Методология планирования в цепях поставок. Сущность и основные принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:42, доклад

Описание работы

Управление цепями поставок является относительно новым направлением. Оно отражает концепции интегрального бизнес-планирования, которых с 1950-х гг. придерживаются эксперты и практики в области логистики, стратегий и исследования операций. Сегодня интегрированное планирование стало реальностью благодаря развитию информационных технологий, но большинству компаний все еще не хватает знаний о том, как применять и как адаптировать новые аналитические инструменты для достижения этих целей.

Работа содержит 1 файл

петух.docx

— 39.08 Кб (Скачать)

Цепь начисления стоимости. В своей книге Майкл Портер формулирует концепцию цепи начисления стоимости следующим образом: «В каждой фирме представлен комплекс видов деятельности, связанных с  проектированием, производством, продажей, распределением и поддержкой своих продуктов. Цепь начисления стоимости фирмы и то, как она осуществляет отдельные виды деятельности, находят свое отражение в истории фирмы, ее стратегии, подходах к применению стратегии, а также непосредственно в самой экономической деятельности, лежащей в основе».

Цепь поставок вызывает особый интерес с точки зрения цепи начисления стоимости для компаний, занимающихся производством и распределением физических продуктов. Цепь начисления стоимости также называется цепью добавленной стоимости, потому что внимание фирмы сфокусировано на добавлении стоимости своим продуктам или услугам на каждом отрезке цепи. Конкурентным преимуществом будут обладать те компании, которые контролируют затраты своей цепи начисления стоимости лучше, а также те, кто дифференцирует свои продукты путем улучшения их качества, уровня обслуживания потребителей, продуктового ассортимента, уникальности продукта на рынке и т. д.

По М. Портеру, любая цепь начисления стоимости состоит из 9 типов операций. Мы представили  это на рис. 1.3, где добавили 2 новые  поддерживающие операции: информационные технологии и управление цепями поставок. Маржа, или чистая прибыль, представляет собой разницу между валовой  прибылью и общими затратами, связанными с отдельными операциями. Контроль над этими затратами и добавление стоимости отдельным операциям  являются чрезвычайно важными для  достижения и удержания конкурентного  преимущества с точки зрения краткосрочных  и долгосрочных прибылей фирмы.

На рис.1.3 показано, что  обеспечивающие операции, особенно те 2, которые добавили мы, начинают занимать большую часть общих активных звеньев цепи начисления стоимости, в то время как первостепенные операции занимают меньшую часть. Более  того, люди, ответственные за первостепенные операции (и особенно за общее управление цепями поставок), принимают все  более активное участие в обеспечивающих операциях. Для этого необходимо изучить и научиться применять  организационные структуры, способствующие этой распределенной ответственности  менеджеров цепи поставок.

М. Портер акцентирует внимание на важности эффективных связей между  операциями в цепи начисления стоимости: «Два вида связей могут дать конкурентное преимущество: оптимизация и координация. Связи часто основаны на компромиссах для достижения общего конечного результата… Фирма должна оптимизировать такие связи, отражающие ее стратегию, для того, чтобы достичь конкурентного преимущества…».

Под оптимизацией М. Портер понимает «создание самого лучшего» при помощи любых организационных  методов или методов планирования, которые компания может применить  в своей цепи начисления стоимости. Главной идеей этой книги является следующее: чтобы быть конкурентоспособной, фирма может и должна использовать данные, модели и системы моделирования  для оптимизации и координации  своей цепи начисления стоимости. Этот подход приемлем для минимизации  общих издержек. Но, как мы указывали  ранее, конкурентное преимущество, основанное на продуктовой дифференциации, также  требует количественного анализа  для определения стоимости дифференциации. Если это происходит, то системы  моделирования могут помочь компании установить рентабельные планы, которые  поддерживают высокий уровень обслуживания потребителей, качество и другие дифференцирующие факторы.

Теория фирмы. Концепция  цепи поставок в широком смысле — это управленческая интерпретация установившихся микроэкономических моделей и теорий. Микроэкономика (или экономика промышленной организации, как ее часто называют в последнее время) занимается созданием и интерпретацией моделей, которые в математических терминах описывают функционирование фирм, их расширение, объединение и взаимодействие согласно экономическим принципам. Она также рассматривает модели, исследующие потребительский спрос на продукты фирмы и то, как фирмы конкурируют друг с другом в рамках одной отрасли.

Микроэкономические модели имеют сильное сходство с оптимизационными, которые мы будем рассматривать, потому что оба типа моделей затрагивают решения о цепи поставок. Главное отличие состоит в их сущности, а не в математической форме. Оптимизационные модели являются эмпирическими, т. е. они обрабатывают цифровые данные, характеризующие конкретную проблему планирования цепи поставок, с целью выявления оптимальных стратегий для решения этой проблемы. Микроэкономические же модели (несмотря на то, что они также основаны на математических вычислениях) предназначены для обнаружения качественных аспектов в экономике фирмы и ее конкуренции с другими фирмами отрасли. В гл. 3 мы урегулируем различия между целями этих двух дисциплин путем использования микроэкономической теории для объяснения и интерпретации оптимальных стратегий, рассчитанных с помощью оптимизационных моделей.

Трудности возникают, когда  в реальности проблема цепи поставок не соответствует микроэкономической теории. Представьте, например, что  компания ограничила количество поставщиков  сырьевых материалов по меньшей мере до двух, причем каждый из них должен поставлять не менее 20% от общего объема. Руководство навязало свою политику, несмотря на тот факт, что один поставщик предлагает продажу сырья в неограниченных количествах по значительно более низкой цене, чем у других поставщиков.

Этот тип давления у  экономистов называется внешним  влиянием. Он представляет собой фактор, не оправданный экономическими аргументами. Кто-то может попытаться извлечь  выгоду из внешнего влияния и включить ее в теорию фирмы, но это непрактично, так как менеджеры отдела закупок  требуют немедленного ответа, как лучше всего приобрести сырьевые материалы. У них нет времени для анализа рациональности или нерациональности внешнего влияния.

Этот и многие другие методы могут быть включены в теорию фирмы  с помощью оптимизационных моделей. Есть возможность изменять силу такого давления, если менеджеры в некоторой  степени не уверены, насколько жестким  оно должно быть. Короче говоря, оптимизационные  модели позволяют быстро и четко  осуществить анализ политики компании.

Микроэкономическая теория основывается на предположениях об основных структурах математических моделей, позволяющих  получить необходимые результаты путем  описания деятельности фирмы. К сожалению, реальные данные не всегда совпадают  с этими результатами. Например, показатели фиксированных затрат и  положительного эффекта масштаба, связанные  с производственной и распределительной  деятельностью, идут вразрез с традиционной микроэкономической теорией. Если такие  явления происходят в промышленности, с теоретической точки зрения нет гарантии, что баланс между  конкурирующими фирмами будет существовать. Конечно, в реальности может быть дисбаланс, но это такая запутанная концепция, охарактеризовать которую  еще труднее.

Очевидно, что такие явления  происходят повсюду. Модели смешанного целочисленного программирования, особый тип оптимизационных моделей, который  мы рассмотрим позднее, с легкостью  охватывают все многообразие сложных  характеристик при бизнес-планировании внешнего окружения в реальных условиях. Различие между микроэкономикой и оптимизационными моделями состоит в том, что последние с бульшей легкостью способны приспосабливаться к сложным условиям в реальности, с которыми трудно справиться с математической или теоретической точки зрения.

В последнее время исследования формирования стратегий превратились в новую парадигму, при которой  фирма базирует свою деятельность на ресурсах и которая тесно связана  с экономикой промышленной организации. Ее смысл заключается в следующем: устойчивое конкурентное преимущество фирмы в большой степени зависит  от ресурсов фирмы и того, как  они используются. В частности, теория предполагает, что более успешные фирмы владеют разнородными ресурсами. Эти ресурсы отличают успешные предприятия  от других фирм и позволяют им выиграть на рыночной цене, получаемой фирмой за то, что средняя стоимость ее продукта превышает среднюю стоимость  его поставки. Поэтому разнородные  ресурсы нелегко моделировать или  заменять другими ресурсами.

Концепция ключевой компетентности связана с ресурсной теорией  фирмы. Ключевые компетентности относятся  к разнородным ресурсам успешной фирмы, обеспечивающим ей устойчивое конкурентное преимущество. И хотя этот термин широко используется, менеджеры зачастую не могут точно  найти свою ключевую компетентность и способы ее улучшения.

Теория фирмы, основанная на ресурсах, достаточно новая, и поэтому  в ней еще не разработаны эмпирические методы для определения и измерения  разнородных ресурсов и основных способностей. Понятно, что некоторые  разнородные ресурсы качественны  и поэтому не могут быть легко  измерены; примером этого может служить  аттестация инженеров-конструкторов  компании. Но другие ресурсы могут  быть измерены, например затраты, связанные  с продуктом. В последующих главах мы покажем, как оптимизационные  модели цепи поставок фирмы, основанные на данных, могут помочь в определении и классификации разнородных ресурсов по их абсолютной и относительной ценности. Эти модели могут также выявить и классифицировать те ресурсы, которые фирма планирует списать или распродать.

Концепции, основанные на ресурсном  подходе фирмы, помогают расширить  спектр оптимизационных моделей  управления цепями поставок. Это важно, поскольку менеджеры и практики осторожно относятся к таким  расширениям, несмотря на то что применение моделирования цепей поставок растет с большой скоростью. Можно привести следующие примеры моделей:

·модели, где подробно анализируются  ресурсы компании при выборе планов увеличения эффективных ресурсов за счет сокращения неэффективных;

·модели, направленные на устранение стратегической неопределенности спроса при составлении планов приобретения ресурсов для цепи поставок фирмы;

·модели, анализирующие стратегическую продуктовую линию фирмы путем  последовательного рассмотрения стадий внедрения нового продукта, управления жизненным циклом и изымания продукта из обращения.


Информация о работе Методология планирования в цепях поставок. Сущность и основные принципы