко всем возможностям (публикации, и участие в выставках, и представление в Интернете, и использование «школьных товарищей», и так далее).  
В большинстве случаев потенциальные партнеры, которым инноваторы представляют свой проект, и которые должны принимать решение о своем участии в проекте, не располагают необходимыми знаниями. Зачастую их не интересует существо инновации. Их интересует возможный объем рынка, предлагаемой инновации, доход или прибыль от её коммерциализации [3]. Поэтому необходимо уметь объяснить достоинства инновации в сравнении с уже существующими на рынке товарами или теми, которые могут появиться в ближайшее время. При рассмотрении инновации сравниваются параметры количественные, что довольно наглядно, или качественные. Качественные параметры часто имеют описательный вид, они, как правило, менее убедительны для потенциального партнера, но к ним приходится прибегать. 
Участниками процесса коммерциализации инноваций, имеющие необходимые финансовые ресурсы, обычно выступают: 
1. Крупные компании, в том числе транснациональные (ТНК), заинтересованные в инновациях для совершенствования своей деятельности или выхода на рынок с новым товаром. Они отдают предпочтение перспективно наиболее значимым инновациям, прежде всего из сферы «новой экономики».  
2.   Крупные и средние компании, ориентирующиеся на работу на рынке своей страны. Их, прежде всего, интересуют инновации, доведенные до опытного или серийного производства, которым практически на 100% гарантирован спрос. Для этих компаний большим плюсом является возможность импортозамещения иностранной продукции.  
3.  Венчурные компании и фонды. Их особенно интересуют революционные инновации, особенно в сфере «новой экономики». Их основное требование: рынок инновации должен быть динамично развивающимся, с перспективами выхода на объемы продаж, измеряемые сотнями миллионов долларов. 
4.   Частные инвесторы, которого интересует, прежде всего, окупаемость вложений в достаточно короткие сроки на достаточно устойчивом рынке. Некоторые внедряются в венчурные инновационные проекты на ранних этапах разработки, когда до получения результата еще предстоит пройти долгий путь.  
5.   В некоторых странах активно участвуют в инновационной деятельности специальные банки. В России также имеются банки, но реально они инновациями не занимаются. Значит, подавляющему большинству инноваторов вход закрыт изначально. 
Как и в любой сфере рыночных отношений, важную роль в коммерциализации инноваций играют посредники. В области инноваций в роли посредников могут выступать специализированные агентства, средства массовой информации (включая электронные). Особенно бурно развивается в последнее время посредническая деятельность через Интернет [16].

5 Проблемы коммерциализации научных исследований и направления их решения

       Необходимость перехода к инновационной экономике, реализованного в широких масштабах развитыми странами, постепенно признается и в России как на государственном уровне, так и бизнесом [2,15]. Однако темпы перехода крайне медленны [17,18]. Опыт сторон, стартовавших в коммерциализации инновационных проектов, показывает, что на этом пути имеется множество препятствий. К глобальным барьерам можно отнести длительный период вывода продукта на рынок, значительные технологические риски при неясных выгодах на старте работ, высокую себестоимость разработок и внедрения инноваций, сложность масштабирования лабораторных результатов, сложность правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности. Наряду с глобальными барьерами имеется и ряд специфических черт для России. Это невозможность для малых и средних компаний получить кредит из-за их низкой залоговой стоимости по оценкам банков, высокой стоимости кредитов, отсутствии институтов и инструментов финансирования сложных наукоемких проектов, прежде всего государственно-частного  партнерства. Часто для авторов разработок неприемлемы прямые инвестиции со стороны крупных компании, поскольку эти инвестиции  обусловливаются передачей инвестору прав на разработку.

       Главными  проблемами также являются:

  1. Недостаточная активность частного бизнеса во внедрении новых технологий в производство, так как они обусловливают относительно более высокие риски;
  2. Необходимость создания «с нуля» многих рыночных сегментов для развития инновационных отраслей [3].

       В основном естественные монополии, сформировавшиеся на базе отраслей (газовой, электроэнергетики и железнодорожного транспорта) своевременно осознали ведущую роль науки в условиях рыночной экономики и они не только сохранили доставшийся в наследство научно-технический потенциал, но и продолжили его наращивание в перспективных направлениях [15]. Несмотря на то, что государство в некоторой степени финансирует различные научные  разработки - этого недостаточно.

       Сегодня спрос на инновации сокращается. Все меньше промышленных предприятий  внедряют инновации:

       2000 г. – 10,6% (данные ВШЭ);

       2007г. – 9,4% (данные ВШЭ);

       2008г. - 9,3% (данные НАИРИТ на октябрь 2008 г.).

       Если  сравнить с другими странами то, в Греции этот показатель составляет 23%, в Португалии – 39%.

       Предприятия реальной экономики (и в этом ряду не только средние российские предприятия, но и такие «монстры», как РЖД, «Газпром», «Лукойл») не включают инновационные  продукты в свои бюджеты потому, что у них нет денег на перевооружение: в цехах подчас стоит оборудование не только 50– и 60-х годов прошлого века, но и 30-х.  А из малых российских  предприятий всего 4% внедряют инновации и только 0,5% организаций, внедряют принципиально новые продукты (в ведущих зарубежных странах этот показатель больше на порядок – примерно 5%). Отсюда    упущенная выгода от инновационного отставания – $1214 млрд в год.

       Но  тем не менее спрос на российские инновации в мире не ослабевает: крупнейшие корпорации активно создают  в России свои исследовательские  подразделения отсюда -  утечка мозгов [19].

       Проблемы  активизации процесса коммерциализации технологий в России состоят в логике согласования решений в экономической, юридической и организационной сферах. Также следует активизировать инновационную деятельность.

       Необходимо  ускорить разработку и принятие Федерального закона «Об инновационной системе  Российской Федерации». В проекте  закона важно предусмотреть участие  Российской академии наук в развитии инновационной системы, поскольку РАН исторически является системообразующим элементом российского сектора исследований и разработок.

       Наряду  с этим необходимо разработать и  принять федеральный закон прямого  действия, который обязывал бы все без исключения компании направлять определенный процент от своих доходов в общенациональный Фонд модернизации и технологического развития страны. Причем, сумма отчислений в этот Фонд уменьшалась бы на тот объем средств, который компания тратит на решение своих собственных инновационных проблем, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

       Параллельно с законодательным установлением основ инновационной системы необходимо вводить дополнительные меры стимулирования инновационной деятельности бизнеса.

       Среди них — субсидирование процентных ставок на приобретение новых технологий, патентов, лицензий и современного оборудования. Особый упор следует сделать на поощрение приобретения предприятиями новых технологий. 70% предприятий почти всех отраслей предпочитают прочим видам инноваций лить закупку машин и оборудования. Разумеется, господдержка должна предусматривать и налоговые льготы. Одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования инновационных предприятий, особенно малых, является снижение налогов, предоставление налоговых каникул, инвестиционного налогового кредита. Необходимо также освободить вновь создаваемые малые инновационные предприятия в первые два года деятельности от уплаты налога на прибыль.

       Неумение  превращать интеллектуальный потенциал  в активы (лицензии, права интеллектуальной собственности и бренды) приобрело характер одной из основных проблем инновационной сферы России. Подталкивает к тому, чтобы активно заняться этими вопросами, и принятый закон, разрешающий вузам создавать коммерческие структуры. Этот закон может стать серьезным импульсом развития венчурного предпринимательства в России.

       Новые, нетрадиционные идеи нужны и для  кадрового обеспечения модернизации и технологического развития страны.

       Имеет смысл подумать над тем, чтобы в каждом федеральном округе было создано не менее трех-пяти образовательных кластеров, основу которых составят высшие учебные заведения, получившие статус национальных исследовательских университетов. В состав предполагаемых кластеров должны войти также отраслевые вузы, средние специальные, профессионально-технические и наиболее успешные общеобразовательные учебные заведения. Это позволит повысить качество подготовки всех категорий специалистов, устранит диспропорцию между реальными потребностями региональных рынков труда и сложившейся структурой выпуска специалистов [2]. 

Заключение

       Инновационная деятельность очень важна на  предприятии, так как  в современных  условиях успешная деятельность предприятий  невозможна без инноваций.

       Инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

            Инновационная деятельность предприятия  направлена прежде всего на  повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг).

       Необходимо  решить проблемы, связанные с коммерциализацией  инноваций предприятиями, эффективного взаимодействия науки и предпринимательства, барьерами введения новшеств. 
Несмотря на то, что все говорят о переходе на путь инновационной экономики, темпы перехода очень низкие, чему способствует ряд проблем.

 

       

Список  литературы

  1. Белоусов, В.Л., Мыльникова, А.Н. О механизме коммерциализации результатов научно-технической деятельности// Инновации, 2009. - №11. – с. 66-69.
  2. Примаков, Е.М. Некоторые проблемы инновационного развития России// Инновации, 2009. - №10. – с.48-49.
  3. Костина, Г.Д., Андрианова, Н.А., Андрианов О.З. Организационные основы коммерциализации инновационного продукта// Инновации, 2009. - №7. – с. 95-99 .
  4. Ляпина, С.Ю., Первакова, Е.Е., Снесарева, Е.В. Корпоративная культура и инновации в компании// Инновации, 2009. - №12. – 102-106.
  5. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. – 453с.
  6. Экономический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic/academic.ru/dic.nsf/econ dict/7570
  7. Словарь: Lingvo Universal(En-Ru). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lingvo.ru
  8. Глоссарий В.И. Макарова. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.multitran.ru
  9. Коммерциализация технологий (исследований и разработок). [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ras-stc.ru/commerce
  10. Рыжик, Н. А. Управление инновациями в системе маркетинга. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.phlygnikova.ru/Pyblikacii/Upr-inn/index.html
  11. Ильенкова, С. Д. Инновационный менеджмент. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://exsolver.narod.ru/Books/Management/Innov_man/c4.html
  12. Виды инноваций и их классификация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sfu-kras.ru/innovation/reference/class,    http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_46285CFA-A104-4DB1-8508-FFA0CD2530D3.html
  13. Комков, Н.И., Балаян, Г.Г., Бондарева, Н.Н. Требования и условия оценки эффективности бизнес-инноваций в условиях рыночной конкуренции // Научные труды ИНП РАН под ред. А.Г. Коровкина. - М.: Макс-Пресс, 2005.
  14. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. ras-stc.ru
  15. Комков, Н.И., Бондарева, Н.Н. Проблемы коммерциализации научных исследований и направления их решения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ecfor.ru/pdf.php?id=2007/1/02
  16. Коммерциализация инноваций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russiantechnology.ru/index.php?module=articles&articleid=40
  17. Комков, Н.И., Ерошкин, С.Ю., Кравченко, М.В. Анализ и оценка перспектив перехода к инновационной экономике // Проблемы прогнозирования, 2006. - № 6.
  18. Наука России в цифрах 2005. - М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2005.
  19. Инновационная отрасль в России – итоги 2008 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nanonewsnet.ru

Информация о работе Коммерциализация инноваций