Новые принципы работы школы в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 21:03, реферат

Описание работы

В эпоху быстрой смены технологий речь идёт о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Работа содержит 1 файл

Матвиишина И.В..docx

— 193.44 Кб (Скачать)

Конференция «Национальная образовательная инициатива

«Наша новая  школа: опыт, проблемы, перспективы» 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новые принципы работы школы в условиях перехода на ФГОС второго поколения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Директор  НОШ № 279 г. Гаджиево

Матвиишина  Ирина Васильевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАТО  Александровск

2010г. 

     СЛАЙД №1

     В эпоху быстрой смены технологий  речь  идёт  о формировании принципиально  новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования  должна стать  не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

     Президентская инициатива «Наша новая школа» стала основным стратегическим ориентиром развития системы общего образования в ближайшие годы. И в ключевых направлениях ННШ, одним из важнейших является переход на новые ГОСы.

     В Мурманской области с 1 сентября 2010 года в первых классах 97 общеобразовательных учреждений будет введен ФГОС начального общего образования, в списке этих учреждений находится и школа № 279.

     Когда нам сообщили, что школа с 01 сентября 2009 года изменяет статус и будет полностью начальной, конечно встал вопрос о введении новых стандартов именно в нашем образовательном учреждении.

     СЛАЙД №2

     Первое, что было сделано – проведен городской семинар с учителями начальных классов города. Нами были рассмотрены принципиальные отличия стандартов второго поколения от стандартов 2004 г. и установлены акценты учителям первых классов на введение ФГОС второго поколения, поставлена задача изучения стандартов. 

      Образовательные стандарты второго поколения  предполагают существенные изменения  в образовательной системе, так  как предъявляют принципиально  новые требования как к процессу обучения/воспитания, так и к «результату» - выпускнику средней школы в 2020 году.

СЛАЙД №3

      02 сентября прошлого года в школе был проведен педагогический совет, который проходил в нетрадиционной форме, все педагоги участвовали в построении нашей «новой школы». На данном педсовете были поставлены цели и задачи перед педагогическим коллективом на начинающийся учебный год с учетом подготовки к переходу на ФГОС.

СЛАЙД №4

                   

     В основу стандарта положен общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина, поэтому нами разработан трехсторонний договор между родителями первоклассников, школой и муниципалитетом.

     СЛАЙД №5

     2 апреля было проведено родительское  собрание для родителей будущих первоклассников, в ходе которого проведено анкетирование с целью формирования социального заказа. Присутствовало 105 родителей. Результаты анкеты помогли нам эффективно организовать учебно-воспитательный процесс в этом учебном году.

     СЛАЙД №6 

     На  чем же основываются новые принципы работы школы? Обратимся к структуре  ФГОС:

     СЛАЙД №7

     Структура ФГОС

       

Новое содержание образования 

     Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. Базисный образовательный план (БОП) включает в себя программы воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеучебную, внешкольную деятельность образовательного учреждения.

     Инновацией  в структуре Базисного образовательного плана выступает то, что в нем  выделяется три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также  предусмотрена внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

     СЛАЙД №8

Инвариантная  часть учебного плана направлена на выполнение государственных (модифицированных) программ.

При планировании вариативной части школа также учитывает требования регионального компонента (краеведческий курс, третий час физкультуры).

Для реализации внеучебной деятельности в школе функционируют 14 предметных кружков, ГПД. Налажено плодотворное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.  В школе организовано и успешно действует школьное научное общество «Созвездие», регулярно проводятся олимпиады, конкурсы, соревнования и т.д.

     Таким образом, в школе созданы благоприятные условия для успешной реализации нового содержания образования.  

     Поскольку основной задачей работы школы в условиях введения стандартов второго поколения является обновление содержания образования, методов обучения и достижения на этой основе планируемых результатов, то при подготовке к переходу на ФГОС, мы в прошлом учебном году приступили к разработке основной образовательной программы, которая включает в себя все вопросы организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом школы.

     Для разработки ООП в ноябре 2009 года нами была создана рабочая группа.

     СЛАЙД №9

     И первым шагом к разработке ООП  было создание модели выпускника НОШ  № 279. Нами был проведен 9 декабря 2009 года педагогический совет с привлечением родителей, общественности, представителей МУ ИМЦ, в ходе которого совместными усилиями была создана модель выпускника НОШ №279, на основе которой мы могли приступать к разработке ООП.

     СЛАЙД №10

     В результате работы группы программа разработана и утверждена решением педагогического совета в мае 2010 года. 

Новое целеполагание для учителей и обучающихся

СЛАЙД №11

      Согласно  требованиям стандарта деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» и «формирования универсальных способов учебных и познавательных действий», которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования. Наша школа на протяжении  10  лет в качестве альтернативы традиционной системе образования выбрала систему «Школа 2100», в методологических принципах которой заложен деятельностный подход к обучению. С каждым годом увеличивается число классов в параллели первоклассников, которых обучают по системе «Школа 2100». В этом году 60% первых классов обучаются по данной системе.  

Новые требования к подготовке учителя и новые  технологии обучения 

     Конечно, успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знания, как было раньше, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Поэтому, к профессиональному мастерству учителя, который реализует стандарт второго поколения, предъявляются новые требования.

     СЛАЙД №12

Для проектирования учебного процесса на протяжении учебного года в школе каждому учителю необходимо вести мониторинг педагогической деятельности, в котором он будет прогнозировать и отслеживать динамику  результата своей педагогической деятельности.

В нашей школе наблюдается положительная динамика  использования современных педагогических технологий учителями школы. Своими наработками педагоги школы делятся на методических мероприятиях города, области, страны.

Оценочная деятельность. 25% педагогов наряду с традиционными апробируют в своей деятельности новые системы оценивания: рейтинг, портфолио учеников и т.п.

Владение  ИКТ-компетентностью. 78% педагогов применяют данную технологию в своей работе, но степень овладения ею различна: 23% - свободно владеют ИКТ (создают собственные медиа-продукты), 35% используют в своей работе готовые медиа-материалы, 20% - применяют элементы ИКТ. Кроме того, администрация школы способствует повышению ИКТ-компетентности педагогов: оснащение компьютерами, в наличии интерактивная доска, обучение на курсах повышения квалификации.

    Чтобы учителя были готовы к введению стандартов второго поколения, по плану прошлого учебного года пройдены курсы повышения квалификации 10-ю педагогами школы. Планируется переподготовка в первом полугодии 2010-2011 учебного года на краткосрочных, долгосрочных и вечерних курсах.

    Нельзя  не сказать о том, что эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без адекватной обратной связи – системы оценки качества образования. Здесь предстоит развивать оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую. Министерством образования и науки Мурманской области будет разработано положение для проверки качества знаний на уровне региона на первой ступени образования. Проверка уровня готовности учащихся начальной школы к обучению на следующей ступени была проведена уже по итогам прошлого учебного года. В этом учебном году она входит в штатный режим.   

Система поиска и поддержки одаренных  детей

    Актуальной  является задача развития и специальной системы поддержки сформировавшихся талантливых школьников, и общей среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Выявляя в начальной школе талантливых и одаренных детей, мы закладываем фундамент для получения ими более высоких результатов в дальнейшем обучении.

    В этом учебном году были проведены  школьные предметные олимпиады среди учащихся 2-3 классов, интеллектуальный марафон среди  учащихся 4-ых классов, в которых приняло участие 140 учащихся

    В городском этапе олимпиады школьников в рамках программы «Дети Кольского Заполярья»  приняли участие 15 учеников (9 учащихся 4-х классов и 6 учащихся 3-х классов) НОШ № 279. 

    Важным  этапом работы с одаренными детьми является участие в международных, всероссийских, региональных конкурсах, в которых  ребята, под руководством учителей,   становятся победителями, призёрами и участниками.

    СЛАЙД №13

    В этом учебном году наши ученики приняли участие более чем в 20 конкурсах различного уровня, в том числе и в дистанционных. В частности:

Название Кол-во участников Результат
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех» 237 учащихся  Двое  учащихся – 2 место в районе
Мониторинг  математической подготовки выпускников начальной школы 117 учащихся  Трое  учащихся – 76 баллов
VIII Международная Интернет-Олимпиада среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты – 2009» с участием команд из России и зарубежных стран    48 учащихся  Сертификаты за достижение высоких результатов 
II Открытый Чемпионат России среди образовательных учреждений «Универсальный марафон» 17  учащихся  II место  среди ОУ Северо-Западного Федерального  округа 
Всероссийский конкурс «Познание и творчество» национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» 62 учащихся  Более 50 лауреатов,

Более 15 лауреатов  по одному направлению 

Информация о работе Новые принципы работы школы в условиях перехода на ФГОС второго поколения