Основные источники финансирования инновационных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 01:25, курсовая работа

Описание работы

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних1.

Содержание

Введение
Глава 1. Инновационный процесс и инновационный проект.
Инновационный процесс: понятие, участники, этапы.
Инновационный проект: понятие, содержание, классификация.
Организация финансирования инвестиционного проекта.
Глава 2. Инновационная деятельность в России.
2.1. Инновационная активность крупного бизнеса.
2.2. Инновационные проекты крупного бизнеса.
Глава 3. Проблемы финансового обеспечения инновационных проектов
3.1. Проблемы финансирования инновационных проектов и пути их решения.
3.2. Инвестиционная стратегия государства до 2012 года.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основные источники финансирования инновационных проектов._ Кашталян М. гр.532.doc

— 1.52 Мб (Скачать)

Одним из крупнейших инвесторов в инновационные проекты  по направлению «энергоэффективность и энергосбережение», как показало исследование, являетсяОАО «Русгидро». В частности, в 2010 году компания завершила  проект по разработке ортогональной турбины, предназначенной для низкооборотных применений на волновых, ветровых, приливных, низконапорных электростанциях. Применение этих турбин на приливных станциях позволит обеспечить наивысший КПД станций и снижение себестоимости 1 кВт электроэнергии.

В настоящее время ОАО  «Русгидро» реализует проект по созданию опытно-промышленных энергоблоков для  увеличения установленной мощности МГеоЭС-1 за счет использования тепла  сбросного сепарата. Стоимость проекта  оценивается более чем в 2,2 млрд рублей. Реализация проекта позволит повысить на 26% эффективность использования геотермальных ресурсов и, кроме того получить дополнительно до 13 МВт мощности без дополнительных затрат на бурение геотермальных скважин и добычу теплоносителя.

ЗАО «Комплексные энергетические системы» в 2008–2009 годах внедрило в производственный процесс низкотемпературную вихревую технологию сжигания твердого топлива, что увеличило КПД котла, а его максимальная мощность возросла на 20%, до 250 т/ч. В то же время ЗАО КЭС в качестве инновационного проекта представило инвестиционную программу на 2009–2017 годы, оценивающуюся более чем в 130 млрд рублей. Результатом ее проведения должны стать ввод более 3 ГВт новой электрической мощности, повышение эффективности производства электрической и тепловой энергии, повышение КПД ТЭЦ.

Активно инвестирует в  инновации в области энергоэффективности  и энергосбережения ОАО «ФСК ЕЭС». В частности, в 2009 году были созданы промышленные образцы асинхронизированных компенсаторов, обеспечивающие снижение потерь электроэнергии на 8%. В 2010 году компанией были завершены испытания уникальной отечественной разработки – компенсатора реактивной мощности нового поколения типа СТАТКОМ, который позволяет увеличить пропускную способность сетей и снизить потери электроэнергии на 4%.

Если строго подходить  к термину «космические технологии», то в силу специфики отрасли открытых данных о реализации инновационных  проектов по этой тематике нет. Тем  не менее на стыке космических  и информационных технологий сразу  несколько проектов реализуется ОАО «Ситроникс» (АФК «Система») и ОАО «Навигационно-информационные системы» (ОАО НИС).

Реализуемый в  настоящее время проект ОАО НИС  – государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС» («Экстренное реагирование при авариях»). В рамках проекта создается навигационно-информационная система, охватывающая своим действием все дороги страны, а автомобили оснащаются навигационно-связными терминалами ГЛОНАСС/GPS, которые в случае аварии автоматически передают информацию о месте, времени и тяжести ДТП, оператору системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Прогнозируемый эффект – сохранение жизни до 4 тыс. человек. Ежегодно прямой экономический эффект – 25 млрд рублей (оценки на 2020 год).

Проект ОАО  «Ситроникс» также связан с автотранспортом – НИКА («Наблюдение и контроль автотранспорта»). Суть проекта – разработка и внедрение системы наблюдения контроля автотранспорта на базе технологий спутниковой навигации в форме услуги, оказываемой совместно с оператором сотовой связи.

ОАО «Ситроникс» также представило два проекта по направлению «стратегические информационные технологии». В 2008–2010 годах был реализован проект по разработке и выводу на рынок нового продукта – Мобильного центра обработки данных (МЦОД), с которым компания вышла на новый сегмент рынка и получила новые возможности реализации комплексных ИТ-проектов. Второй инновационный проект, реализуемый в настоящее время, – создание производства интегральных схем с проектными нормами 90 нм. Это масштабный проект, оценивающийся в 16,5 млрд рублей. В его рамках создается новое производство, соответствующее мировому уровню, расширяется ассортимент выпускаемых микросхем, производственные мощности предприятия увеличиваются вдвое.

В категорию  стратегических информационных технологий можно включить и проект ОАО «Мобильные телесистемы» по строительству в России сетей мобильной связи третьего поколения (3G). В долгосрочной перспективе МТС ожидает появления целых классов новых сервисов на базе услуг высокоскоростной передачи данных. Соответственно, реализация проекта позволит компании значительно укрепить свои позиции на высококонкурентном телекоммуникационном рынке. Правда, в мире уже вовсю реализуются программы создания сетей следующего – четвертого поколения с еще большей емкостью каналов передачи данных.

Инновации в  данной сфере связаны с деятельностью  корпорации «Росатом». Один из проектов, реализованных «Росатомом», имеет  отношение к ядерной энергетике, а другие относятся к разработке медицинского оборудования и средств  контроля.

 

Глава 3: Проблемы финансового обеспечения инновационных проектов.

3.1. Проблемы финансирования инновационных проектов и пути их решения.

Развитие  национальной инновационной системы  в России требует решение проблемы финансирования инновационной деятельности. Общей тенденцией в направлении финансирования инновационной составляющей российской экономики является сокращения удельного веса в инвестициях потребительского и инновационно-инвестиционного секторов, в т.ч. машиностроения, продукция которого продолжается вытесняться импортом. За последние несколько лет произошло снижение инвестиционного потока в высокотехнологичный сектор из-за оттока капитала в добывающий сектор. По мировым стандартам инвестиционно-инновационная активность предпринимательского сектора в России незначительна - всего 10-14%.18

Что касается государственного участия в финансировании инновационного сектора, то, несмотря на его приоритет, оно мало результативно. Ограниченные объемы финансирования не позволяют ученым и разработчикам  своевременно доводить свою инновационную продукцию до стадии конечной реализации. Число специализированных учреждений, оказывающих услуги по маркетингу инновационных разработок, невелико. На фоне значительного профицита государственного бюджета ведущие отрасли экономики испытывают инвестиционный голод, особенно в части инновационных капиталовложений.

 Не способствует  повышению инновационности отечественной  экономики и привлекаемый иностранный  капитал. Приобретая контроль  над высокорентабельными российскими  отраслями и секторами и, заняв лидирующее положение в наиболее доходных областях внутреннего рынка, иностранные инвесторы и российские предприниматели, как правило, впоследствии теряют интерес к долгосрочному развитию отечественного производства, импорту технологий и высокотехнологичного оборудования.

Основной  проблемой финансирования инновационных проектов является финансирование на так называемой «посевной» стадии: по сути, это только проект или бизнес-идея, которую необходимо профинансировать для проведения дополнительных исследований или создания пилотных образцов продукции перед выходом на рынок.

 

 

Рис.2 Динамика изменения денежного потока и источников финансирования инновационных проектов по стадиям развития19

 

На рисунке 2 изображена типичная для инновационного предприятия динамика изменения денежного потока (cash flow) по стадиям его развития. На нем также указаны источники финансирования, наиболее подходящие и доступные на каждой стадии.

Многие из традиционных источников финансирования ранних стадий не вполне подходят для инновационных предприятий. Личные средства основателей, их семей и друзей являются важным источником на «посевной» стадии, но часто они недостаточны, чтобы покрыть нужды предприятия. В силу этих причин на данной стадии источником финансирования становятся ресурсы бизнес-ангелов. Ценность бизнес-ангелов состоит в том, что зачастую они вносят в проект не только деньги, но также свои знания, опыт, связи, управляют процессом развития компаний. В настоящее время в США насчитывается 225 тыс. бизнес-ангелов, которые инвестируют 23 млрд долл. в 50 тыс. высокотехнологичных компаний20. В России эти показатели в тысячу раз меньше. Это серьезная проблема в инновационном развитии страны, которую нужно решать государству и бизнесу сообща.

Венчурные фонды  финансирую компании все более и более на поздних стадиях развития эта проблема вышла за рамки отдельных государств и стала мировой. Основной способ исправления этой ситуации - укрупнение групп бизнес-ангелов и создание «посевных» фондов при активном участии государства. Основная роль государства здесь — создание благоприятных условий для частного капитала, инвестирующего в малые инновационные компании.

В настоящее  время Российская венчурная компания (РВК) совместно с фондом Бортника (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере) создали Фонд «посевных» инвестиций, призванный восполнить провал, существующий между хорошими технологическими идеями и бизнесом, в который могут инвестировать венчурные фонды21.

Фонд «посевных» инвестиций предполагает инвестировать денежные средства исключительно в проекты с совместным частным финансированием. Он будет работать через партнерскую сеть так называемых венчурных партнеров. Функцией венчурных партнеров будет поиск проектов, частных инвестиций под эти проекты и постинвестиционное сопровождение проектов.

Одной из важных проблем является низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура – избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

Другой важной проблемой является имитационный характер российской инновационной системы, ориентированной на заимствование готовых технологий, а не на создание собственных прорывных инноваций. Среди стран ОЭСР Россия имеет сомнительную честь занимать последнее место по доле

передовых компаний-инноваторов  – таких среди российских инновационно активных предприятий насчитывается лишь 16% по сравнению с 35% в Японии и Германии, 41-43% в Бельгии, Франции, Австрии, 51-55% в Дании и Финляндии. Можно отметить, что наиболее многочисленный в России (34,3%) тип пассивных технологических заимствований находится на грани исчезновения в экономически развитых странах Европы (порядка 5-8%).

  В настоящее время более перспективно не наращивать потенциал и численность занятых в неэффективно организованном и плохо управляемом прикладном секторе, а усовершенствовать механизм управления инновационными проектами и восстановить инновационную инфраструктуру.

Учитывая несовершенство российской инновационной сферы, не способной к быстрому, качественному и масштабному освоению отечественных инновационных решений, необходимо поддержать сформировавшееся у российских предприятий стремление к технолоической модернизации на основе импорта зарубежных технологий, оборудования и машин. Также необходимо при государственной и частной поддержке создать ряд инжиниринговых управляющих компаний по определенным направлениям с целью содействия освоению и инновационному сопровождению новых технологий. Такие центры предпочтительно организовывать в форме часто-государственных партнерств, с участием государства, бизнеса и науки.

Данные партнерства, помимо бюджетной поддержки, должны получать банковские кредиты на льготных условиях под государственные гарантии, но при этом предоставлять отчетность о результатах своей деятельности Правительству РФ либо организованным правительственным комитетам.

Созданные партнерства  должны иметь полноценный штат экспертов-консультантов, поддерживать постоянные связи с центрами научно-технологического прогнозирования, профильными университетами, вузами и государственными академиями. Поддерживаемые и контролируемые государственные бизнес-школы позволят обеспечить поэтапное разрешение главной проблемы инновационного развития нашей экономики.

Необходимость создания ГЧП в инновационной сфере может быть обоснована как успешным опытом сотрудничества государственного и частно госсекторов в странах с развитой экономикой, так и перспективами, которые достигаются участника ми партнерства. Для государства перспективами являются: развитие прорывных технологий, стабилизация или экономический подъем региона на фоне более эффективного использования бюджетных средств и объектов собственности. Перспективы для частных инвесторов заключаются в достижении планируемых показателей эффективности и активном участии в развитии инновационной составляющей российской экономики22.

Это является одной  из ключевой причиной мешающей динамичному развитию нашей экономики в инновационном направлении, является, с одной стороны, совершенно не отвечающий поставленным задачам уровень экономического образования большинства бизнесменов, руководителей и специалистов, и, с другой стороны, острая нехватка преподавательских кадров, способных дать качественное образование. Еще одной проблемой отечественного развития является то, что экономическое образование стало популярным и достаточно доходным коммерческим бизнесом, поэтому и центров и программ бизнес-образования больше, чем высококвалифицированных преподавателей. Тем не менее, в нашей стране успешно функционируют университеты международного уровня и неплохие бизнес-школы, однако их совсем недостаточно. Поэтому, выбирая место обучения и выделяя на подготовку инновационных кадров государственные и частные инвестиции, следует, в первую очередь, ориентироваться на качество получаемого образования. Качество представляется возможным оценить устойчивым рыночным спросом на услуги выбранного образовательного учреждения и длительностью периода работы. Данный подход к обеспечению управленческими кадрами инновационного развития организации существенно снизит риски неэффективного использования, как бюджетных средств, так и инвестиций коммерческих предприятий. В сложившейся ситуации будут полезны следующие мероприятия:

1. Значительно  активизировать процессы обучения, подготовки и переподготовки специалистов в области управления инновационным развитием экономики в целом и управления инновационным развитием предприятий, в частности, путем концентрации соответствующих учебных программ в крупных университетах страны, которые обладают высококвалифицированным преподавательским составом и достаточным опытом работы в соответствующих научных направлениях. Это позволит обеспечить необходимое качество обучения.

Информация о работе Основные источники финансирования инновационных проектов