Основные источники финансирования инновационных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 01:25, курсовая работа

Описание работы

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних1.

Содержание

Введение
Глава 1. Инновационный процесс и инновационный проект.
Инновационный процесс: понятие, участники, этапы.
Инновационный проект: понятие, содержание, классификация.
Организация финансирования инвестиционного проекта.
Глава 2. Инновационная деятельность в России.
2.1. Инновационная активность крупного бизнеса.
2.2. Инновационные проекты крупного бизнеса.
Глава 3. Проблемы финансового обеспечения инновационных проектов
3.1. Проблемы финансирования инновационных проектов и пути их решения.
3.2. Инвестиционная стратегия государства до 2012 года.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основные источники финансирования инновационных проектов._ Кашталян М. гр.532.doc

— 1.52 Мб (Скачать)

 

 

Содержание

Введение 

Глава 1. Инновационный процесс и инновационный проект.

    1. Инновационный процесс: понятие, участники, этапы.  
    2. Инновационный проект: понятие, содержание, классификация.
    3. Организация финансирования инвестиционного проекта.

Глава 2. Инновационная деятельность в России.

2.1. Инновационная активность крупного бизнеса.

2.2. Инновационные проекты крупного бизнеса.

Глава 3. Проблемы финансового обеспечения инновационных проектов

3.1. Проблемы финансирования инновационных проектов и пути их решения.

3.2. Инвестиционная стратегия государства  до 2012 года.

Заключение

Список литературы

Приложения  …………………………………………………………………….23-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие рыночных отношений изменило механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведения (инноваций) как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.

Освоение высоких  технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции сегодня  являются ключевыми факторами устойчивого  экономического роста для большинства  индустриально развитых стран мира. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство высокотехнологичных товаров. Коммерческий успех в этой области основан больше на знании, новых технических решениях, чем на производственных возможностях.

Технология  рассматривается как важнейшее  средство создания и поддержания  конкурентного преимущества, поэтому  применение различных методов финансирования процесса нововведений всегда актуально.

Инновационный процесс напрямую связан с финансированием, т.е. с привлечением инвестиционных средств  в  любой сфере деятельности.

В современной  экономике роль инноваций значительно  возросла. Без применения инноваций  практически невозможно создать  конкурентоспособную продукцию, имеющую  высокую степень наукоемкости и  новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних1.

 

Глава 1. Инновационный процесс и инновационный проект.

1.1.Инновационный  процесс: понятие, участники, этапы. 

Инновационный процесс в общем виде означает последовательность перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения.

Инновационный процесс означает инновационную  деятельность какого-либо субъекта экономики, т. е. процесс, направленный на разработку, на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновационный процесс включает в себя семь этапов, соединение которых в единую последовательную цепочку и образует структуру инновационного процесса (приложение 1). К этим этапом относятся2:

  1. инициация инновации;
  2. маркетинг инновации;
  3. выпуск (производство) инновации;
  4. реализация инновации;
  5. продвижение инновации;
  6. оценка экономической эффективности инновации;
  7. диффузия (распространение) инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация - это деятельность, состоящая в выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и далее в материализации идеи в новом продукте или технологии.

После обоснования  выбора нового продукта (технологии) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт (технологию), определяется объем выпуска продукта, определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок. Затем производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация процесса торговли, стимулирование спроса и др.).

Результаты  реализации инновации и затраты  на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании  чего рассчитывается экономическая эффективность инновации.

Распространение инноваций – информационная фаза, когда распространяется не сама инновация, а информация о ней, это информационный процесс, зависящий от мощности информационной системы и способностей субъектов хозяйствования к восприятию информации об инновациях.

Диффузия (лат. diffusio – распространение, растекание) инноваций - процесс, посредством которого нововведения передаются по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени; это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей.

 

Основные участники  инновационного процесса3:

- научный руководитель  инновационного проекта (автор полезной идеи или основанной на ней научно-технической разработки);

- инновационный  менеджер (исполнительный директор  или технический руководитель проекта);

- исследователь  (исполнитель прикладных НИР,  отрабатывающих концепцию и основные способы реализации полезной идеи в определенных видах новой продукции/услуг и технологий);

- конструктор  (разработчик конструктивных решений  и структуры конфигураций новой  продукции и модификаций новых услуг);

- технолог (разработчик  технологических процессов производства новой продукции и предоставления новых услуг);

- проектировщик  (разработчик проектов инновационных  предприятий и встраивания (“привязки”) технологий производства новой  продукции (предоставления новых)  услуг в производственную систему действующего предприятия);

- маркетолог (специалист  по определению структуры потенциальных  рынков новых товаров и их  ключевых параметров, позиционированию  новой продукции/услуг на них,  по определению структуры их  потенциальных пользователей и возможных конкурентов и т. п.);

- рекламист  (специалист по способам ознакомления  с новыми товарами потенциальных покупателей/пользователей);

- правовед (специалист  по интеллектуальной собственности,  в т. ч. патентам, по хозяйственно-договорным отношениям и т. п.);

- метролог (специалист по проблемам качества продукции и производства, сертификации и метрологии);

- финансист  (потенциальный инвестор проекта  на различных его стадиях, финансовый директор проекта и т. п.);

- экономист  (специалист по технико-экономическим  обоснованиям инновационного проекта);

- логистик (специалист  по снабжению и сбыту новых товаров);

- руководители  инновационного предприятия и  предприятия – конечного потребителя  новой продукции/услуг.

 

1.2. Инновационный  проект: понятие, содержание, классификация

Инновационный проект — намечаемый к планомерному осуществлению, объединенный единой целью и приуроченный к определенному времени комплекс работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов с указанием исполнителей, используемых ресурсов и их источников. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом. Результат инновационной деятельности можно назвать также инновационным продуктом4.

Любой проект в  процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта5. (приложение Р2). Жизненный цикл инновационного проекта — полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определенной последовательности всеми исполнителями проекта. Таким образом, жизненный цикл проекта охватывает все стадии его воплощения — от появления замысла, проведения НИОКР, подготовки производства и непосредственного производства продукции до ее реализации.

Структура инновационного проекта.

Каждый инновационный  проект должен содержать следующие основные разделы:

  • Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;
  • Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;
  • Продукт, его характеристика;
  • Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;
  • Стратегия маркетинга инновационного продукта;
  • Организация производственного процесса;
  • Организация управления;
  • Риски и их страхование;
  • Стратегия финансирования.

Подразделение инноваций на конкретные группы по определенным признакам называют классификацией инноваций. В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций.

В зависимости  от технологических параметров инновации  подразделяются на продуктовые и  процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии).

По типу новизны  для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По стимулу  появления (источнику) можно выделить:

  • инновации, вызванные развитием науки и техники;
  • инновации, вызванные потребностями производства;
  • инновации, вызванные потребностями рынка.

  По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (сырье, оборудование, информация);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной).

  В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;
  • улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
  • модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии6.

Окончательный успех любого проекта зависит  не столько от его размера, сколько от квалификации инновационного и финансового менеджера по планированию и управлению портфелем проектов.

 

1.3. Организация  финансирования инвестиционного проекта.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется  достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами системы финансирования инноваций  являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся среде инновационных процессов7.

  Финансовые ресурсы для проведения инновационной деятельности складываются как из собственных источников компании, так и за счет мобилизуемых средств на финансовых рынках и поступающих в порядке перераспределения, в первую очередь, за счет средств, выделяемых из государственного бюджета.

Информация о работе Основные источники финансирования инновационных проектов