Компетенции выпускников в условиях инновационной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:35, статья

Описание работы

Начало XXI века связано наступлением эпохи инноваций, с коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими общие представления о его роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании.

Работа содержит 1 файл

компетенции выпускников ВУЗов, статья.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

                Мальсагов Адам Джамурзиевич  
                 
                 

Компетенции выпускников в  условиях инновационной  экономики 

       Начало XXI века связано наступлением эпохи  инноваций, с коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими  общие представления о его  роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании.

       Отличительные для начала XXI века изменения в  характере образования - в его  направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

       Роль  образования на современном этапе  развития России определяется задачами перехода к гражданскому обществу, демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций социального, экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Соответственно современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях.

       В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит  в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его  фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

       Система образования, существующая в настоящее  время в России, основана на передаче новых знаний. Развитие культуры накладывает  отпечаток и на развитие системы  образования. Все шире стали применяться  профессиональные компетенции в  образовании.

       Профессиональные  компетенции в образовании включают совокупность знаний, навыков и умений по определенному кругу предметов  и процессов, а также личностное отношение человека к предмету деятельности.

       Профессиональная  компетенция является общей способностью и готовностью личности к работе, которая основана на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению. Эти знания и опыт ориентированы на участие личности в процессе образования и способствуют интеграции в общество.

       Профессиональные  компетенции нельзя определять только через какую-то определенную сумму знаний и умений, поскольку определяющую роль здесь играют обстоятельства. Специфика профессиональных компетенций состоит в том, что они формируются в виде набора определенных действий преподавателя.

       Понятие «компетенция выпускника» прочно утверждается в юридической литературе и находит широкое применение в законодательстве. Понятие «компетенция выпускника» связывается с его профессиональной деятельностью, а также с личными качествами.

       Присоединение Российской Федерации к Болонской декларации (2003 год), принятой большинством европейских стран, означает движение России в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр - магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.

       Согласно  рекомендации Еврокомиссии, каждый европеец должен овладеть ключевыми компетенциями. Их восемь:

       - компетенция в области родного языка;

       - компетенция в сфере иностранных языков;

       - математическая и фундаментальная естественнонаучная и техническая компетенции;

       - компьютерная компетенция;

       - учебная компетенция;

       - межличностная, межкультурная и социальная компетенции, а также гражданская компетенция;

       - компетенция предпринимательства;

       - культурная компетенция.

       Интеграция  и интернационализация образования  формируют мировой рынок образовательных услуг. Наряду с традиционным (классическим) образованием широко используются нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях.

       Результатом обучения помимо знаний и умений должны быть компетенции выпускника - как общекультурные, так и профессиональные.

       Все они, равно как и содержательные требования к выпускнику, предусмотренные  федеральным государственным образовательным  стандартом.

       Формирование  системного подхода к процессу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием предполагает постоянное переплетение общекультурных и профессиональных компетенций. Соответственно и преподавание всех учебных дисциплин необходимо направить на формирование у студентов личностного отношения к государственно-правовым явлениям, личностной мировоззренческой и нравственной позиции. Л.А. Тихомиров (1852 - 1923), отмечал, что «выработка личности есть действительно задача не только умственная, но и нравственная. Она предполагает достижение не только понимания, но и самой способности к пониманию, а также развитие силы нравственной, состояние которой определяет самое направление наших умственных интересов».

       В настоящее время важным является выдвижение на первый план новых требований рынка труда к молодым специалистам, выпускникам ВУЗов. На современном рынке труда по-настоящему конкурентоспособным будет такой специалист, который не только хорошо знает технические особенности своей профессии, но и общителен, умеет работать в стрессовой ситуации, выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, управлять персоналом, представить продукт своего труда клиентам и широкой общественности и т.д.

       Вопрос  трудоустройства выпускников является важной социально-экономической проблемой, как для всей системы российского профессионального образования, так и для страны в целом. Ее решение состоит в создании механизмов, обеспечивающих эффективную взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг. Готовя специалистов с высшим образованием, необходимо учитывать перспективы их дальнейшего трудоустройства на основе реальных потребностей национальной экономики. Кроме того, и будущий выпускник образовательного учреждения должен знать возможность трудоустройства после получения той или иной специальности. Поэтому на современном этапе развития рынка образовательных услуг все более актуальной становится задача управления процессом образования в совокупности с учетом потребности предприятий и организаций в выпускниках конкретной специальности. Согласование предоставляемых образовательных услуг с интересами работодателей позволит реализовать социально значимую цель - профессиональную адаптацию студентов и выпускников вузов к постоянно изменяющимся тенденциям рынка труда.

       Актуализировалась проблема оценки качества подготовки специалистов, особенно с точки зрения результатов функционирования системы: людские ресурсы - образовательные услуги - потребности в специалистах с высшим образованием на рынке труда.

       Рынок труда молодых специалистов представляет собой взаимодействие спроса на труд и его предложения, в результате которого устанавливается определенная цена труда и формируются социально-экономические условия трудовой деятельности. Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда. Существенную роль в процессе трудоустройства играет качество рабочей силы, соответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест.

       На  возможностях реального трудоустройства  молодежи сказывается наличие существенного разрыва между теоретической подготовкой в высших учебных заведениях и практическими аспектами конкретной трудовой деятельности, между возможно высоким уровнем подготовки молодых специалистов и требуемым от него со стороны работодателя развитием соответствующих трудовых умений и навыков. Многими специалистами отмечается несовпадение представлений выпускников с реальными требованиями работодателя.

       Качество  высшего образования определяется множеством условий, в том числе  кадровым потенциалом учебного заведения, технической оснащенностью учебного процесса, развитием образовательных и информационных технологий, мотивацией деятельности и др. Но именно в активизации этих и других факторов, влияющих на конечный результат - образовательный продукт, обостряется проблема формирования в ВУЗе системы инноваций.

       Системные проблемы высшего профессионального  образования, такие как разрыв между  уровнем развития высоких технологий и подготовкой специалистов высшей квалификации; ориентированность специалистов высшей квалификации на узкопрофессиональную деятельность; отсутствие достаточной подготовки в области коммуникаций, инновационной деятельности, и другие ставят ВУЗы перед необходимостью интенсивного внедрения комплекса инновационных решений в обеспечение образовательного процесса. Комплексность инновационной стратегии в образовательной деятельности позволяет не только перейти на более высокий уровень качества образования в университете, повысить эффективность использования ресурсов, но и значительно поднять системообразующую роль ВУЗов в региональном образовании, предоставляя региональным учебным заведениям различных уровней научно-методическую, кадровую и технологическую поддержку.

       Решение поставленных задач состоит в  разработке и реализации образовательных  программ инновационного типа в соответствии со следующими основными принципами:

       комплексный подход к формированию направлений  и специальностей программы, разработка блоков методической, программно-технологической  поддержки;

       сохранение  традиционной фундаментальности высшего образования России и ориентированности на достижения мировой науки и техники;

       создание  условий для развития профессиональных и научных компетенций преподавателей и студентов высшей школы. 
 

Список литературы: 

  1. Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. - М., 1994.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
  3. Стратегия модернизации содержания общего образования // Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
  4. Робертс Г. Рекрутмент и отбор: подход, основанный на компетенциях. – М.: Издательство ГИППО, 2010.
  5. Тихомиров Л.А. Критика демократии. – М., 1997.
  6. Тихомиров Ю.А. Теория компетенций. – М., 2004.
  7. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2002. №8.

Информация о работе Компетенции выпускников в условиях инновационной экономики