Курс лекций по "инновациям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Работа содержит лекции по "инновациям"

Работа содержит 1 файл

Лекция Инноватика (Заочная).doc

— 297.00 Кб (Скачать)

Её сущность в том, что двигатель на газу или бензине вырабатывает электроэнергию, которая по проводам передается на два электродвигателя.

Автомобиль пластмассовый (полистерол), отсутствует трансмиссия, включает-400 деталей (Обычный – 1500).

Стоимость 300 000-450 000 тыс. рублей России.

Энергия накапливается  в конденсаторе, что дает экономию энергии при стоянках на светофоре.

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Инноватика: предмет и её сущность

 

 

Под «понятием» инновация понимается превращение потенциального результата научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах, технологиях, услугах (высокая добавленная стоимость) продукт.

 

Существует большое количество классификаций сущности инноватики.

 

Инноватика – это наука, которая изучает инновации.

 

Инноватика  занимается изменением мира, управлением эволюцией.

 

Определений инноватики много, однако все они  сводятся к одному -  это «нововведение  или преобразование в экономической, технической и социальных отраслях, основанные на прогрессивных идеях, изобретениях, открытиях» При этом отличительной особенностью инновационной деятельности является воплощение этих новых идей на практике.

 

 

 

Инноватика – область знаний, теории и практики научно-технологического инновационного процесса формирования конкурентоспособного продукта с высокой добавленной стоимостью.

 

Условиями и предпосылками появления  и развития инноватики – науки  об инновациях  явилось ускоренное развития НТП и экономическая востребованность его результатов с высокой добавленной стоимостью за счет внедрения в практику.

Гносеологическими корнями  инноватики выступают такие области науки, как философия, экономика, инженерное проектирование, предпринимательство, финансы, социология, психология, организация производства, информатика, маркетинг, логистика, менеджмент, педагогика и др.

Инноватика является теоретической  и методологической основой для формализованного описания и моделирования инновационной деятельности, организации и управления ею.

 В отличие от других научных  областей, инноватика исследует  процесс прогрессивного развития социально-экономического объекта, переход социально-экономической системы из одного стабильного состояния в другое, отличающееся более высокими ключевыми параметрами функционирования.

Инновационный процесс-это процесс инновационной деятельности от ИДЕИ до коммерческой реализации товара (услуг).

Инноватика – это особая предметная область, имеющая самостоятельный  объект исследования.

Объект инноватики – инновационная деятельность как процесс осуществления инноваций в социально-экономических системах.

При этом под инновационной деятельностью понимается деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением.

Признаками инноватики являются:

новизна (радикальная – возникновение  новых свойств, относительная –улучшение параметров объекта);

востребованность (в общественном производстве, на рынке, в социальной сфере и др.);

 

реализуемость (отсутствие ограничений использования новых знаний: ресурсных, производственно-технологических, морально-нравственных, экологических и др.);

наличие устойчивого полезного  эффекта (стабильное улучшение ключевых параметров социально-экономических систем).

Предмет инноватики – принципы, законы и закономерности инновационных процессов в социально-экономических системах, модели и методы описания исследования организации и управления инновационной деятельностью на макроуровне (национальные инновационные системы), мезоуровне (отраслевые и региональные инновационные системы, инновационные кластеры), и микроуровне (стратегии инновационного развития отдельных предприятий и организаций).

 

Инновационная деятельность базирующаяся на предпринимательстве (бизнесе) предполагает наличие особой внутренней и внешней среды.

 

 

 

 

 

 

3. Условия формирования инновационной деятельности

 

Практике формирования инновационной деятельности предопределяет следующие условия:

2.1. Преодоление барьеров

Почти вековая эпоха  административно-командной экономики сформировала не одно поколение управленцев ориентирующихся на выполнение установленных стандартов: что производить, как производить и куда поставлять.

Постиндустриальная экономика предопределяется постоянно меняющимся спросом.  При этом существующие теоретические экономические источники не дают содержательного ответа и расширения нашего познания о структурах со множественными целями, политических методах принятия стратегических решений, значении переговорного процесса, роли коалиий, а также "смешанной" практике, принятой в управлении общественным сектором. Недостаток такого подхода состоит в том, что он, как правило, достаточно далек от процесса выработки стратегии, а также игнорирует вклад аналитических подходов. Наряду с вышеотмеченным отсутствуют и практические рекомендации по стратегии инновационной деятельности.

2.2. Учет фактора-времени

Анализируя сильные  и слабые стороны инновационной  деятельности изменения стратегии  в и крупных компаниях, установлено:

ни один из подходов по внедрению стратегического процесса в компаниях не имеет повторений;

эффективные инновационные  стратегии развиваются  и формируются  путем последовательного пошагового совершенствования во времени;

стратегия инновационной деятельности развивается как подсистемы организационной деятельности путем поглощения и реорганизации, когда отдельные удачные мероприятия складываются в общий эффективный результат;

логичность инновационных  действий предопределяющих эффект в процессах разработки стратегий в крупных компаниях.

наиболее результативны  инновационные стратегии там, где  они имели пошаговую систему  совершенствования;.

Инновационный подход в развитии компании коренным образом отличается от обычной "смешанной" практики. Это целенаправленный, эффективный и активный метод менеджмента, позволяющий сочетать в процессе формирования стратегии как аналитические, так и новаторство менеджмента.

2.3. Формирование  инновационного мышления

Анализ функционирования крупных инновационных компаний указывает на то, что их составляющие характеристики значительно шире существующих организационных структур по следующим критериям:

архитектуре организационной  структуры;

особенностей принятого  в компании стиля менеджмента;

внешних (прежде всего с органами власти) отношений компании;

системы перспектив поведения  компании через слияние и управления структурными подразделениями;

международное сотрудничество и позицирование на внешних рынках компании;

широкие инновационные  возможности компании;

адекватность роста  компании и мотивации персонала;

постоянный процесс  совершенствования и его воздействие  на трудовые и профессиональные взаимоотношения в компании;

высокая восприимчивость  на технологические перемены.

 

2.4. Восприимчивость  к принятию инновационных решений

Формирование инновационной  структуры компании часто предопределяется интуицией менеджмента, которая  оказывает существенное воздействие  на всю последующую стратегию компании. Именно такие были действия менеджмента General Motors во время нефтяного кризиса в 1973-1974 гг., изменения позиции Еххоn после аварии танкера Valdez и образования огромного нефтяного пятна. Аналогичные проблемы должны были решить компании Haloid Corporation и Pilkington Brothers, перед которыми после неожиданного изобретения ксерографии и флоат-стекла открылись принципиально новые перспективы. Ни одна организация, сколь бы мудрой и рациональной она ни была, каким бы воображением ни обладала, не может предугадать точное время, глубину или даже характер подобных стремительно развивающихся событий.

Осознавая это, высший менеджмент принимает соответствующие решения. Абсолютно точно предугадать  последствия того или иного шага невозможно, а потому необходимо сохранить  возможность маневра. Руководство  компаний весьма чувствительно к процессам, происходящим в политических и социальных структурах, и пытается строить действия таким образом, чтобы обеспечить наиболее выгодное для себя развитие событий.

 

2.5. Диверсификация  производства как метод создания  конкурентоспособных продуктов (расширение ассортимента, новые виды производств)

Диверсификационные стратегии  являются хорошим примером того, насколько успешными могут быть пошаговые действия. Расширение ассортимента с целью повышения эффективности производства является важным фактором укрепления психологического и политического статуса компании. Особенно важно создать в компании оптимальный психологический климат, соответствующий настрой на диверсификацию. Необходимо осознанно ориентировать сотрудников на то, чтобы воспользоваться предоставляющимися возможностями. Успехи новых подразделений должны способствовать формированию атмосферы, поощряющей принятие сотрудниками риска, развитию новых положительных стереотипов действий.

 

2.6. Реинжениринг

Применяемая в настоящее  время практика повышения эффективности производства за счет широкомасштабных организационных изменений, негативно воздействуют на политику компании и ее социальную структуру. В постиндустриальный период. Модернизация же существующих технологических процессов производства позволяет свести эти отрицательное влияние к минимуму. Если компания движется вперед небольшими шагами, у нее появляется возможность использовать новые роли и индивидуальные реакции вовлеченных в процесс людей. Такой подход позволяет новым работникам одаптироваться в новой для них обстановке, а руководству убедиться в их деловых способностях. Пошаговая модернизация позволяет участникам событий по мере накопления новой информации вносить изменения в общую идею реорганизации. Немалым достоинством такого подхода является также возможность достаточно долго откладывать принятие итоговых решений. Продвигаясь, шаг за шагом, внимательно присматриваясь к открывающимся возможностям, руководство компании избирательно стимулирует тех или иных сотрудников как гарантов перспектив развития инновационной стратегии..

2.7. Планирование 

Методы формального  планирования служат осуществлению  ряда важных функций. Они дисциплинируют менеджеров, заставляя их постоянно смотреть вперед, 6омогают сформулировать цели и правильно распределить имеющиеся ресурсы. Долгосрочное планирование приучает анализировать перспективы развития ситуации и одновременно способствует реализации краткосрочных программ. Долгосрочные планы создают определенный психологический фон и задают информационные рамки, используя которые менеджеры оценивают принятые ими решения.

быть логически осмыслены, а значит, подлежат планированию.

2.8. Последовательность  в реализации инновационных проектов

На практике не возможно объединить все стратегические решения  в общую матрицу, которая позволила бы одновременно управлять множеством разнообразных факторов. Это связано не только с восприимчивостью к новшествам но и процессуальными ограничениями. Поэтому требуется определенное время на анализ происходящего, достижение общего согласия, подбор и обучение персонала и т. д. Все эти события должны происходить в определенной последовательности.

 

2.9. Динамизм  в инновационной деятельности

Общеизвестно, что хорошие менеджеры успешно работают на протяжении многих лет, принимая решения и затем осуществляя их. Они строят ресурсную базу, определяют позиции фирмы таким образом, чтобы она могла выстоять в самых неблагоприятных обстоятельствах. Они постоянно работают над реорганизацией структуры корпорации в соответствии с новыми данными и новым раскладом сил, который, увы, никогда не бывает идеальным. Поэтому  инновационные структуры для развития динамичный процесс должны формировать коммуникационную инновационную стратегию с механизмом стимулирования эффективного менеджмента

 

Стратегический путь — это обеспечение высокого уровня интеграции национальной экономики в мировую экономику, опирающегося на новейшие достижения науки.

 

Для того, чтобы эта стратегия стала реальностью, свою задачу «фундамента цивилизационного прогресса» призвана выполнить отечественная научная и  образовательная система.

В странах  запада и США инновационные разработки одного ученого обслуживают 200 менеджеров, а в Республике Беларусь – 10.

 

 

3. Кластеры: понятие, влияние на конкурентоспособность национальной экономики

Кластер (англ. гроздь), пучок; группа, скопление однородных предметов; рой пчел; экономический кластер – сообщество сконцентрированных по географическому, отраслевому или иному  принципу организаций, либо тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Экономический кластер основан, как правило, на системе согласованных экономических интересов. Пример. Создание научно-производственных объединений в отраслях экономики (транснациональные компании в нефтехимии).

Норма тивно-правовая база сформирована.

 

Совершенствование организационных  форм управления предусмотрены принятыми  следующими нормативно-правовыми актами: Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 года № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь от 28.12. 2009 г. № 97-З «О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь».

Информация о работе Курс лекций по "инновациям"